Два СРТМ-к (1451 и 1474) в 80-х годах вели промысел в Баренцевом море на добыче креветок. Креветки сдавались, этими же судами, в северные порты Норвегии. Промысел в СССР. Прочитав рассказ - пишите в комментариях своё мнение...
Автор: Евгений Михалев
Так зарабатывалась валюта, на которую колхоз «Маяк» ЭССР, закупил оборудование (из Франции) для нового консервного завода. Купил оборудование для изготовления бассейнов по рыборазведению (из Японии) и т. д.
Но в середине 80-х Норвегия ввела закон, по которому добывающему креветку судну , уже невозможно было самому сдать креветку в порту... Только через какой-либо транспорт. Мы и попали под раздачу.
С последним грузом, по пути домой (Таллин), зашли на сдачу креветки в п. Варде.
Покупатель-датчанин, наш постоянный клиент. Он прилетел самолетом и встретил судно в порту. Меня вызвал кэп:
- Мистер Хансен предлагает нам за выгруженную тонну креветки (на пирс) - 50 nok (норвежских крон). - Пускай Хансен сам за эти деньги и выгружает. - Я посмотрел на Хансена..
Хансен аккуратно подцепил вилкой нашу, маяковскую, фирменную шпротину и с ухмылочкой выдавил - Ок... нет проблем.
Кэп с неодобрением мотнул головой в мою сторону: - Лебедчиков оставь на судне и скажи старпому - пускай оставит на борту половину экипажа... Остальным можно в город. Деньги сейчас агент привезет.
Через пару часов (наши уже ушли в город. Да какой там город - 3 улицы. Зато самый северный город. А какой туннель, связывающий город с материком! Самый старый в мире.
Под проливом на глубине 60м. Да и длина - почти 3 км. (Прокатился и я по этому туннелю на такси)
На пирс приехал автобус. Из него вылезли 7-8 парнишек, легко одетых, по виду ученики 9-10 классов.
Ну, блин, Хансен решил сэкономить... Приехал Хансен (на погрузчике), замахал руками - открывайте 2-й трюм.
У нас за трамблерами лебедок сидел тралмастер, а трюм помогал открыть боцман. Что бы было понятно читателям - трюм, где хранилась креветка был 3,5 м высотой. Креветку в коробах укладывали в 2 «шара». Сначала первый «шар», 6-7 коробов по высоте.
Когда первый «шар» полностью укладывался,забивался второй «шар». Соответственно и выгружать надо было - сначала второй «шар», выбрать по всему трюму. А затем 1-й «шар». Хансен кричит - выдерните пару стропов (поддонов), а потом мои ребята продолжат..
Я скомандовал лебедчику - выдерни поддоны сначала со второго «шара», а потом и с первого.
Лебедчик удивился... развел руками, но увидев мой кулак, радостно закивал головой. Выдернул 2 поддона с коробами мороженой креветки и аккуратно поставил их на пирс.
Норвежские пацаны полезли в трюм. Надо отдать им должное - работать они хотели... Двое из них спустились в шахту, которая получилась от выемки 2-х поддонов креветки.
А что они могли сделать? Попробовали выдернуть короба, да куда там... нужно снимать сверху, а верх в 3,5 м - попробуй допрыгни.
Минут 40 они мучились, пока Хансен не заорал:
- Ок! Я согласен, сколько хотите?
Я спустился на пирс...
- 100 nok за тонну! - Да! Я согласен!
Я нашел 4-х моряков в трюм, и к вечеру мы выгрузили всю рыбу. Утром следующего дня, я уже собрался выйти в город, как вдруг прибежал Хансен и сообщил пренеприятное известие... Нет не ревизор...
Норвегия приняла закон,запрещающий сдавать промысловикам креветку или рыбу самим, в норвежские порты. Необходим перегруз на базы или транспорты, а они уже могут сдавать в норвежский порт.
- Нужно срочно загрузить креветку обратно... Я плачу 50 nok за тонну.
- Хансен ты в курсе, что загрузить труднее, чем выгрузить?.. Нет мы не согласны. Вызывай своих мальчиков! Хансен чуть не заплакал (артист): - Хорошо... давайте 80 nok/tn?..
- Ладно, говорю, сделаем.
Через 10 часов креветка была в трюме. Пошли в Данию, Хансен там договорился о сдаче креветки на фабрику. В Дании мы согласились выгрузить мороженую креветку за 40 dkk/tn. После выгрузки СРТМ-к 1474 взял курс на Таллин.
В трюме у нас оставалось 50 тонн трески и палтуса. Настроение было прекрасное, впереди была встреча с родными (и с транспортной прокуратурой)...
Продолжение истории (вторая часть) по этой ссылке.