Когда речь заходит о блэк-метале, в памяти сразу же всплывают образы длинноволосых парней, исполняющих неразборчивые тексты под изобилующие дисторшном риффы. Однако стоит стороннему слушателю немного углубиться в тему и он обнаружит что блэк-метал образца 2020 года крайне далек от стереотипов. Или, всё-таки, нет? Давайте обо всем по порядку.
Начало
Термин “блэк-метал”, по мнению исследователей жанра, появился из названия песни группы Venom. Эта теория подтверждается тем, что представители норвежской блэк-сцены активно использовали музыкальные приемы из трека в своих работах.
Окончательно же жанр сложился именно в Норвегии 90-х, приобретя свои основные черты: связь с эстетикой сатанизма, нанесение на лицо корпспейнта и тягу музыкантов к спорным для репутации их участников событиям. Главными чертами блэка стали “грязное” звучание, экстремальный вокал и низкое качество записи. Взяв за основу эту уже сложившуюся ранее музыкальную триаду, будущие отцы норвежского тру-блэка добавили к ней немаловажные компоненты - антихристианскую проблематику и эпатаж.
Конец эпохи
С последним у артистов вроде Евронимуса, участника Mayhem, или Варга Викернеса проблем не было. Именно это и привело к росту популярности жанра. Еще одним условием повышенного внимания к артистам стала их вовлеченность в молодежную среду. Так Евронимус сумел создать на основе своего книжного магазина Черный круг - неформальное сообщество, объединившее в себе всех ценителей блэк-метала Норвегии.
Однако до чего бы дошли основатели блэка с таким уровнем организации и амбициями никому не суждено узнать. В августе 1993 года Евронимус был убит Варгом Викернесом, впоследствии осужденным за это на 21 год, а самое это событие ознаменовало конец целой эпохи в развитии блэк-метала как жанра.
После данного происшествия блэк-метал постепенно набирает известность в Норвегии и мире, порождая множество групп-последователей. При этом, желая отойти от имиджа поджигателей церквей и убийц, артисты все чаще экспериментируют с музыкальной составляющей.
Новое звучание
Таким образом представители норвежского блэка Ulver с 1996 года начинают уходить в более фолковое, а затем - электронное звучание. Их примеру последовали английские блэкари Cradle of Filth, а также многие другие музыканты направления, постепенно меняя самое понятие блэк-метала.
Тот самый музыкант, Мануэль Ганье / Revolver
При этом путей развития у коллективов жанра было не так много - последовать пути Варга Викернеса, после освобождения делающего эмбиент и откреститься от блэка или экспериментировать с уже имеющимися составляющими из других направлений метала. Однако существование в условиях таких ограничений не могло продолжаться долго. И здесь стоит упомянуть одно важное событие, а именно - творческие поиски американо-швейцарского музыканта, в ходе которых он зашел на имиджборд 4chan.
На первый взгляд это может показаться крайне малозначимым. Однако в тот момент, когда он получил на свой вопрос “в духе каких жанров сделать трек?” ответы “блэк-метал” и “госпел” появился один из самых интересных музыкальных экспериментов последних лет. Имя ему Zeal and Ardor.
Zeal and Ardor
Такова история основания группы, достигшей за семь лет существования невероятной популярности. Поклонники с нетерпением ждут новых релизов коллектива Мануэля Ганье, а российские ценители экспериментального блэка - концертного агентства, которое бы привезло его в Россию.
Выпустив за период творчества два полноценных альбома, один концертник и поучаствовав со своим треком в благотворительном сборнике, музыканты не перестают экспериментировать с блэк-металом. Смешивая сырые гитарные риффы с элементами госпела и блюза, артисты освежают закосневший жанр, придавая ему новые черты.
Поднимая тему догм, исполнители выводят главный идейный элемент блэка на новый уровень, углубляя его. Так, вместо уже набивших оскомину перевернутых крестов, группа использует сигил Люцифера - не менее важный для сатанизма знак. Почему-то встречаемый противниками движения с куда меньшим негативом.
Сигил Люцифера / Metal Trenches
Завоевывая новую аудиторию, коллектив подводит слушателей к непривычной стороне блэк-метала, вызывая куда больший интерес, нежели Cradle of Filth или Behemoth с их приевшимся в своем сатанинско-бутафорском пафосе шоу.
Следуя куда менее впечатляющей визуальной концепции шоу, Zeal & Ardor работает с аудиторией иначе. Сочетая музыкальную новизну с качественным звуком и светом, артисты добиваются невероятного уровня вовлечения публики в происходящее на сцене.
Однако это не единственный элемент, вызывающий интерес у слушателей, ведь исполнители предлагают им крайне необычный интерактив. Так, за время фестивального тура 2019 года, девять фанатов были заклеймены каленым железом, заимев на теле лого любимой группы. Странный маркетинг, но, как ни удивительно, он работает и количество поклонников Zeal & Ardor лишь растет.
Batushka
Еще одним примером выхода блэк-сцены за рамки правил жанра является группа Batushka. Этот польско-украинский проект был сформирован в 2015 году и сразу понравился слушателям благодаря необычному заигрыванию музыкантов с христианскими образами.
Batushka на выступлении / Wikipedia
Используя элементы церковного хора в полных дисторшна, скрима треках, музыканты сумели привлечь внимание как фанатов жанра, так и простых слушателей. Создавая вокруг личностей участников завесу тайны, артисты лишь подогревали интерес аудитории к своему творчеству.
Эпатажный образ монахов-схизматиков, мрачные выступления и антихристианский посыл текстов стал поводом для громких скандалов. В их числе была и отмена концертов в Москве и Минске из-за жалоб христианских активистов. Однако в 2018 году произошла деанонимизация участников группы и её раскол, вызвавший бурную реакцию среди поклонников.
Образовав два одноименных коллектива, основатели Batushka - Кшиштоф Драбиковский и Бартоломей Крысюк всё же продолжают творить. Но к чему в дальнейшем приведет их конфликт и как это скажется на их работах - неизвестно.
И хотя изменение жанров не новость, а нечто подобное эволюции блэка произошло с панком, переродившимся в гранж, наработки таких групп как Batushka и Zeal & Ardor ставят перед всей блэк-сценой новые вызовы.Остаться в рамках известного, заигрывая с симфоник-металом и дэтом или открыть новые горизонты и экспериментировать с жанрами-противоположностями? И, кто знает, быть может из-за решения этой дилеммы публике доведется однажды услышать треки в стиле блэк-джаз.