Как я уже писала в предыдущих статьях, вся культура Древней Греции была антропоцентричной. Ориентация древнегреческой культуры на Человека, выраженная в краткой формуле «Человек – мера всех вещей», имела воплощение во всех видах художественной деятельности греков, но, в первую очередь - в искусстве вая́ния.
Именно в скульптуре, ярче всего, реализовывался принцип калокага́тии (калос – прекрасный, агат(ф)ос – хороший, добрый), присущий всей древнегреческой культуре. Изображая прекрасное тело, мастера стремились показать идеального человека, дух которого, соответствовал бы внешней оболочке.
Фигуры из камня и бронзы выставлялись прямо на улицах городов, и служили «образцами», к которым могли и должны были стремиться граждане полиса.
Для того, чтобы научится реалистично изображать человека, древнегреческие мастера совершенствовали своё мастерство в течение нескольких веков (о периодизации древнегреческой культуры вы сможете прочитать в этой статье).
Архаическая скульптура.
Первые скульптурные образы появляются в эпоху арха́ики (VII-VI вв. д.н.э.). Это изображения обнажённых юношей – ку́росов, и задрапированных в длинные одежды девушек – кор. Глядя на них становиться ясно, что греки учились у древнеегипетских мастеров (о древнеегипесткой скульптуре читайте здесь).
Архаические скульптуры греков с их египетскими «собратьями» роднит многое: строгие статичные позы, фронтальность, выдвинутая вперёд левая нога.
Однако вследствие иных религиозных воззрений и другой эстетической установки, для греческой скульптуры характерен ряд черт, отличающих её от образцов египетского искусства:
- во-первых, перед греками в период архаики стояла задача научиться правдоподобно изображать человеческое тело, поэтому куросы – обнажены (коры – задрапированы в длинные одежды);
- во-вторых, греки, в отличие от египтян, никогда не стремились создавать портреты конкретных людей, поэтому лица кор и куросов – это обобщённый образ Человека;
- в-третьих, если египетские скульпторы изображали человека бесстрастным, то все греческие юноши и девушки наделены несколько наивной улыбкой, которую принято называть «архаической»;
- в-четвертых, скульптурные изображения греческие мастера ярко раскрашивали, но в отличие от египетских канонов, правил здесь не существовало. Так волосы куроса могли оказаться синими, глаза – красными, борода (если таковая украшала лицо скульптуры) – зелёной. В данном случае, важна была не достоверность, а декоративность.
Скульптура классического периода.
После того как в период архаики скульпторами было достигнуто умение передавать в изваяниях достаточно правильно телесный облик человека, эпоха классики поставила перед мастерами новую задачу.
Теперь, для создания «совершенного» образа, нужно было не просто изобразить тело человека, но сделать его идеальным – естественным, красивым и гармоничным, а также - научиться передавать свободное движение в скульптуре.
Ряд замечательных скульпторов, имена которых сохранила история, добились в этом такого успеха, что их создания до сих пор считаются лучшими творениями, образцами, на которых учились и учатся многие поколения ваятелей всех последующих веков (и даже тысячелетий).
Одним из этих мастеров был Ми́рон. В его творчестве впервые была преодолена статика, и скульптура обрела движение. Ваятель сумел показать героя своей самой известной скульптуры «Дискобо́л» в сложном ракурсе.
Атлет изображен в момент короткой остановки, между двумя резкими движениями, верхняя часть его корпуса повернута относительно нижней примерно на 90 градусов вслед за рукой с диском, отведённой для броска в крайнее положение. При этом так реально передано наивысшее напряжение тела, что невольно возникает ассоциация с до предела сжатой пружиной, готовой резко расправиться.
Представление древнегреческой цивилизации о красоте, как единстве гармонии и меры, нашло своё теоретическое и практическое обоснование в творчестве скульптора Поликле́та. Им был написан трактат «Кано́н», в котором были сформулированы правила расчёта идеальных человеческих пропорций. В качестве основной метрической единицы выступал рост человека. Согласно «Канону», голова имела соотношение к росту человека - 1/7, ступня – 1/6, кисть руки – 1/10 и т.д. На основании этого труда, Поликлет создал скульптуру юноши, несущего копьё (по-гречески – «Дорифо́р»).
В этом шедевре мастеру удалось не только воплотить формулу «красота = гармония + мера», создав идеал пропорций человеческого тела, но и изобразить атлета в характерной свободной позе, в которой заключено потенциальное движение. Одна нога этой скульптуры чуть выдвинута вперёд, и согнута в колене так, что мы не можем точно определить - собирается ли копьеносец сделать первый шаг нам навстречу, или, наоборот, только что остановился.
Такая S-образная постановка фигуры, при которой создаётся ощущение «динамического равновесия», называется контрапо́ст.
Огромной прижизненной славы добился скульптор Фи́дий. Его работы были столь совершенны, что одна из них - статуя Зевса, созданная им для храма в Олимпии - была причислена к «Чудесам света», а о красоте и совершенстве изваяний Афины, украшавших храм и площадь Афинского Акрополя – слагали легенды. (О древнегреческой архитектуре и ансамбле Афинского Акрополя читайте в следующей статье).
Этот мастер разработал уникальную технику изготовления скульптур. Их основа делалась из дерева, затем часть её поверхности - одежда, доспехи, причёска, покрывались тонким слоем золота, а лицо и руки облицовывались пластинами слоновой кости - отчего они выглядели как «живые». Такая техника получила название «хрисоэлефанти́нная» (от греч. chrysó s – золото и elé phas – слоновая кость).
Фидий (с учениками) считается и создателем всех скульптурных украшений Афинского Акрополя, о котором подробнее я расскажу в одной из будущих статей. К сожалению, ни одна из скульптур работы Фидия не сохранилась до нашего времени.
Среди великих скульпторов классической Греции назовём также Пракси́теля. Его герои – боги и богини, как правило, изображались в очень естественных, свободных позах, в них было больше утонченности и изысканности, чем силы и мужества.
Праксителю приписывают создание первой скульптуры в греческом искусстве, показывающей обнажённое женское тело. Эта статуя изображала богиню Афродиту (в римском варианте - Венера), приготовившуюся к купанию. (О создании этой скульптуры есть очень забавная легенда, о которой когда-нибудь я ещё напишу). Красота, и мастерство исполнения этой скульптуры были настолько поразительными, что поэты даже посвящали ей стихи и писали на неё эпиграммы.
И хотя Афродита Праксителя тоже не сохранилась до сегодняшнего дня, у мастера оказалось множество последователей, благодаря чему в разных музеях мира мы можем увидеть эти пленительные женские образы.
Пожалуй, самая известная из греческих статуй изображающая эту богиню - так называемая Венера Милосская (авторство приписывают некоему Агеса́ндру), сегодня хранится в музее Лувр в Париже. Хотя время её создания относится уже к следующему этапу древнегреческой культуры.
Эллинистическая скульптура.
Новые черты приобрела греческая скульптура в период эллини́зма. Завоевание греческих земель и утрата территориальной целостности в период военных походов Александра Македонского изменили мироощущение греков.
Из спокойно-созерцательного оно стало драматическим. Это нашло отражение в скульптурных образах – они стали наделяться чувствами и эмоциями.
Более того, эллинистические образы теперь могут быть даже далеки от классического идеала, принципа калокагатии.
В греческой скульптуре вдруг начинает ценится острая индивидуальность и даже странность, необычность образа.
Появляются изображения стариков, детей, странных мифических существ и, даже, калек.
Для скульптуры эллинизма характерны следующие черты:
- многофигурные композиции;
- дробность форм и обилие мелких деталей;
- драматизм (герои изображаются в сложных «нервных» ракурсах и позах);
- сюжетами изваяний часто становятся темы борьбы, страданий, смерти и т.п.
Таким образом, за несколько веков греческими скульпторами было достигнуто:
1. высочайшее мастерство в реалистичном изображении человеческого тела, основанное на математически высчитанных пропорциях и их гармоничном сочетании;
2. умение изображать человека в наиболее естественных позах и передавать динамику;
3. воспроизводить не только внешний облик человека, но и отражать его душевное состояние и разнообразие эмоций.
Эта статья, разумеется является лишь очень кратким экскурсом в историю становления древнегреческой скульптуры. На самом деле всё гораздо сложнее, но и интереснее, и стоит более детального изучения. :)
Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:
Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?
Во что верили древние греки?
Что нужно знать о Гомере и его поэмах?
Этапы развития великой культуры.
Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.
Ордерная система - основа классической архитектуры.
Как строились храмы Древней Греции.
Ансамбль Афинского Акрополя.
Древнегреческая живопись.
Древнегреческая вазопись.
Что мы знаем о древнегреческой музыке?
Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.