В предыдущей статье (ссылка в конце) мы говорили о прототипе фотоаппарата камере-обскуре. По сути это темный ящик с линзой в одной стенке и светочувствительным элементом внутри напротив этой линзы.
Но первые фотоаппараты еще были оснащены гармошкой, дабы перемещать линзу вперед-назад. Это позволяло наводить резкость на снимаемый предмет. Чем ближе к фотоаппарату был снимаемый предмет, тем дальше нужно было выдвигать линзу.
В принципе, в этом качестве современные объективы почти не изменились. Единственное, в них, как правило, не одна линза, а минимум две, корректирующие недостатки друг друга. История объектива не уступает в своей витиеватости истории камеры. Ученые-изобретатели работали над сочетанием не только разных линз, но и даже встроенных в объектив зеркал, дабы компенсировать различные артефакты, а также повысить светочувствительность. Как-нибудь мы поподробнее остановимся на истории "глаза" фотоаппарата.
То, что увидел "глаз" и передал - необходимо было не просто увидеть, но и сохранить, желательно надолго. И начались поиски различных фотохимических материалов, при помощи которых можно было зафиксировать скрытое изображение и затем проявить его в лабораторных условиях. В предыдущей лекции мы немного поговорили об изобретении дагеротипии Жаком Луи Дагером. Но это был дорогой метод, доступный элите.
Открытие мокрого коллоидного процесса быстро вытеснило дагеротипии. И даже упоминаемый нами первый русский фотограф Сергей Львович Левицкий, придворный фотограф, не стесненный в средствах, перешел на этот метод.
Это изобретение позволило сократить время выдержки, что очень важно для съемки "живого" предмета. Вместе с этим понадобился скоростной механизм регулировки длительности света. Так был изобретен шторно-щелевой затвор Оттомаром Аншютцем в 1853 году. Что, в свою очередь, позволило снимать мгновенные моменты жизни, эмоции, то, что так ценится в репортажной съемке.
Далее эволюция фотоаппаратов происходит по пути миниатюризации камер, светочувствительности, автоматизации многих процессов, например синхронизации выдержки и вспышки. Настоящим прорывом стали зеркальные цифровые фотоаппараты.
Их появление стало возможным благодаря изобретению в 1969 году Уиллардом Бойлом и Джорджем Смитом "прибора с зарядовой связью", проще говоря, матрицы.
Этот прибор получал заряд при помощи фотоэлектрического эффекта и запоминал, таким образом изображения. Первыми, кто воспринял эту идею для совершенствования фототехники, был глава компании SОNY Кадзуо Ивама. На его надгробной плите даже изображена микросхема ПЗС.
В 1984 году появились первые промышленные образцы видеофотоаппаратов Sony, Canon, Nikon, Fuji. Эти фирмы и по сей день трудятся над совершенствованием матрицы и стараются предложить потребителю что-то особенное. Я знаю фотографов-любителей, которые в погоне за техническими новшествами приобретают фотоаппараты всех этих марок. Мне часто задают вопрос - фотоаппарат какой фирмы лучше приобрести. Я обязательно напишу статью, где опишу нюансы этих фотоаппаратов, а решать будете вы.
Продолжение следует…
Про камеру-обскуру можно прочитать здесь
Про первые фотоотпечатки в этой статье