Найти тему
Leader-ID

EduTechPlace: история одного стартапа

Оглавление

Стартап может родиться из чего угодно. Во время конкурса одна команда за 10,5 часов придумала, как увеличить количество квалифицированных специалистов и уменьшить стоимость их обучения. Когда конкурс закончился, участники решили не бросать проект и превратить его в технологичный стартап. Вот что у них получилось.

Первое знакомство

Открытый отбор — крупный кадровый конкурс платформы НТИ. В 2020 году он прошел в онлайне. Конкурс длился 1,5 месяца и проходил в 3 этапа. Во второй — командный — этап прошли 1251 человек, это в 10 раз больше, чем обычно. Получилось 104 команды. Вместе с результатами первого этапа участники получили приглашение в командные чаты, где впервые познакомились друг с другом.

Участники команды будущего проекта EduTechPlace решили не терять времени и порядка четырех часов провели в Зуме. Каждый рассказал о себе: чем занимается, чего хочет добиться, чем может быть полезен проекту. В игру они вошли готовой командой, в чем видят причину успеха. Название проекта EduTechPlace они создали еще на старте.

Герои сплотились в командном чате Открытого отбора. Каждый безудержно креативил и внес свой вклад. Даниил Бажин стал автором итоговой версии названия
Герои сплотились в командном чате Открытого отбора. Каждый безудержно креативил и внес свой вклад. Даниил Бажин стал автором итоговой версии названия

Команда EduTechPlace

Открытый отбор — это кадровый конкурс, поэтому часть участников преследовали цель занять вакантные должности. Среди членов команды были эксперты фондов и программ по развитию сферы образования в России. Они участвовали, чтобы подтвердить свои компетенции.

Дмитрий Козырев занимался подготовкой массовых социальных мероприятий в Санкт-Петербурге, изучал психологию и основы психоанализа. Создал стартап в сфере госзаказов и мебельный онлайн-магазин. В проекте EduTechPlace он координатор проекта и директор по тимбилдингу. Помогает команде ставить цели и оставаться сплоченной.

«Я пришел на Открытый отбор, потому что искал стартовую площадку, чтобы вводить новые социальные инициативы, помогать людям и двигаться к моей главной цели — изменить мир вокруг».
Дмитрий Козырев, координатор проекта

Алексей Сидоров работал в органах гос- и муниципальной власти, руководил строительной компанией, а теперь занимается общественной деятельностью и руководит комитетом по предпринимательскому образованию в Иркутской области. Он занимается капитализацией и монетизацией проекта, ищет инвесторов.

Андрей Корабельников — доктор и профессор. Разрабатывал научные и образовательные проекты. Основал три стартапа. В EduTechPlace он отвечает за технические решения проекта и поиск инноваций.

Даниил Бажин работает над проектом научно-образовательного центра «Инженерия будущего», развивает Сообщества НТИ в Самаре. В проекте команды он — социальный дизайнер. Ищет возможности связей с другими компаниями.

Страница презентации проекта. Команда в полном составе
Страница презентации проекта. Команда в полном составе

Константин Петров развивает социально-педагогические проекты для детей и подростков. Вел тренинги для подготовки главврачей, директоров школ, руководителей музеев и библиотек в Томской области, Кузбассе и Красноярском крае, а в EduTechPlace занял место директора по связям с общественностью.

Во время Отбора в команде было 7 участников, после финала в команде осталось 5: двое участников не нашли свободного времени и покинули проект.

Участников сплотила мотивация и вера в результат. Каждый день в апреле они искали новые возможности для получения финансирования и рассылали заявки
Участников сплотила мотивация и вера в результат. Каждый день в апреле они искали новые возможности для получения финансирования и рассылали заявки

Нашли проблемы

В командном этапе участники должны были выбрать один из рынков НТИ, сделать презентацию проекта и сверстать лендинг. На решение этих задач у них было 24 часа. Наши герои получили кейс по рынку образования и начали изучать, чего в этой сфере не хватает, чтобы двигаться вперед. Нашли две проблемы.

Первая проблема — чтобы обучать специалистов, нужны крупные инвестиции от работодателей. К дорогим специальностям относятся операторы беспилотных и пилотируемых транспортных средств, потому что они проходят обучение на сложных тренажерах. Дорогое образование в медицинской и нефтегазовой отраслях, проектировании и моделировании строительных объектов, военно-промышленном комплексе.

Вторая проблема — из-за барьеров, с которыми сталкиваются молодые специалисты, рынок не сбалансирован. В России очень много менеджеров среднего звена, большинство которых занимаются продажами. При этом на Хедхантере сложно найти резюме инженера, который работает, например, с ядерными реакторами.

Сложные инженерные профессии требуют взаимодействия с проектом. Чтобы поехать в другую страну на стажировку, нужно сделать визу, купить билеты, оставить работу и семью. Не у всех есть такие возможности. Например, талантливый 18-летний парень не имеет возможности поехать в CERN, чтобы научиться работать с адронным коллайдером.

Это большое упущение в век технологий. Люди, которые могли бы построить блестящую карьеру в науке и технологиях, выбирают профессии, которым проще обучиться. Поэтому ключевых профессий, которые будут двигать прогресс, очень мало.

Участники команды сошлись на идее, что технологии должны быть доступны для всех и для развития науки не должно существовать границ.

Благодаря платформе EduTechPlace специалисты смогут работать со сложными дорогостоящими механизмами и получать сложные технические профессии, не покидая дома или офиса
Благодаря платформе EduTechPlace специалисты смогут работать со сложными дорогостоящими механизмами и получать сложные технические профессии, не покидая дома или офиса

Придумали решение

Чтобы снизить затраты на подготовку и переподготовку инженерных специальностей, команда придумала создать платформу, на которой с помощью универсального набора инструментов можно создавать VR/AR-курсы, а потом учить по ним сотрудников.

Виртуальная и дополненная реальность позволяют работать со сложными механизмами, не покидая дома или рабочего места. Курсы будут использовать действующие и будущие предприятия НТИ. В первую очередь для подготовки и переподготовки кадров инженерных специальностей. А затем и все желающие.

Когда основной посыл стал понятен, на «скелет» проекта начали накидывать «мясо» в виде технических решений. Составили презентацию и лендинг компании. Дмитрий Козырев учился веб-дизайну, чтобы верстать страницы для своих личных проектов. Эти навыки пригодились на Открытом отборе. Получился полноценный информационный лендинг для привлечения клиентов и инвестиций. Сейчас на этой странице есть способы монетизации: ссылки на Планета.ру и Яндекс.Кошелек, куда можно отправлять донаты для развития проекта EduTechPlace.

Когда проект начнет устойчиво развиваться, команда планирует создавать курсы для медицинских специальностей. Студенты смогут делать операции на сердце в виртуальном формате
Когда проект начнет устойчиво развиваться, команда планирует создавать курсы для медицинских специальностей. Студенты смогут делать операции на сердце в виртуальном формате

Виртуальное обучение — реальные результаты

Команда придумала платформу, на которой можно будет создавать онлайн-курсы с высоким уровнем погружения, что сможет заменить обучение в реальной жизни. С помощью VR и AR можно напрямую взаимодействовать с цифровым двойником любого объекта. Чтобы перенести двигатель Боинга в цифровой формат, нужно взять схему двигателя и нарисовать ее в 3D-редакторе, а затем придать каждой детали физические свойства.

«Например, вы начертили прямую. С ней можно сделать что угодно: превратить в трубу, изогнуть, поменять текстуру и цвет. Чем больше пользователей будут работать на платформе, чем богаче будет библиотека готовых деталей».
Дмитрий Козырев, координатор проекта

Чтобы увидеть двигатель, пользователь надевает очки виртуальной реальности. А с помощью перчаток он может собрать и разобрать его. Если человек изучает, как разбирать сложный механизм с помощью схем в учебниках, столкнувшись с реальным прибором на практике, он испытывает стресс. Его руки не знают, как обращаться с реальными деталями. В виртуальном формате работать безопасно: ничего не сломается и не взорвется.

Платформа похожа на игру Майнкрафт, конструктор Лего или конструктор сайтов Тильду.

Как устроена платформа

EduTech Place — это веб-интерфейс. Он находится на сервере в общем доступе для пользователей интернета. У платформы три уровня.

Первый уровень — единый индастри-маркетплейс портал для для пользователей: студентов, стартапов и компаний. EduTechPlace предоставляет им рабочее пространство, где они смогут проходить курсы, подключив специальное оборудование для VR/AR.

С помощью VR/AR-технологий учащийся сможет видеть механизм как настоящий
С помощью VR/AR-технологий учащийся сможет видеть механизм как настоящий

Для первого уровня команда добавит в интерфейс существующие курсы. Их будет около 20, чтобы площадка не пустовала и служила примером. Участники уже ведут переговоры с компанией, которая их производит. Подробности не разглашают — коммерческая тайна.

Логотип нарисовал участник команды Артур Карлов. Слоган «Знания с помощью технологий» отражает мнение героев о том, что использование технологий в образовании открывает возможности для реализации человека. Символы AR означают augmented reality — главный элемент платформы. Зеленый цвет выбрали как аллегорию зеленого света по жизни
Логотип нарисовал участник команды Артур Карлов. Слоган «Знания с помощью технологий» отражает мнение героев о том, что использование технологий в образовании открывает возможности для реализации человека. Символы AR означают augmented reality — главный элемент платформы. Зеленый цвет выбрали как аллегорию зеленого света по жизни

Второй уровень — toolkit для разработчиков AR-контента. Пользователи смогут самостоятельно создавать курсы. Команда сравнивает этот принцип с конструкторами сайтов. Благодаря технологиям сегодня каждый человек без специального образования может сверстать веб-страницу. Они придумали сделать такой сервис для создания онлайн-курсов AR/VR. Команда EduTechPlace хочет добиться того, чтобы любой человек смог составить курс, обладая лишь базовыми навыками.

Этот уровень платформы — самый главный. Тысячи компаний смогут сделать свои курсы в виртуальном формате и тысячи желающих смогут овладеть сложными техническими профессиями, которые станут двигателем экономики будущего. На этом же уровне стартаперы планируют разработку сертифицированных устройств обратного доступа, например перчаток, которые будут имитировать взаимодействие с объектами.

«Мы хотим собрать всех разработчиков AR/VR-курсов и всех желающих учиться. И объединить их на нашей площадке».
Дмитрий Козырев, координатор проекта

Третий уровень объединит работодателей, которые ищут сотрудников, и специалистов, прошедших курсы на платформе. Работодатели будут видеть результаты прохождения курсов и выбирать лучших специалистов.

В будущем компании смогут размещать свои курсы на платформе или заказывать их производство у EduTechPlace. Например, программы обучения для инженеров, архитекторов и строителей
В будущем компании смогут размещать свои курсы на платформе или заказывать их производство у EduTechPlace. Например, программы обучения для инженеров, архитекторов и строителей

Проект после Отбора

Когда конкурс закончился, участники команды продолжили работать над проектом. Сейчас команда EduTechPlace собирает деньги на старт работ. Чтобы создать первый уровень платформы, необходимо 3 млн рублей.

«Все дело в мотивации. Когда мы говорим о будущем, мы не можем наверняка сказать, случится событие или нет, но мы можем сказать: я верю и сделаю все возможное, чтобы это воплотить в реальность».
Дмитрий Козырев, координатор проекта

Первый этап будет ограничен инженерными специальностями. В будущем команда планирует охватить медицину, дизайн и другие направления, которые можно перенести в виртуальную реальность.

Когда соберут деньги, герои будут привлекать компании или фрилансеров, которые напишут сайт платформы. Чтобы реализовать второй уровень платформы, будут пользоваться услугами международного цифрового агентства SAP LLC.

Экспертная оценка ФРИИ

После отбора проект начали дополнять конкретными решениями. Занялись поиском инвесторов и акселерационных программ. Первое, что сделала команда, — обратилась в венчурный фонд для IT-стартапов ФРИИ. Он входит в экосистему НТИ и помогает предпринимателям развиваться в интернете.

Герои понимали, что EduTechPlace не возьмут на акселерацию, так как продукт находится в самом начале разработки. Но они все же подали заявку, чтобы получить обратную связь от экспертов. Им дали зеленый свет. Эксперты фонда сказали, что это инновационный проект и его обязательно нужно развивать. Указали на сильные и слабые стороны, посоветовали, куда двигаться, что доработать, и пригласили пройти акселератор на этапе готового продукта.

Заявка во ФСИ

Затем наши герои подали заявку в Фонд содействия инновациям на получение гранта по программе «Старт». Она помогает компаниям производить товары и услуги с использованием научно-технических и технологических исследований. Если в других фондах достаточно сложно получить деньги на проект на старте, то ФСИ такую возможнось предоставляет.

Программа состоит из трех этапов. Команда подала заявку на «Старт-1», чтобы получить первое финансирование для проекта. На этом поддержка не заканчивается. На программе «Старт-2» и «Старт-3» они смогут вывести продукт на рынок. Впереди дистанционная защита.

Западные акселераторы

В России деньги выделяют в основном на развитие уже существующих проектов. На западе намного проще соревноваться на этапе проектной идеи и больше возможностей получить «ангельские инвестиции».

Всего за месяц после финала Открытого отбора команда подала заявки в зарубежные акселерационные программы:

  • MuckerLab 2020 — программа поддержки для стартапов за пределами Кремниевой долины;
  • Founder Friendly Labs 2020 — программа для поддержки технологий в Калифорнии;
  • Fast Track Malmo — шведская акселерационная программа VISA Spring accelerator;
  • Angellist — это не акселератор, а американская площадка, где стартапы ищут инвестиции.

Даже если EduTechPlace не пройдет конкурсы, то команда получит контакты известных инвесторов, познакомится с экспертами, чтобы получить обратную связь или найти ментора. На таких мероприятиях собираются сливки IT-сообщества Кремниевой долины. Это очень важно для проекта, потому что он ориентирован на международные рынки, а не только на Россию. Сейчас все эти заявки находятся на рассмотрении.

Чтобы сделать видео для краудфандинговой кампании, герои смонтировали ролики из интернета, которые отражают их представление о результате проекта:

В поиске возможностей

Команда подала заявку на конкурс стартапов Startup Village 2020. Туда пошли ради создания информационного поля, доработки проекта и, конечно, победы. Герои надеются забрать главный приз — грант на 3 млн рублей.

Подали заявку на резидентство в фонд «Сколково» в кластер ИТ. Как и ФСИ, они тоже берут стартапы на бизнес-инкубацию. Фонд выделяет средства на поддержание работы сотрудников и предоставляет для работы ресурсы «Сколково» и площадку технопарка. Герои продолжают искать институты развития, гранты и акселерационные программы, которые помогут привлечь средства для реализации идеи.

Команда делегировала Дмитрия Козырева на участие в Форсайте НТИ 2.0. Он входит в рабочую группу рынка Эдунет, которая изучает создание, персонализацию и упаковку образовательного контента.

Краудфандинг

Привлечение денег на краудфандинговых платформах — популярный метод финансирования проектов на начальном этапе. Чтобы начать программировать и разрабатывать программный код платформы, команда EduTechPlace зарегистрировалась на двух площадках.

«Мы не относимся к проекту как к работе. Каждый получает максимум удовольствия от процесса и от общения друг с другом. Как показывает практика, именно такие команды добиваются успеха. Именно такие люди меняют мир».
Дмитрий Козырев, координатор проекта

Платформа Crowdfunde.com — инвестиционная площадка, где встречаются частные инвесторы и предприниматели со всего мира. Проекты предлагают инвесторам не товары и услуги, а свои акции и прибыль. В случае успешного финансирования проекта все, кто вложился, становятся совладельцами бизнеса.

Planeta.ru — российская краудфандинговая платформа по привлечению коллективного финансирования проектов. Сбор средств для EduTechPlace продолжается.

Пока мы готовили статью, команда EduTechPlace прошла в полуфинал Startup Village, но, к сожалению, не забрала главный приз. Герои договорились о работе с американским ментором и самостоятельно приступили к разработке MVP. Планируют выпуск MVP в марте 2021 года.

Иллюстрации и видеомателиалы взяты с сайта стартапа edutechplace.ru.