Найти тему
Раккун Сити

Симулятор школьника или вора в маске? Обзор Persona 5

Убежать из реальности в Персону

На фоне всепоглощающего кипятка событий в этом злополучном году, я умудрился заново открыть для себя японские игры, так как на протяжении целого месяца Persona 5 держала осаду моего сердце, заставляя каждый день вновь и вновь возвращаться в нее на 2-5 часовые сессии. Персоне удалось поймать меня на удочку в первую очередь благодаря своему яркому, живому и стильному внешнему виду, которому сломавшему мои консервативные взгляды, ограничивающие меня и не позволяющие взглянуть и прикоснуться к тогда еще чуждой и отталкивающей японской культуре.

Для меня Persona 5 оказалась входным билетом в огромный мир из увлекательных и доселе скрытых от моего взора проектов, поднимающих различные темы под особым и удивительным углом.

Жизнь изменится

-2

В основе серии Persona лежат догматы Карла Густава Юнга, посвященные этим самым Персонам, «маскам», которые мы примеряем на себя в определенных социальных ситуация, чтобы не выбиться из социума и не показать свое собственное «я», дабы не выходить из собственной зоны комфорта. Рано или поздно, главный герой и его друзья сорвут с себя эти маски и встретят все проблемы общества лицом к лицу, начав путь к изменению этого «я» и людей вокруг.

Чтобы мы ассоциировали себя с протагонистом, его специально сделали безликим и невзрачным, даже имя ему придется выбирать самому. Незадолго до начала событий он оказывается несправедливо обвиненным в нападении, из-за чего его выгоняют из школы и отправляют на испытательный срок в Токио, где он никого не знает, а все окружающие из-за быстро разросшихся слухов относятся к нему, как к отбросу общества. Поэтому за первые несколько часов игроку, как и главному герою предстоит акклиматизироваться и ощутить давление, с которым сталкивается человек в подобной ситуации..

-3

Совершенно случайно в самом начале игры главный герой попадает во Дворец, воплощение искривленных фантазий и вожделений человека, существующее в отдельном параллельном мире. Уже там, под давлением и угрозой для жизни своего друга вы открываете в себе Персону, олицетворение себя самого в форме духа, борющегося за правду и справедливость против насквозь прогнившей и в корне неправильной системы. За время сюжета мы сможем посетить в общей сумме восемь дворцов и во всех случаях перед нами будет предстоять одна задача — пробраться вглубь строения и украсть Сокровище, вмещающее в себе все негативные и плохие мысли, искажающие мировоззрение хозяина Дворца — таким образом можно изменить его сердце и заставить сознаться во всех проступках перед обществом. Отсюда и название команды «Phantom Thieves», лидером которой являетесь вы.

Стоит отметить, что если вы ждете от Персоны исключительно креативную JRPG или только иммерсивный симулятор японского школьника, то вас ждет разочарование. Отрезки, где вы примеряете на себя маску Фантомного Вора и фрагменты в школьной форме делят игровой процесс примерно пополам и с этим нужно смириться, потому что благодаря этому разделению ни один из сегментов не успевает надоесть.

Последний сюрприз

-4

Если в реальном Токио ваш геймплей ограничивается хождением по местным деловым и спальным районам, а также выбором реплик в диалоговом окне, то в параллельной метавселенной игровой процесс практически всегда проходит во Дворцах, чьи хозяева практически всегда являются вашими недругами в реальной жизни. Дизайн локаций, в которых вы совершаете ограбление, всегда уникален и сделан с творческой жилкой — за все время вы успеете побывать в летающем банке, огромном казино и даже в средневековом замке. Разработчики выбирали вид локации не рандомно: они отталкивались от психологического состояния злодеев и того, как они видят мир вокруг себя. Каждый новый Дворец начинается со входа в массивное здание, где после преодоления череды загадок и огромного количества врагов, нужно сразиться с финальным боссом и забрать Сокровище.

-5

Боевая система в Persona 5, как и в предыдущих итерациях серии, пошаговая и полностью построена на поиске слабых точек у своих врагов, путем визуальных особенностей во внешнем виде противников, анализа их способностей или простым методом пробы и тыка. У каждого противника есть своя собственная слабость, которую можно обнаружить, атаковав его определенным типом урона: физическим, огненным, ледяным и далее по списку. Прочитав описание боевки, может показаться, что это скучный процесс, но на деле, каждый раз сталкиваясь с новым врагом, вы с одинаковым уровнем азарта и любопытства будете пытаться найти его ахиллесову пяту.

-6

Персоны — воплощения души, разума и личности человека, предстающие перед нами в виде мифологических, литературных или исторических персонажей. Тени — практически идентичны Персонам, за исключением того, что они олицетворяют негативные эмоции в сердце человека и именно с ними нам придется сражаться на протяжении всей игры.

Персоны главных героев
Персоны главных героев

Ослабив Тень у вас появляется три опции: добить ее стильной всесильной атакой, выпросить у нее какую-то вещицу или немного денег, ну или вовсе договорится с ней и предложить стать одной из своих Персон. Главный герой, в отличие от своих сопартийцев может иметь под своим контролем сразу несколько Персон. Сюжетом это объясняется избранностью протагониста, а геймплейно эта особенность открывает огромный простор к комбинированию подконтрольных существ. Скажем, одну Персону можно оставить чисто под пассивные и защитные способности, другую оставить лишь под ситуативные моменты, а третью использовать, как самого универсального и основного демона. Немного похоже на Покемонов, но интереснее всего, что первая игра из материнской серии Megami Tensei вышла задолго до Pokemon Red и Blue.

Пройти всю игру с одной Персоной практически невозможно, потому что с каждым новым Дворцом будет повышаться уровень ваших врагов и разнообразие их возможностей, поэтому текучка кадров среди ваших Персон станет рутиной. Пополнять свой набор можно, как напрямую уговаривая своих врагов в конце стычек или создавая новых демонов в Бархатной Комнате, специальном месте между реальным и параллельным миром. Выбор из Персон действительно широкий: под вашим контролем могут оказаться скандинавский бог грома Тор, трёхглавый пёс Цербер, даже славянскому Чернобогу здесь нашлось место — всего в игре почти две сотни уникальных Персон.

Под маской

-8

История очень тесно связана с геймплеем, и оба эти аспекта сильно влияют друг на друга, но именно сюжет мотивирует продвигаться все дальше и дальше, даже несмотря на странность некоторых событий. За ним, черт возьми, интересно наблюдать, даже несмотря на крайне большую длину — около 100 часов. На протяжении всей игры сценаристы пытаются вбить в вас мысль, что без близких людей ты не сможешь уйти далеко — это хорошо отражается на игровом процессе.

Всю первую половину игры мы будем постепенно пополнять состав команды «Фантомных Воров» новыми участниками, каждый из которых в какой-то степени является изгоем среди своих однолеток по разным причинам. Рюдзи — случайно погубил будущее школьной команды по бегу, Макото — стала настолько зависима от мнений других, что отдалилась от своих друзей, а Энн — стала жертвой порочных слухов о ее сексуальной связи со школьным физруком. Практически все истории являются обычной бытовухой, но игра не переходит на язык метафор — а прямо в лоб рассказывает суть проблемы. С вашей подачи персонажи осознают свое положение и буквально напрямую начинают говорить о лжи и несправедливости, которая окружает их.

Главные герои игры
Главные герои игры

Связь между игровым процессом и повествованием не банальна — проводя свое время с одним из компаньонов мы будем завоевывать его доверие, помогая ему справляться с собственными проблемами и раскрывая детали из его прошлого. Таким образом в конце каждой встречи мы сможем открыть новые способности, которые окажутся полезными в метавселенной. Практически все второстепенные истории в игре интересны, но не каждая из них захватывает дух, как основной сюжет. Развлекаться можно и одному, проводя время за учебой или в забегаловках, прокачивая свои навыки. Их здесь пять: интеллект, обаяние, храбрость, доброта и сноровка — проще всего объяснить их важность с помощью примеров: если хватает храбрости, то вы сможете поговорить с матерым продавцом оружия, который позволит приобрести дополнительные улучшения для пушек, но если ваш ум скуден, то вряд ли с вами захочет пообщаться профессиональный игрок в сёги, способная обучить вашу команду действовать более стратегически.

Каждый человек, с которым вы сможете завести дружеские или даже романтические отношения имеет уникальные черты характера, отличающие его от другого персонажа в игре: Соджиро, ваш покровитель и человек, приютивший главного героя в новом городе на первый взгляд кажется старым ворчуном, но проведя с ним немного времени, работая в его кофейной лавке, в нем можно увидеть доброго и чуткого мужчину, рассмотревшего в вас самого себя в молодости — и теперь его советы не кажутся строгими, наоборот, кажется что он ведет вас к правильному пути. Таэ, врач, живущая неподалеку от вас с крайне отталкивающей репутацией вокруг себя, из-за разлетевшихся слухов об ее нелегальной медицинской практике, на самом деле является не самой плохой девушкой. Она экспериментирует с препаратами ради создания более эффективных лекарств для спасения других. Подобных историй в игре еще около двух десятков.

C кем можно завести любовные отношения
C кем можно завести любовные отношения

Косвенно игра является симулятором свиданий и заводить любовные отношения с девушками нужно с умом, подбирая правильные реплики во время диалогов и как можно чаще проводя с ними время. Кстати, игра не запрещает встречаться одновременно сразу же с двумя или даже тремя женщинами, но последствия не заставят себя долго ждать...

Этот экран вы будете видеть не один раз
Этот экран вы будете видеть не один раз

Ключевым фактором, ограничивающим ваши потуги к общению с другими людьми является время. Оно не прощает ошибок и заставляет тщательно выбирать с кем вы хотите провести ваш досуг, ведь на один день вам предлагают выбрать лишь две активности из огромного списка занятий. Время здесь настолько суровое, что за девяносто часов реального времени я так и не успел завершить большинство сюжетных линий своих товарищей, предпочтя не общаться со всеми и сразу, а посвятив свое время лишь наиболее запавшим в душу персонажам.

Проснись, вставай и убирайся отсюда

-12

Как бы я не хвалил Persona 5, все же я не хочу зазнаваться и закрывать глаза на проблемы игры, которые к сожалению в ней присутствуют — в мире нет ничего идеального, ни фильмов, ни книг, ни игр и лишь осознав это, можно получать настоящее удовольствие почти от чего угодно.

Форма в ущерб содержанию — стилевое и музыкальное оформление в игре выкручено на максимум: каждая анимация и каждая композиция выполнены на наивысшем уровне, дабы пустить пыль в глаза игрокам и облегчить восприятие рутинных элементов в геймплее. Даже несмотря на старания авторов, в определенные моменты ты замечаешь это и даже чувствуешь, насколько сильно проседает темп, но к таким моментам ты уже слишком сильно привязываешься к истории и тебе не остается ничего, кроме как вдохнуть полной грудью и пройти через несколько часов рутины.

В бою мы также отвечаем за действия своих напарников, которые являются частью нашего отряда, состоящего максимум из четверых боеспособных участников. Тут, к слову, просачивается самый главный недостаток лично для меня. Подобрав к середине игры подходящий отряд, я просто продолжал прокачивать и приобретать новое снаряжение лишь для четверки любимцев, забив на тройку аутсайдеров, которые к тому времени уже казались слабыми. Видимо разработчики рассчитывали, что во время прохождения игрок будет постоянно менять бойцов в зависимости от ситуации, но в реальности им не удалось подобрать баланс, так как постоянно редактировать состав своего отряда становится просто лень. Эта проблема затрагивает не только разнообразность геймплейных ситуаций, но и восприятие сюжета в целом, поскольку, играя за персонажа, ты привязываешься к нему, но видя его лишь в катсценах и в реальном мире — ты постепенно охладеваешь к нему.

-13

Также критику не выдерживает игровой стелс, который здесь был необходим, для того, чтобы игрок мог сам выбирать вступать ему в схватку или нет, из-за того, что большая часть уровней построена из маленьких помещений и узких проходов. Но реализован он был сомнительно и на крайне базовом уровне, иногда переча здравому смыслу.

А теперь обратим внимание на самые главные нюансы, которые возникают у игроков, и из-за которых они колеблются сыграть в проект от Atlus:

— Обычно JRPG представляют собой не короткую прогулку на 5-15 часов, а 40-90 часовые путешествия. Персона заберет у вас от 80 до 100 часов реального времени.

— Игра полностью на английском языке и не все диалоги озвучены, так как в японских играх зачастую озвучивают лишь важные сюжетные моменты. Но английский здесь простой, я бы даже сказал элементарный, так что часто заглядывать в словарь не придется.

— В какой-то мере Персону можно назвать «игровым аниме», вследствие чего здесь присутствуют жанровые клише, вроде переигрывания в актерской игре, всяческих вздохов, ахов и тому подобного, но к счастью обошлось без откровенного треша.

— Цифра «пять» в названии лишь номинальная, так как игры в серии не связаны между собой общим сюжетом, поэтому вам не придется играть в предыдущие части, чтобы понять эту.

— Недавно вышедшая Persona 5: Royal является улучшенной версией оригинальной пятой части. В ней огромное количество новых деталей и мелочей, но сильнее всего Royal расширяет финал игры. По сути, сейчас более точным выбором будет именно расширенная версия, так как она задает новый канон в событиях.

-14

Persona 5 — уникальный проект со всех точек зрения, объединяющий в себе казалось бы два совершенно несовместимых жанра — пошаговую JRPG и симулятор жизни школьника. Это именно тот случай, когда нужно отказаться от своих предубеждений, связанных с аниме-стилистикой и особенностями японской культуры, для того чтобы переступить через себя и прикоснуться к этой игре. Все то, что я описал в этом тексте, является лишь ее основным костяком, потому что внутри нее вас ждет огромное количество сюрпризов и маленьких, но приятных мелочей, которые ты даже и не ожидаешь встретить. По сути это самая настоящая декадентская игра, наполняющая тебя смелостью и решимостью, мотивирующая по окончании прохождения отбросить геймпад в сторону и начать становиться лучше.