15 мая 1919 г. согласно декрету СНК на территории РСФСР были введены в обращение государственные кредитные билеты образца 1918 г. достоинством в 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100, 250, 500 и 1000 рублей, напечатанные Пензенской фабрикой Управления фабриками заготовления государственных знаков (поэтому их называют «пензенками»). На этих банкнотах стояла подпись Главного комиссара Народного Банка – Георгия Леонидовича Пятакова (отсюда другое название – «пятаковки»).
В коллекции ГИМ имеются все номиналы государственных билетов образца 1918 г. Из них 85 с перфорацией и текстовыми надпечатками антибольшевистского толка, наложенными на банкноты достоинством в 5, 10 и 25 рублей.
Подобная перфорация использовалась представителями Белого движения в пропагандистских целях и чтобы вывести денежные знаки большевиков из обращения
Идея использовать «пятаковки» с нанесенными на них антибольшевистскими стишками и лозунгами как пропагандистские листовки принадлежала профессору гражданского права Петербургского университета К.Н. Соколову, руководившему ОСВАГом с марта 1919 г.
ОСВАГ – осведомительное агентство, которое появилось летом 1918 г., но позднее было реорганизовано в пропагандистский отдел при Особом совещании – законодательном и распорядительном органе управления антибольшевистских сил на Юге России в 1918–1919 гг.
В своих воспоминаниях К.Н. Соколов особенно сетовал на трудности в изготовлении пропагандистской бумажной продукции: «Бумаги никогда не хватало. На внутреннем рынке ее почти не было, цены были дикие, и совсем ничтожное количество бумаги удавалось со скандалом и криком приобретать путем реквизиции. И благодаря вечному бумажному голоду, мы задерживали многие издания, а то, что издавали, издавали в заведомо недостаточных количествах».
С распространением продукции были свои сложности – из каждой партии курьеров, выехавших с пропагандистской литературой, половина возвращалась больная тифом. Использование денежных знаков как пропагандистских листовок позволяло решить сразу две задачи – сэкономить бумагу и распространить продукцию.
В связи с денежным голодом в стране кредитные билеты СНК быстро распространялись среди населения. Особенно раздражало белогвардейских идеологов то обстоятельство, что народ охотно принимал эти деньги. И это не удивительно. Советское правительство, выпуская банкноты, подготовленные к печати еще Временным правительством, не успевшим осуществить их реализацию, в свою очередь, учитывало психологию людей.
Большевики не изменили дореволюционный текст на купюрах, чтобы вызвать доверие и популярность у населения
На купюрах был оставлен привычный для обывателя текст на лицевой стороне: «Кредитные билеты размениваются Государственным Банком на золотую монету без ограничения суммы и обеспечиваются всем достоянием государства». Намеренно не изменяя текст на купюрах, большевистское правительство рассчитывало на их популярность у населения. Эти надписи на банкнотах связывались с довоенной хорошей жизнью, сильным рублем, разменивавшимся на золото и обеспеченным достоянием государства. Хотя было очевидно, что в 1919 г. в обращении не было не только золота, но и серебра и даже меди.
Билеты с надпечатками ОСВАГа являются своеобразными свидетельствами противостояния «белой» и «красной» идеологий в период Гражданской войны, что делает их чрезвычайно интересным и многоплановым источником для исследования не только политического и экономического процессов, но и социальной психологии эпохи революции.