Найти в Дзене

Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству

Оглавление
Зал древнегреческой скульптуры. Пушкинский музей.
Зал древнегреческой скульптуры. Пушкинский музей.

Как я уже писала в предыдущих статьях, вся культура Древней Греции была антропоцентричной. Ориентация древнегреческой культуры на Человека, выраженная в краткой формуле «Человек – мера всех вещей», имела воплощение во всех видах художественной деятельности греков, но, в первую очередь - в искусстве вая́ния.

Именно в скульптуре, ярче всего, реализовывался принцип калокага́тии (калос – прекрасный, агат(ф)ос – хороший, добрый), присущий всей древнегреческой культуре. Изображая прекрасное тело, мастера стремились показать идеального человека, дух которого, соответствовал бы внешней оболочке.

Фигуры из камня и бронзы выставлялись прямо на улицах городов, и служили «образцами», к которым могли и должны были стремиться граждане полиса.

Для того, чтобы научится реалистично изображать человека, древнегреческие мастера совершенствовали своё мастерство в течение нескольких веков (о периодизации древнегреческой культуры вы сможете прочитать в этой статье).

-2

Архаическая скульптура.

Древнегреческие статуи периода архаики.
Древнегреческие статуи периода архаики.

Первые скульптурные образы появляются в эпоху арха́ики (VII-VI вв. д.н.э.). Это изображения обнажённых юношей – ку́росов, и задрапированных в длинные одежды девушек – кор. Глядя на них становиться ясно, что греки учились у древнеегипетских мастеров (о древнеегипесткой скульптуре читайте здесь).

Парная статуя Микерина и царицы Хамерернебти. Древний Египет.
Парная статуя Микерина и царицы Хамерернебти. Древний Египет.

Архаические скульптуры греков с их египетскими «собратьями» роднит многое: строгие статичные позы, фронтальность, выдвинутая вперёд левая нога.

Однако вследствие иных религиозных воззрений и другой эстетической установки, для греческой скульптуры характерен ряд черт, отличающих её от образцов египетского искусства:

Курос и кора. Древнегреческие статуи периода архаики.
Курос и кора. Древнегреческие статуи периода архаики.

- во-первых, перед греками в период архаики стояла задача научиться правдоподобно изображать человеческое тело, поэтому куросы – обнажены (коры – задрапированы в длинные одежды);

Коры. Древнегреческие статуи периода архаики.
Коры. Древнегреческие статуи периода архаики.
Куросы. Древнегреческие статуи периода архаики.
Куросы. Древнегреческие статуи периода архаики.

- во-вторых, греки, в отличие от египтян, никогда не стремились создавать портреты конкретных людей, поэтому лица кор и куросов – это обобщённый образ Человека;

Кора.
Кора.

- в-третьих, если египетские скульпторы изображали человека бесстрастным, то все греческие юноши и девушки наделены несколько наивной улыбкой, которую принято называть «архаической»;

Курос. Реконструкция раскраски.
Курос. Реконструкция раскраски.

- в-четвертых, скульптурные изображения греческие мастера ярко раскрашивали, но в отличие от египетских канонов, правил здесь не существовало. Так волосы куроса могли оказаться синими, глаза – красными, борода (если таковая украшала лицо скульптуры) – зелёной. В данном случае, важна была не достоверность, а декоративность.

Коры. Реконструкции раскрасски.
Коры. Реконструкции раскрасски.

Скульптура классического периода.

Лучник с западного фронтона храма Афайи на о. Эгина (ок. 500 г. до н. э) . Реконструкция раскраски.
Лучник с западного фронтона храма Афайи на о. Эгина (ок. 500 г. до н. э) . Реконструкция раскраски.

После того как в период архаики скульпторами было достигнуто умение передавать в изваяниях достаточно правильно телесный облик человека, эпоха классики поставила перед мастерами новую задачу.

Теперь, для создания «совершенного» образа, нужно было не просто изобразить тело человека, но сделать его идеальным – естественным, красивым и гармоничным, а также - научиться передавать свободное движение в скульптуре.
Скульптура Посейдона. Ранняя классика.
Скульптура Посейдона. Ранняя классика.

Ряд замечательных скульпторов, имена которых сохранила история, добились в этом такого успеха, что их создания до сих пор считаются лучшими творениями, образцами, на которых учились и учатся многие поколения ваятелей всех последующих веков (и даже тысячелетий).

Статуя Артемида. Скульптура периода классики.
Статуя Артемида. Скульптура периода классики.

Одним из этих мастеров был Ми́рон. В его творчестве впервые была преодолена статика, и скульптура обрела движение. Ваятель сумел показать героя своей самой известной скульптуры «Дискобо́л» в сложном ракурсе.

Мирон. Дискобол.
Мирон. Дискобол.

Атлет изображен в момент короткой остановки, между двумя резкими движениями, верхняя часть его корпуса повернута относительно нижней примерно на 90 градусов вслед за рукой с диском, отведённой для броска в крайнее положение. При этом так реально передано наивысшее напряжение тела, что невольно возникает ассоциация с до предела сжатой пружиной, готовой резко расправиться.

Представление древнегреческой цивилизации о красоте, как единстве гармонии и меры, нашло своё теоретическое и практическое обоснование в творчестве скульптора Поликле́та. Им был написан трактат «Кано́н», в котором были сформулированы правила расчёта идеальных человеческих пропорций. В качестве основной метрической единицы выступал рост человека. Согласно «Канону», голова имела соотношение к росту человека - 1/7, ступня – 1/6, кисть руки – 1/10 и т.д. На основании этого труда, Поликлет создал скульптуру юноши, несущего копьё (по-гречески – «Дорифо́р»).

Поликлет. Дорифор.
Поликлет. Дорифор.

В этом шедевре мастеру удалось не только воплотить формулу «красота = гармония + мера», создав идеал пропорций человеческого тела, но и изобразить атлета в характерной свободной позе, в которой заключено потенциальное движение. Одна нога этой скульптуры чуть выдвинута вперёд, и согнута в колене так, что мы не можем точно определить - собирается ли копьеносец сделать первый шаг нам навстречу, или, наоборот, только что остановился.

Такая S-образная постановка фигуры, при которой создаётся ощущение «динамического равновесия», называется контрапо́ст.
Поликлет. Диадумен.
Поликлет. Диадумен.

Огромной прижизненной славы добился скульптор Фи́дий. Его работы были столь совершенны, что одна из них - статуя Зевса, созданная им для храма в Олимпии - была причислена к «Чудесам света», а о красоте и совершенстве изваяний Афины, украшавших храм и площадь Афинского Акрополя – слагали легенды. (О древнегреческой архитектуре и ансамбле Афинского Акрополя читайте в следующей статье).

Реконструкция статуи Зевса Олимпийского, работы Фидия.
Реконструкция статуи Зевса Олимпийского, работы Фидия.

Этот мастер разработал уникальную технику изготовления скульптур. Их основа делалась из дерева, затем часть её поверхности - одежда, доспехи, причёска, покрывались тонким слоем золота, а лицо и руки облицовывались пластинами слоновой кости - отчего они выглядели как «живые». Такая техника получила название «хрисоэлефанти́нная» (от греч. chrysó s – золото и elé phas – слоновая кость).

Фидий и его ученики. Скульптура фронтона Парфенона Афинского Акрополя.
Фидий и его ученики. Скульптура фронтона Парфенона Афинского Акрополя.

Фидий (с учениками) считается и создателем всех скульптурных украшений Афинского Акрополя, о котором подробнее я расскажу в одной из будущих статей. К сожалению, ни одна из скульптур работы Фидия не сохранилась до нашего времени.

Фидий и ученики. Скульптурный фриз Парфенона, изображающий панафинейское шествие. Афинский Акрополь.
Фидий и ученики. Скульптурный фриз Парфенона, изображающий панафинейское шествие. Афинский Акрополь.

Среди великих скульпторов классической Греции назовём также Пракси́теля. Его герои – боги и богини, как правило, изображались в очень естественных, свободных позах, в них было больше утонченности и изысканности, чем силы и мужества.

Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом.
Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом.

Праксителю приписывают создание первой скульптуры в греческом искусстве, показывающей обнажённое женское тело. Эта статуя изображала богиню Афродиту (в римском варианте - Венера), приготовившуюся к купанию. (О создании этой скульптуры есть очень забавная легенда, о которой когда-нибудь я ещё напишу). Красота, и мастерство исполнения этой скульптуры были настолько поразительными, что поэты даже посвящали ей стихи и писали на неё эпиграммы.

Пракситель. Афродита Книдская. Римская копия.
Пракситель. Афродита Книдская. Римская копия.

И хотя Афродита Праксителя тоже не сохранилась до сегодняшнего дня, у мастера оказалось множество последователей, благодаря чему в разных музеях мира мы можем увидеть эти пленительные женские образы.

Древнегреческие скульптуры, изображающие Афродиту-Венеру.
Древнегреческие скульптуры, изображающие Афродиту-Венеру.

Пожалуй, самая известная из греческих статуй изображающая эту богиню - так называемая Венера Милосская (авторство приписывают некоему Агеса́ндру), сегодня хранится в музее Лувр в Париже. Хотя время её создания относится уже к следующему этапу древнегреческой культуры.

Венера Милосская. Древнегреческая скульптура. III в. д.н.э.
Венера Милосская. Древнегреческая скульптура. III в. д.н.э.

Эллинистическая скульптура.

Новые черты приобрела греческая скульптура в период эллини́зма. Завоевание греческих земель и утрата территориальной целостности в период военных походов Александра Македонского изменили мироощущение греков.

Из спокойно-созерцательного оно стало драматическим. Это нашло отражение в скульптурных образах – они стали наделяться чувствами и эмоциями.
Лаокоон и его сыновья. Древнегреческая скульптура эпохи эллинизма.
Лаокоон и его сыновья. Древнегреческая скульптура эпохи эллинизма.

Более того, эллинистические образы теперь могут быть даже далеки от классического идеала, принципа калокагатии.

Пьяная старуха. Древнегреческая скульптура эпохи эллинизма.
Пьяная старуха. Древнегреческая скульптура эпохи эллинизма.

В греческой скульптуре вдруг начинает ценится острая индивидуальность и даже странность, необычность образа.

Спящий Гермафродит. Древнегреческая скульптура эпохи эллинизма.
Спящий Гермафродит. Древнегреческая скульптура эпохи эллинизма.

Появляются изображения стариков, детей, странных мифических существ и, даже, калек.

Афродита, Пан и Эрот. Древнегреческая скульптура эпохи эллинизма.
Афродита, Пан и Эрот. Древнегреческая скульптура эпохи эллинизма.

Для скульптуры эллинизма характерны следующие черты:

  • многофигурные композиции;
Галл, убивающий жену и себя. Древнегреческая скульптура эпохи эллинизма.
Галл, убивающий жену и себя. Древнегреческая скульптура эпохи эллинизма.
  • дробность форм и обилие мелких деталей;
Нил и его дети. Древнегреческая скульптура эпохи эллинизма.
Нил и его дети. Древнегреческая скульптура эпохи эллинизма.
  • драматизм (герои изображаются в сложных «нервных» ракурсах и позах);
Ника Самофракийская. Древнегреческая скульптура эпохи эллинизма.
Ника Самофракийская. Древнегреческая скульптура эпохи эллинизма.
  • сюжетами изваяний часто становятся темы борьбы, страданий, смерти и т.п.
Война Богов и Титанов. Рельеф фриза Пергамского алтаря.
Война Богов и Титанов. Рельеф фриза Пергамского алтаря.

Таким образом, за несколько веков греческими скульпторами было достигнуто:

1. высочайшее мастерство в реалистичном изображении человеческого тела, основанное на математически высчитанных пропорциях и их гармоничном сочетании;
2. умение изображать человека в наиболее естественных позах и передавать динамику;
3. воспроизводить не только внешний облик человека, но и отражать его душевное состояние и разнообразие эмоций.

Эта статья, разумеется является лишь очень кратким экскурсом в историю становления древнегреческой скульптуры. На самом деле всё гораздо сложнее, но и интереснее, и стоит более детального изучения. :)

Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:
Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?
Во что верили древние греки?
Что нужно знать о Гомере и его поэмах?
Этапы развития великой культуры.
Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.
Ордерная система - основа классической архитектуры.
Как строились храмы Древней Греции.
Ансамбль Афинского Акрополя.
Древнегреческая живопись.
Древнегреческая вазопись.
Что мы знаем о древнегреческой музыке?
Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.