Найти в Дзене

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ (ч.4): ПРЕВОСХОДНЕЕ АНГЕЛОВ, ч.1

Оглавление

(Евр. 1:4–6)

«Будучи столько превосходнее ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо кому когда из ангелов сказал Бог: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя" и ещё: "Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном"?»

В стихах 4 и 5 автор говорит о том, что Иисус по Своему положению и бытию превознесён над ангелами. Его главная мысль — что нельзя отступать от христианства, ибо Христос больше ангелов и пророков. Автор проводит противопоставление, опираясь на три истины: (1) кем Христос стал, (2) кем Он является и (3) Его славное положение.

Для начала можно спросить: «Зачем доказывать, что Христос превосходнее ангелов?» Иудеи постепенно стали представлять себе ангелов существами, занимавшими самое высокое положение. Это представление мы также находим у Иосифа Флавия в «Иудейских древностях» (15.5.3.136). В позднем иудаизме считалось, что священнослужителем в небесном храме является Михаил. Иудеи верили, что эта духовная работа требовала служения величайшего из ангелов.

Путаные представления об ангелах отражены в невдохновенных текстах свитков Мёртвого моря, в которых выведены две мессианские фигуры. Одна из них — царственный персонаж, чьё правление будет подчинено Его священнической деятельности. Над обеими фигурами будет стоять архангел Михаил. Иными словами, учение состоит в том, что в «грядущем мире» будет править ангел (1QS 9:9–11. [Это означает свиток, найденный в кумранской Пещере 1]).

Поскольку ангелы участвовали в передаче Моисеева закона, они были в большой чести у иудеев. Этой истины об ангелах достаточно для того, чтобы требовались приведённые автором доводы.

В СИЛУ ТОГО, КЕМ ОН СТАЛ (1:4)

Стих 4 говорит, что Христос превосходнее ангелов в силу того, кем Он стал: «Будучи столько превосходнее ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя». Вместо «будучи» в Российском Библейском Обществе переведено «став», а в Славянском Евангельском Обществе — «сделавшись». Последний перевод, «сделавшись», может наводить на мысль, что Он был сотворён, а это противоречило бы свидетельству Иоанна, что Он является второй ипостасью Божества и сотворил «всё» (Ин. 1:3). Если в переводе употреблено слово «сделавшись», то оно может относиться только к Его человеческой природе. Иисус, божественный, вечный Сын, сделался человеком.

«Славнейшее… имя» Иисус получил в результате послушания и прославления (Фил. 2:8–11). Имя «Сын» — слово, которое превосходнее всякого, которое используется для описания ангелов, — Он имеет в результате того, кем Он является и что Он сделал.

Сын имеет более высокое положение, большие привилегии и власть, чем ангелы. Божьи ангелы — всего лишь служители, или слуги, в царстве Божьего творения. «Превосходнее» (крейттон) может означать «выше», как и переведено в Современном Переводе. Слова тосутос, «столько», и крейттон, «превосходнее», «выше», «лучше», характеризуют положение Сына. Эта идея чего-то лучшего, более превосходного, в Послании к евреям в разных формах употреблена тринадцать раз: 1:4; 6:9; 7:7 [«больший»], 19, 22; 8:6; 9:23; 10:34; 11:16, 35, 40; 12:24).

Некоторые, возможно, думали, что Иисус был просто ангелом, и «сыном Божьим» Он является только в этом смысле (см. Иов. 1:6; 2:1; 38:7). Автор же показывает, что Иисус превыше ангелов, и демонстрирует эту истину, описывая Его близость к Богу. Автор утверждает, что его читатели никогда не решат свои проблемы, которые возникнут в результате гонений и неверия, если прежде не будут иметь правильный взгляд на Иисуса.

До воплощения Иисус имел имя «Слово». Во всяком случае, так Он назван в Ин. 1:1, 14. Аналогия, возможно довольно слабая, состоит в том, что, если бы одно слово могло вместить в себя всё знание о Боге, то Он — «Слово» — выражал бы его. Иисус, таким образом, — это воплощение Самого Бога (Ин. 14:7–11). Это учение о Нём полностью согласуется с тем, что Павел сказал в Еф. 1:19–21 и Фил. 2:9–11.

По сути, заявляя об этом, автор доказывает свою позицию, идя «от молчания». Его аргументация такова: так как о Сыне сказано: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя», и ничего подобного не было сказано ни одному ангелу, то этот факт доказывает, что ангелы ниже Сына. Его довод подразумевает, что нельзя делать такие допущения: хотя ни один ангел не назван “Сыном” (в этом особом смысле), мы всё равно можем назвать ангела «сыном», потому что ничего не сказано такого, что запрещало бы нам сделать это. Нет, данное послание обязывает нас к следующей логике: нигде ангелы не объявлены сыновьями, а потому такие заявления не могут быть истинными. Нельзя делать выводы, противоречащие тому, что истинно.

В СИЛУ ТОГО, КЕМ ОН ЯВЛЯЕТСЯ (1:5)

Вторая истина в Послании к евреям, показывающая, что Иисус превосходнее ангелов, это то, кем Он является. В стихе 5 сказано: «Ибо кому когда из ангелов сказал Бог: “Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя” и ещё: “Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном”?» (ст. 5).

«Ты Сын Мой» (см. Пс. 2:7)

Цитата «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя», первая из семи ветхозаветных цитат в Евр. 1, взята из Пс. 2:7. Этот псалом может быть также отнесён к Иисусу в Отк. 12:5 и 19:15 и к царствующим вместе с Ним в Его царстве в Отк. 2:27.

Иудеи, наверное, думали, что Пс. 2:7 относится к какому-то особому ангелу. Например, если спросить раввина: «Кого бы Бог назвал “Сыном”?», он мог ответить: «Очевидно, Бог обращается к сильному ангелу, так как ангелы часто зовутся “сынами Божьими”» (Иов. 1:6; 2:1; 38:7). Однако в этих и последующих стихах Послание к евреям опровергает подобную точку зрения, показывая, что Сын — это Христос, а не какой-то там ангел. Бог назвал Иисуса Своим Сыном в двух ситуациях (Мф. 3:17; 17:5). Никто, говорит автор Послания, не может заявлять, что Бог называл «Сыном» кого-либо из ангелов.

Пророчество Пс. 2:7 говорит не о воплощении Христа, а о Его воскресении. Превознесению Христа от гробницы до небесного престола Писания придают гораздо большую важность, чем Его воплощению. Самое пристальное внимание в Новом Завете уделяется не рождению Иисуса от Марии, а Его воскресению из мёртвых. Ведь именно через воскресение Иисус открылся в силе Сыном Божьим (Рим. 1:4).

«Я буду Ему Отцом» (см. 2 Цар. 7:14)

Фраза «Я буду Ему Отцом» взята из 2 Цар. 7:14. Отцовско-Сыновья связь Бога и Иисуса гораздо теснее связи Творца с ангелами.

Эти слова из 2 Царств, похоже, изначально относились к Давиду или Соломону, но «двойная ссылка» в Послании к евреям показывает, что Бог говорил также и о Христе. Пожалуй, лучше это пророчество понимать так: в историческом плане эти слова могли иметь частичное исполнение в Давиде или Соломоне, сыне Давида, построившем первый храм. Однако «совершенное исполнение произошло только во времена более превосходного Сына Давида» (Гатри).

В Ветхом Завете есть несколько таких пророчеств, как символических, так и конкретных. Символическое толкование пророчества «Из Египта вызвал Я Сына Моего» (Мф. 2:15, из Ос. 11:1) показывает, что Израиль как народ мог иногда олицетворять Христа и Его действия. Так, израильтяне в Ветхом Завете до некоторой степени служили прообразом Христа. Аналогично, змей в пустыне приносил исцеление, но также символизировал Христа, когда Он был возведён на крест (Ин. 3:14). Символами Христа были обеспечение Израиля водой и пищей в пустыне (1 Кор. 10:1–4). На Иисуса указывал каждый закланный пасхальный агнец (1 Кор. 5:7). Пророчество Ис. 7:14 («Дева во чреве примет и родит Сына») имело конкретный смысл для того времени, когда жил Исаия, но более важное его исполнение было в Иисусе, о чём говорится в Мф. 1:21–23.

Часть 2 Цар. 7:14–17 относится к Давиду или Соломону, но и к «более великому Соломону», коим является Иисус. Фраза «и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей» вряд ли можно отнести к Христу, поскольку Он был безгрешным. Давид был прототипом Христа, но не во всём, что он делал, что и отражено в этом пророчестве. В Иез. 34:23, 24 под «Давидом» имеется в виду потомок Давида, а не непосредственный преемник умершего царя. Речь идёт о Мессии, Христе. Автор Послания к евреям отмечает, что это обещание исполнилось в приходе Христа, Сына Божьего и семени Давида. Выписка из книги в Мидраше, обнаруженная среди свитков Мёртвого моря, чётко называет 2 Цар. 7:12–17 мессианским отрывком и связывает его с «Отраслью Давида», которая должна появиться в конце времён. [«Мидрашем» (от дараш, «толкование») называются иудейские пояснительные и назидательные писания о Библии. Эти сочинения состоят из толкований разными раввинами законов и обычаев, сформулированных в Ветхом Завете].

Автор Послания к евреям подбирал тексты с доказательствами не бессистемно, а с учётом их исходного контекстуального смысла. К. Додд показал, «что практически все новозаветные цитаты не вырваны из Ветхого Завета отдельными кусками, а составляют единое целое, — что авторы брали их не из разрозненных, а из цельных контекстов, которые они считали подходящим источником для своих цитат». Р. Таскер выразил своё согласие с ним, сказав, что некоторые критики метода цитирования Писаний, к которому прибегает автор Послания к евреям, несправедливы в своих нападках:

«Исследователи Библии в поисках конкретной исторической ситуации, побудившей пророка на то или иное высказывание, забывают ту истину, что «божественное откровение не обусловлено одними только обстоятельствами, в которых оно было изначально дано, что его значимость не ограничивается исторической ситуацией, в которой человек впервые произнёс его, но что оно имеет значительно более широкое применение» (Лайтфут).

Эта концепция накладывает отпечаток на всю взаимосвязь Ветхого и Нового Заветов:

«Послание к евреям — одно из самых ранних и наиболее успешных попыток определить связь между Ветхим и Новым Заветами, и… ценность книги в большой степени заключается в методе толкования текста, который прежде был с презрением отвергнут» (Кэйрд).

Для ранней церкви было типично использовать цепочку текстов. Автор обычно приводил отрывок, отвергал иудейский взгляд, а затем показывал, как он соотносится с Христом. Такие примеры мы видим в Деян. 2:25–28, 33–36; 13:34–37. Таким образом, Евр. 1:5–13 с его семью цитатами из Ветхого Завета демонстрирует правильный метод применения Писаний.

В СИЛУ ЕГО СЛАВНОГО МЕСТА (1:6)

«Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: "И да поклонятся Ему все ангелы Божии"».

Предваряющее слово «говорит» (легей), ясно означает, что эту истину изрёк Бог! Сам Бог говорит через этот текст. Эта фраза открывает нам взгляд автора на богодухновенность Писаний. Автор Послания цитирует этот отрывок, веря, что его действительно изрёк Бог.

Хотя считается, что цитата в этом стихе взята из Пс. 96:7, она больше соответствует лексике Втор. 32:43 в Септуагинте. Эта её форма также обнаружена в одном из свитков Мёртвого моря. Втор. 32:43 также приводится в Рим. 15:10, где Павел предваряет цитату таким же глаголом (в переводе Синодальной Библии «сказано») что и здесь, в Послании к евреям. Может, это ещё одно указание на авторство Павла, или это было просто общепринятое выражение?

В Кол. 1:15, 18 Иисус назван «рождённый прежде», «первенец». В этих стихах «первенец» означает «первенец из мёртвых», и здесь это слово тоже может иметь такой же смысл. Иисус подходит под это описание в том смысле, что больше никогда не умрёт. Ранее был воскрешён Лазарь, но он, несомненно, должен был опять умереть (Ин. 11), как и те, что воскресли и пришли в Иерусалим после воскресения Господа (Мф. 27:52, 53). Иисус воскрес, демонстрируя Свою верховную власть даже над смертью, одержав над ней победу и лишив «силы имеющего державу смерти, то есть дьявола» (2:14).

Однако похоже, что это определение включает в себя нечто большее. Брюс говорит, что «Он назван “Первенцем” потому, что существовал ещё до всякого творения и потому что всё творение является Его наследием». Другое отличие состоит в том, что ангелы были сотворены, а «Первенец» «рождён» (Стедман). Мессианский смысл Пс. 2 демонстрируется в Деян. 4:25, 26, где процитированные первые два стиха псалма соотносятся с Иисусом, «Христом», Помазанником Божьим.

«Первенец» имеет особый смысл: «священный», «посвящённый Господу», так как это слово употребляли по отношению к Божьему народу, который был «первенцем» (Исх. 13:2; 22:29; Чис. 3:12, 13). Давид был сделан «первенцем», хотя и не был «рождён первым» (Пс. 88:28). Это был больше почётный титул, определявший высокое положение, чем просто порядок рождения. «Слово “первенец” может указывать либо на порядок появления, либо на превосходство; совершенно очевидно, что здесь оно указывает именно на превосходство» (Лайтфут). Эта фраза восходит к Воплощению и говорит о поклонении ангелов Ему, когда Он пришёл в мир (Лк. 2:13–15), но это поклонение воздавало славу Богу в вышине небес.

Что бы ни означала первая часть этого стиха, важно то, что ангелы настолько ниже Христа, что им велено поклоняться Ему. Только божественные существа имеют право принимать поклонение; ангелы даже запрещали людям поклоняться им, о чём сказано в Отк. 22:8, 9. В Пс. 96:7 по отношению к ангелам употреблено слово «боги», но нигде ни один ангел не назван «Сыном».

ИИСУС ИЛИ АНГЕЛ (1:4)

Небеса — место, где обитают ангелы, и они явятся с Иисусом в славе (Мф. 25:31). «Крепкие силой» (Пс. 102:20), они исполняют распоряжения Отца; они Божьи вестники (Пс. 103:4; см. Современный Перевод); они святые (Мф. 25:31), и они стоят вокруг Божьего престола (Отк. 5:11). Не через них ли Бог управляет миром? Не через них ли Он предусмотрительно всё направляет к нашему благу, если мы любим Его? (См. Рим. 8:28).

В то время, когда писалось Послание к евреям, некоторые, возможно, называли Иисуса «ангелом», «ставя Его на один уровень с духовными существами, которые, как считалось, влияли на дела людей» (Гатри). Но Он гораздо выше их.

НАЧАЛО СЕРИИ ЦИТАТ (1:5)

Стих 3 ссылается на мысль в Пс. 109:1, что Сын воссядет одесную Бога и будет там править. Стих 5 открывает серию из семи ветхозаветных цитат, большинство из которых взяты из Псалтири (2:7; 103:4; 44:7, 8; 101: 26–28; 109:1). Исключение составляют вторая и третья цитаты, которые взяты из 2 Цар. 7:14 и Втор. 32:43 в переводе Септуагинты. Первое высказывание, процитированное из Пс. 2:7, новозаветные авторы и церковь в целом считали очень важным; эта цитата приводилась многократно. Псалом 2 был уже признан мессианским, так как в нём говорится о Божьем «помазаннике» (мессия по-еврейски; христос по-гречески). Иначе аргументация из него в этом послании для первых читателей вряд ли была бы убедительной. К Иисусу она применялась по-разному. Апостолы цитировали Пс. 2:1, 2 в молитве в Деян. 4:25, 26. Пс. 2:7 цитируется в Евр. 1:5 и снова в 5:5. Пс. 2:8, в котором говорится: «“Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли — во владение Тебе”», указывает на ту истину, что Христос поставлен «наследником всего» (Евр. 1:2). Слова из Пс. 2:7 приводятся в Евр. 1:5, чтобы подчеркнуть превосходство Иисуса над ангелами. Они же цитируются и в Деян. 13:33, 34, где Павел относит их к воскресению Христа. Использование Псалма указывает на уверенность апостола в Сыновстве Христа и даёт понять, что этот псалом был важен тем, что показывал иудеям, что Иисус — это Мессия. Защитники веры могут с полным правом и успешно использовать этот стих даже сейчас в беседах с иудейскими друзьями, если те верят своим Священным Писаниям.

А КАК НАСЧЁТ «ТЕКСТОМАНИИ»? (1:5)

Все, кто порицает «доказательство с помощью текстов», по всей видимости, не знают об этой практике в новозаветной церкви! Отрывок не искажается, когда используется для назидания в подразумеваемой в нём истине, даже если эта истина чётко не выражена. Иисус использовал этот метод, отвечая неверующим саддукеям. Он процитировал Божьи слова «Я Бог Авраама… Исаака и… Иакова» (Мф. 22:31–33) и сделал вывод из текста. Он привёл в доказательство текст, показав в этом отрывке ту идею, о которой, очевидно, ранее никто даже не догадывался.

Тем, кто отвергает отбор и использование Писаний для доказательства ложности какого-либо учения — навешивая на этот метод саркастический ярлык «текстомания», — придётся с тех же позиций критиковать и автора Послания к евреям! Часть герменевтики «Евреям» составляет использование любого соответствующего текста Писания, который иллюстрирует или подтверждает высказанную мысль. [«Герменевтика» — это искусство толкования древних текстов]. Автор Послания к евреям делает это, «вытягивая» из отрывка более полный и максимальный смысл. Несомненно, мы имеем то же право, что и автор Послания к евреям, если используем текст правильно и не искажаем истину, которой учит отрывок.

Автор Послания к евреям не единственный, кто ветхозаветные ссылки на израильского царя соотносит с Иисусом. Это же делали и другие новозаветные писатели (см. Мф. 2:5, 6; 24:44). Подобные ссылки являются «теми случаями, когда ветхозаветные отрывки цитируются в мессианском смысле» (Кэйрд).

Группирование нескольких цитат можно найти не только в Послании к евреям и в сочинениях Павла, но и в другой иудейской литературе. Вся книга «Евреям» являет глубокое уважение к ветхозаветному пророчеству и его богодухновенности. То же, в принципе, можно сказать и обо всём новозаветном веке: для нас Писания — глас Божий! Если бы мы только смогли увидеть, что весь Ветхий Завет был предвестником Иисуса как Христа (Мессии), то у нас не было бы проблемы с принятием таких толкований ветхозаветных текстов в Новом Завете, которые раскрывали бы более полный и более глубокий смысл этих Писаний. Бог говорил даже о приходе Христа и Своих намерениях — образно, используя личные события, рассказанные от первого лица такими пророками, как Исаия (см. Ис. 8:17, 18; цит. в Евр. 2:13). Вспомните символическую настойчивость и долготерпение Осии, ждавшего возвращении своей жены Гомери.

Используя ветхозаветные образы, автор Послания к евреям поступал не так, как Филон Александрийский (или Филон Иудей), чьё буйное воображение почти в каждом слове видело некий «скрытый смысл», который он явно сам и придумывал. В то время как Филон метался между «реальным и идеальным», автор Послания к евреям показал связи между «предыдущим и последующим, предсказанием и исполнением» (Хагнер).

МОЛЧАНИЕ ПИСАНИЙ (1:5)

Так как Бог никогда ни одному ангелу не сказал: «Ты Сын Мой», то совершенно неверно предполагать, что сотворённый ангел мог когда-либо так называться. Умалчивание не разрешает, а запрещает! Не видеть этого — значит злоупотреблять молчанием Библии с целью добавить к её учению, что является нарушением всех высоких и святых принципов уважения к Писаниям и их авторитету. Если следовать подобной логике и пренебрегать важностью молчания Писаний, то результатом будет следующее: если, например, о крещении младенцев или о папе Библия ничего конкретно не говорит, то на всё это нужно смотреть как на дозволенные вещи. Желающие внести новшества в церковь, вынуждены аргументировать свою позицию тем, что молчание разрешает, но Послание к евреям чётко опровергает их подход.

«ТЫ СЫН МОЙ» (1:5)

Иисус был одновременно Сын Бога и Сын Давида. В Его прославлении невозможно переусердствовать. Всякое принижение Его личности или природы делает человека недостойным Его. Две цитаты в 1:5 взяты из 2 Цар. 7:14 и 1 Пар. 17:13. Первый отрывок относился к Соломону, но лучше и во всей полноте он осуществился в Христе. Вторая часть 2 Цар. 7:14 («если он согрешит») не может относиться к Христу, так как «Он не сделал никакого греха» (1 Пет. 2:21, 22). Некоторые пророчества имеют двойной смысл.

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)