Найти в Дзене
1001.ru

Молодость продлить можно

Оглавление

Каждый человек с момента рождения развивается как минимум в четырёх сферах (физическая, интеллектуальная, эмоциональная, духовная). Никто не может быть развит идеально во всех сферах одновременно. Человек, увы, ограничен и во времени, и в своих возможностях. Но дело не в этом.

Дело в том, что в каждой сфере человек, во-первых, развивается неравномерно, а во-вторых, достигнув определённого уровня развития в какой-то из сфер, часто забрасывает своё развитие и дальше уже живёт, лишь поддерживая достигнутый уровень (в лучшем случае), либо же понемногу деградируя (снижая этот уровень).

— А в чём же здесь проблема? — спросите вы. — Разве сама жизнь не устроена подобным образом?

Возьмём, например, физическое развитие. Человек рождается, растёт, достигает пика своего физического развития, затем выходит на плато, и через какое-то время его физическое состояние начинает ухудшаться.

Давайте взглянем на этот график.

Изобразим на графике кривую физического развития человека за время его жизни:

Всё вполне логично, согласны? Мы рождаемся, растём, развиваемся, затем стареем и умираем. Соответственно, и наше физическое состояние меняется вместе с возрастом.

Считается, что организм человека растёт примерно до 25 лет, до 35-40 он находится в своей лучшей форме, а после 40-ка начинаются заметные возрастные изменения. Где-то после 55-60 человек входит в период хронических болезней (разумеется, всё это индивидуально и может отличаться в ту или иную сторону по странам и регионам, но в целом — всё примерно так).

Но как же всё это происходит в нашей жизни?

Время собирать камни

После рождения в организме человека включается программа развития: он плачет, ворочается, ползает, двигается, учится хватать, бросать, начинает ходить, растёт его мышечная масса, укрепляются кости, развивается речь и т.д.

Пока учится в школе, он занимается физкультурой, ходит в спортивные секции, тренируется, бегает, ходит в походы и вообще занимается всякой прочей физической активностью.

-2

Затем у многих мужчин — служба в армии.

Учёба в высшем учебном заведении, начало трудовой деятельности... И здесь наступает замедление в физическом развитии. Меняются приоритеты, становится меньше свободного времени: львиная часть его уходит на учёбу и работу.

А когда наступает период создания семьи, тут вообще времени на себя не остаётся — все силы вкладываются в поддержание материального благосостояния семьи и воспитание детей. Какое уж тут физическое развитие!

Не до жиру...

Затем дети вырастают. Вроде бы должно появиться немного свободного времени, но надо работать, продолжать строить карьеру, а затем уже и детям помогать, а потом и внукам… Когда следить за собой, за своим развитием?

Поэтому, если мы посмотрим на среднестатистического человека, то основная часть его физического развития приходится на первую часть жизни. Даже основные физические навыки, такие как умение лазать, ходить, говорить, читать, писать, бегать, плавать, играть на музыкальных инструментах, играть во всевозможные игры, водить автомобиль, моторную лодку, прыгать с парашютом — усваиваются, как правило, до 18-25 лет.

А дальше-то что?

А дальше, как правило, человек живёт с тем багажом, что накопил, понемногу растрачивая его. Потому что если человек не развивается, не двигается вперёд, а стоит на месте, то он движется вниз, другими словами — деградирует.

Известно, к примеру, что после 50 лет мышечная масса у человека начинает уменьшаться в среднем около 0,5% в год. И это естественный процесс, который, однако, можно сильно замедлить и даже остановить.

Наш генетический максимум

В каждом из нас от рождения природой заложен некий генетический максимум. И это то, что можно назвать нашим предельным физических потенциалом.

Задача каждого человека — максимально раскрыть этот потенциал.

Как вы думаете, чем по большому счёту занимается система (сеть) спортивных школ каждой страны?

Её главная цель — быть ситом, т.е. фильтром для огромного количества детей, приходящих на занятия, чтобы отыскать среди них тех, в ком от природы заложен сильно отличающийся от среднеарифметического физический потенциал.

Эти школы ищут отклонения от нормы.

-3

Таких детей при должном подходе и индивидуальных занятиях можно вывести на их «генетический максимум». И тогда они смогут стать профессиональными спортсменами, принести своей стране олимпийские медали и славу (как, впрочем, и своим тренерам).

А теперь открою небольшую «тайну»: обычно тренеры предпочитают таких одарённых детей, у которых это раскрытие потенциала происходит медленно.

Предпочтительней воспитать спортсмена, который выходит на пик своей карьеры не в 15-16 лет, а ближе к 25-30 годам (конечно, это всё ещё зависит от конкретного вида спорта). Иначе — быстрое достижение потолка и, как следствие, раннее выгорание.

За примерами ходить далеко не надо. Все мы знаем, что в художественной гимнастике лишь немногие гимнастки продолжают спортивную карьеру даже до 23-25 лет и уж совсем единицы — старше этого возраста.

Я всё ещё учусь…

Автоматически применить правила из мира профессионального спорта к нашей обычной жизни было бы неверно. Но давайте представим, что человек не останавливается в своём физическом развитии в зрелом возрасте, а с годами только наращивает усилия в этом направлении.

Для начала попробуйте вспомнить, какой физический навык вы приобрели в последнее время.

Может быть, вы всю жизнь мечтали научиться плавать стилем баттерфляй и теперь овладели им, записавшись на курсы плавания?

-4

Ходить на лыжах, ездить на велосипеде, печатать слепым методом на двух языках, играть на гитаре, легко и непринуждённо разговаривать перед огромной аудиторией, садиться на продольный шпагат, кататься на роликах?

Вспомнили? Как давно вы приобрели этот навык? Не удивлюсь, если выяснится, что последний значимый физический навык был приобретён много лет назад, а в последние годы… увы, ничего.

Подумайте, ведь каждый раз, приобретая какой-либо навык, вы как будто говорите своему сознанию и организму: я ещё молод, я всё ещё учусь…

Планирование на год

Если вы решили не останавливаться в своём физическом развитии, то важно ставить себе цели на каждый год. В этом году, например, вы решили научиться играть на гитаре и плавать. В следующем — ездить на роликах и печатать слепым методом на клавиатуре. Затем — начать ходить в фитнес-клуб и т.д.

Важно, что любой физический навык оказывает влияние не только на физическую сферу, но и на другие тоже.

Эмоционально вы сильно заряжаетесь, когда осваиваете новые возможности. Это положительные эмоции на долгое время.

Также часто приобретение новых физических навыков требует от вас и интеллектуальной работы, повышения эмоциональной зрелости. Например, обучение игре на гитаре потребует от вас выучить ноты или как минимум основные аккорды, получить базисные понятия о музыке, композиции, музыкальном такте, тонике и т.д.

Ну и, наконец, новоприобретённые навыки укрепляют вашу веру в самого себя, повышают уверенность в своих силах, что в какой-то мере делает вас сильнее и в эмоционально-духовном смысле.

Каких-то определённых правил здесь нет. Вы просто должны двигаться вперёд, пусть даже с весьма скромной скоростью.

Это именно тот случай, когда участие важнее количества и размера достигнутых целей. Ведь главная цель здесь —

преодоление себя и победа на собой.

А теперь давайте представим, как бы выглядел в таком случае наш график...

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ

Самуэль Акопян