Необходимость реформирования православной церкви, возникшая в середине XVII века, была вызвана активной внешней политикой Российского государства – укреплением связей с балканскими народами и греческой церковью, воссоединением Украины с Россией, а также притязанием Москвы на роль мирового православного центра. Для этого необходимо было унифицировать, т.е. привести в соответствие с обрядами других православных церквей обряды Православной Российской церкви. По инициативе патриарха Никона и при поддержке царя Алексея Михайловича было проведено исправление богослужебных книг по греческим образцам, а также были внесены изменения в порядок совершения некоторых обрядов. Эти реформы вызвали недовольство значительной части русских православных христиан. Нововведения привели к расколу в церкви, возникновению движения сторонников «старой веры» – старообрядчества. Появившись в середине XVII века, старообрядчество представляет собой пёстрое множество разнородных течений, единых только в одном пункте – отвержении реформы патриарха Никона. К концу XVII века относится самое крупное деление старообрядцев - на поповцев и беспоповцев. Поповцы (приемлющие священство), хотя и считают «никонианскую» церковь еретической, тем не менее, полагают, что переходящие из неё священники остаются носителями благодати. Они признают семь таинств, придерживаясь при совершении их дониконовских традиций. Беспоповцы же считают, что благодать священства пресеклась со времен патриарха Никона, поэтому не приемлют священства, изъяв из богослужений все священнодействия, которые могут совершать только священники и дьяконы. И поповцы и беспоповцы не имеют внутри своих направлений единства и делятся на множество толков и согласий.
В экспозиции Государственного музея истории религии находится картина неизвестного художника XVIII века « Спор о вере».
Эта картина наглядно представляет различия в обрядах у старообрядцев и «никониан». На ней изображен ряд священных предметов и символов, которых коснулась реформа патриарха Никона. Левая часть картины (по отношению к зрителю) старообрядческая, а правая - относится к никонианам.
Московские церковные соборы (1654 и 1666-1667 годов) приняли изменения в обрядах, вводимых патриархом Никоном и поддержанных царем Алексеем Михайловичем. Позже старообрядцы насчитали 131 изменение, произошедшее в церкви за время реформ.
И никониане, и старообрядцы отмечали важность церковного устава и обряда. И те, и другие настаивали на том, что именно их обряды совершаются правильно. Богословский взгляд на обряд не предполагает ни его особую святость, ни отсутствие таковой. Сам по себе обряд не ведет ни к спасению, ни к гибели. Без веры, наполняющей его смыслом, он пуст. Но тогда, три с половиной века назад, спор о вере касался, в основном, формы совершения тех или иных обрядов.
Старообрядцы следовали церковной старине. Надпись наверху
(старообрядческая часть картины) гласит, что они совершали обряды, как это было принято еще во времена святого великого князя Владимира, т.е. во времена Крещения Руси. Старообрядцы считали, что поскольку народ сохранил эти древние обычаи, то они должны быть неприкосновенными как народная святыня и отвергали даже патриарха, посягнувшего на эту святыню.
Композиция картины проста. Ее левая и правая части симметричны. В каждой из частей изображены престол и жертвенник, с находящимися на них предметами: распятие, архиерейские атрибуты – посох и митра, кроме того, символы пастырского благословения и крестного знамения, старообрядческого двуперстия и никонианского троеперстия. Вероятно, эта картина была написано в среде признающих церковную иерархию поповцев.
На престоле, являющемся самым святым местом любого православного храма, находятся Четвероевангелие и напрестольный крест для благословения верующих. Старообрядцы используют восьмиконечный крест. Именно такой крест располагается на престоле в их части картины. На престоле у никониан лежит четырехконечный крест. Старообрядцы называли его латинским крыжем («крыж» в переводе с польского значит просто «крест»).
На жертвеннике, (столе, на котором хлеб и вино приготавливаются для литургии), находятся потир, т.е. чаша для вина и дискос, т.е. плоское блюдо (в виде диска) для хлеба. Старообрядцы совершают литургию на семи просфорах. Именно столько их и изображено на жертвеннике. Никониане стали служить на пяти просфорах. Столько их и лежит на жертвеннике у никониан. Чаши для причастия (потиры) у старообрядцев и никониан имеют различную форму.
Рядом с жертвенником на картине изображен «агнец». Это вырезаемая из центра просфоры частица кубической формы с печатью в виде креста, которая после освящения делится на части для причащения верующих. На старообрядческих просфорах стоит печать с восьмиконечным крестом, у никониан на просфорах - крест четырехконечный. Во время литургии происходит причащение верующих. Треугольники на картине означают частички святых даров, которыми причащаются верующие во время совершения таинства.
Позади жертвенников в каждой из частей картины изображено Распятие. У старообрядцев распятый Иисус словно парит в воздухе. Складывается впечатление, что над ним не властны природные стихии. Так изображали русские иконописцы Иисуса Христа, распятого на кресте, до раскола и так потом продолжали изображать его старообрядцы. У никониан был принят иной, более натуралистический тип изображения Иисуса Христа, страдающего на кресте, который вы и видите в правой стороне картины. До Никона было принято написание имени Христа Исус. Никон ввел другое написание - Иисус. Старообрядцы восприняли это изменение как святотатство.
Различались старообрядцы и никониане также перстосложением, то есть взаиморасположением пальцев для благословения архиепископом своей паствы. По-разному те и другие складывали персты, когда осеняли себя крестным знамением. Три перста символизировали Троицу, два перста - два естества Иисуса Христа, в котором соединилось божеское и человеческое. Эта символика сохраняется и у старообрядцев и у их оппонентов.
Посох - знак власти высшего духовенства - состоит из стержня и навершия-рукояти. Различают формы посохов, принятых у никониан и старообрядцев, навершия. Рукоять никонианского посоха украшена изображениями обращенных друг к другу змей как символов мудрости. К навершию новообрядческого посоха ещё прикреплена ткань – сулок. Она представляет собой двойной плат. Нижний плат предназначен для того чтобы рука не скользила по посоху либо была защищена от прикосновения к холодному древку, а верхний – чтобы защитить руку от морозного воздуха. Однако, в настоящее время сулок утратил своё практическое назначение, и выполняет декоративную функцию – украшает посох. Рукоять старообрядческого посоха имеет простую форму без украшений. Над старообрядческим посохом находится надпись, утверждающая, что такой посох был у митрополита Петра. Святой Петр, митрополит Московский, помогал князю Ивану Калите собирать русские земли вокруг Москвы. По его инициативе, был заложен в Кремле кафедральный собор во имя Успения Богородицы.
Митра – головной убор архиереев – у никониан приобрел форму короны. До XVIII века она имела иную форму – шапки с опушкой. Впервые митра в форме короны была надета на Руси патриархом Никоном, который перенял традицию ее ношения у Константинопольского патриарха. Митры никониан богато украшаются шитьем и драгоценными камнями.
Таким образом, сравнивая левую и правую часть картины, мы получаем наглядное представление о различиях между старым и новым обрядами.
История старообрядчества полна трагических моментов. Историческое Российское государство постоянно принимало меры для преодоления раскола, а, следовательно, против распространения старообрядчества и стремилось присоединить старообрядцев к «господствующей» церкви. Законодательство Российской империи в отношении сторонников «старой веры» носило репрессивный характер практически до начала XX века.
Однако, в 1905 году, на волне социальных преобразований, после выхода Манифеста о веротерпимости и свободе вероисповедания, все ограничения со старообрядцев были сняты. Период с 1905 по 1917 гг. считается «золотым веком» русского старообрядчества: в этот время строятся новые храмы, открываются учебные заведения, проходят съезды представителей общин, издается многочисленная литература, основываются приходы и монастыри. После революции 1917 года старообрядчество разделило судьбу прочих религиозных организаций. В 1971 г. Поместный собор Русской Православной церкви принял решение утвердить постановление Синода от 23 апреля 1929 года о снятии со старообрядцев клятв, наложенных соборами 1656 и 1666-1667 гг.
В настоящее время старообрядчество переживает период возрождения, связанный с изменением отношения государства к религиозным объединениям: вновь открываются закрытые церкви и молитвенные дома, растет количество верующих.
P.s. Лайки и комментарии приветствуются! Помните, что когда вы ставите лайк, где-то улыбается музейный smm-щик).