Найти тему

Основные морские термины для начинающих.

Оглавление

Начали читать обучающую литературу для яхтсменов, но не понимаете некоторых терминов? Мы собрали обозначения, которые обязательно пригодятся начинающему. Сохраните себе, чтобы не забыть.

Части яхты: базовые термины для яхтсменов

Вы уже должны знать, что яхта делится на три части: носовую часть, мидель и кормовую часть — перед, середина и зад соответственно. Левый и правый борт определяются так, как если бы вы стояли на кормовой части, глядя на нос корабля. По правую руку будет правый борт, по левую — левый. От Вашего фактического местоположения на данный момент определение левого и правого борта не меняются.

  • Грот и стаксель: задний и передний парус относительно мачты яхты. На полном курсе в носовой части может устанавливаться третий дополнительный парус — он называется генакер.
  • Спинакер: большой парус, который устанавливается вместе с стакселем или вместо него. Используется, когда корабль движется фордевинд — полным курсом по ветру.
  • Ахтерштаг: такелажная снасть, идущая от кормы до вершины мачты. В современных моделях ахтерштаг оснащается регулятором натяжения. Это дает возможность менять профиль паруса.
  • Шкот: веревка, предназначенная для изменения положения паруса, перемещения его влево или вправо. Если в разговоре Вы имеете в виду шкот какого-то конкретного паруса, поставьте название паруса перед термином. Например, «грота-шкот» или «стаксель-шкот»
  • Брас: ровно то же самое, что и шкот, но для третьего дополнительного паруса — генакера.
  • Фал: снасть, которая отвечает за подъем паруса по мачте и его паруса в поднятом состоянии. Если мы имеем в виду конкретный фал конкретного паруса, поступаем так же, как со шкотом — говорим «грота-фал» или «стаксель-фал».

В яхтинге на каждом шагу встречается термин «такелажные снасти». Не стоит спотыкаться об него. Фактически, это всего лишь веревки, канаты и тросы, закрепленные особенным способом.

Лайфхак! Если в термине есть приставка after, деталь расположена в кормовой части. Если есть приставка for, речь идет о носовой части яхты. Например, форштевень (самая передняя часть носа) и ахтерштаг.

Как называются предметы экипировки?

Большая часть предметов экипировки называется человеческим языком, но есть исключения. Давайте рассмотрим основные.

Спецодежда яхтсмена называется «непромоканец» или, в обиходе, «штормовка». Ее необязательно надевать в хороших погодных условиях, но она понадобится на больших волнах, во время ветреной и дождливой погоды. Обувь важна независимо от погодных условий. Опытные капитаны носят яхтенные топсайдеры — они не промокают, оборудуются прорезиненой подошвой и плотно сидят на ноге.

Обратите внимание! Яхтенные топсайдеры, в отличие от другой обуви, всегда имеют белую подошву. Они делаются такими, чтобы не оставлять темных следов на белой палубе.

Кроме штормовки и топсайдеров начинающему яхтсмену понадобится аквапак — герметичный водонепроницаемый чехол для техники.

Навигация в яхтинге — это больше, чем «поверни направо» или «поверни налево». Курс привязан к направлению ветра. Эти термины для яхтсменов понадобятся вам для его определения:

  • Положение левентик: ситуация, при которой ветер дует точно спереди, и яхта не может двигаться.
  • Фордевинд: ситуация, противоположная левентику. Ветер дует почти точно сзади, а судно идет полным ходом.
  • Галфвинд: курс, при котором ветер дует сбоку, под углом 90 градусов.
  • Бейдевинд: ветер дует под углом 40 градусов, а яхта будто лавирует на волнах — перемещается зигзагами.
  • Левый и правый галс: курс судна относительно направления ветра. Так, яхта идет правым галсом, если ветер дует в ее правый борт. Также галсом называют отрезок зигзагообразного пути, когда судно идет при встречном ветре.

Сторона, в которую дует ветер, называется «наветренной». Если Вы хотите отдать команду закрепить шкоты так, чтобы парус поймал ветер с другой стороны, можно сказать «обестенить парус». Если Вы хотите остановить судно, можно использовать морской термин «лечь в дрейф».

Команды капитана: расшифровываем выражения

  • Добрать, набить и выбить что-либо: грубо говоря, потянуть. Если Вас просят «набить грот», просто потяните веревку на себя. Травить, сбрасывать и ослаблять — антонимы этого выражения.
  • Одерживать борт/нос/корму. Страховать часть яхты от столкновения с чем-либо. Выражение может означать буквально: «спустись в воду и придержи судно, чтоб не поцарапалось».
  • Уваливаться и приводиться к ветру. «Уваливаться от ветра» значит повернуть руль таким образом, чтобы увернуться от направления движения ветра. «Приводиться к ветру» значит направить нос ближе к нему.

Сленговые выражения: как понять, о чем говорит старый яхтсмен?

Некоторые морские сленговые выражения перекочевали в яхтенный спорт. Вот некоторые из жаргонизмов, которые важно знать начинающему яхтсмену для общения с опытными людьми:

  • «Привязаться к стенке» или просто «привязаться» — пришвартоваться к причалу;
  • «конец» — любой такелажный трос, который сделан не из металла;
  • «вымочить якорь» — долго стоять на якоре или долго стоять без движения;
  • «прокатиться на качелях» — попасть на большие волны, попасть в качку.

Теперь Вы знаете, о чем и как говорят яхтсмены. Оставайтесь с нами, чтобы узнавать больше интересной информации о яхтах и яхтенном спорте.