Найти тему

Белое дело. Одиссея крейсера "Орёл".

30 января 1920 г. отряд кораблей под командованием капитана 1-го ранга Михаила Александровича Китицына в составе вспомогательного крейсера «Орёл» и военного транспорта «Якут» вышел из Владивостока в Крым, на соединение с силами генерала Врангеля. Отряду предстояло преодолеть около 20 тыс. километров на одном энтузиазме, не имея угля, провизии и средств на их приобретение…

Вспомогательный крейсер «Орёл»

В 1908 году, на пожертвования русских промышленников, в Германии началась постройка трёх больших товаро-пассажирских пароходов для осуществления дальних перевозок между Владивостоком и заграничными портами. Головной пароход серии получил название «Орёл». Корабли изначально строились с перспективой переоборудования во вспомогательные крейсера при объявлении мобилизации. В конструкции было предусмотрено таранное отделение с водонепроницаемой переборкой. Корабль развивал скорость около 16 узлов (30 км/ч) и имел дальность плавания 2 400 миль. Экипаж мирного времени составлял 95 чел.

С началом Первой Мировой войны «Орёл» был зачислен в состав Сибирской военной флотилии, на крейсере была установлена артиллерия 2 - 120 мм, 2 – 75-мм и 4 – 47-мм орудия. В ходе боевых действий на Тихом океане «Орёл» выполнял вспомогательные задачи: занимался подъёмом оборудования с потопленного в Пенанге бронепалубного крейсера «Жемчуг», участвовал в подавлении восстания сипаев в Сингапуре, использовался как учебное судно. В 1918 г. крейсер «Орёл» был разоружён, после чего занялся коммерческими перевозками между портами Индокитая. В конце 1919 г. пароход прибыл во Владивосток, где поступил в распоряжение Морского училища.

Военный транспорт «Якут»

Строительство парохода началось в 1887 г. на английских верфях по заказу судоходной компании Aberdeen Steam Navigation Co. В том же году транспорт был сдан в эксплуатацию. Крейсерская скорость судна составляла около 9 узлов (17 км/ч).

В 1892 году пароход был приобретен Морским ведомством Российской Империи и под названием «Якут» был зачислен в состав Сибирской военной флотилии. Транспорт использовался для гидрографических исследований Дальнего Востока, снабжения дальних факторий и охраны котиковых промыслов на Командорских островах. В 1894 г. офицеры корабля были уличены в организации хищнического промысла морских котиков и незаконном обороте котиковых шкурок. По решению военно-морского суда все они были лишены чинов, наград и отправлены в ссылку. В ходе русско-японской и Первой Мировой войны «Якут» использовался как корабль снабжения и посыльное судно. В 1918 г. транспорт был приписан к Владивостокскому Морскому училищу в качестве учебного корабля.

С падением Омского правительства в ноябре 1919 г., дни Белого движения в Сибири и на Дальнем Востоке были сочтены. Правительственные части массово переходили на сторону большевиков, красные партизанские отряды спускались с сопок, а Владивосток замер в ожидании очередного переворота. Среди всеобщего озлобления Владивостокское Морское училище оставалось последней боеспособной частью, верной режиму адмирала Колчака. Но с такими силами переломить ситуацию было уже невозможно.

Опасаясь политической расправы, под угрозой уничтожения последних верных людей, командующий морскими силами на Дальнем Востоке контр-адмирал Беренс принял решение об эвакуации и приказал начальнику училища капитану 1-го ранга Китицыну захватить все способные двигаться корабли. Гардемаринам удалось занять вспомогательный крейсер «Орёл», транспорт «Якут» и ледокол «Байкал». Впрочем, последний был нужен для одной цели – взломать лёд для выхода в море.

На рейде Владивостока стояла «союзная» эскадра, командование которой вело двойную игру. Американцы недвусмысленно запретили эвакуацию, наведя орудия крейсера «Бруклин» на русские корабли. Однако здесь на руку сыграли коммерческие и дружеские отношения с японскими моряками. Японский броненосец «Микаса», сыграв боевую тревогу, развернул орудия на «Бруклин», после чего русский отряд, увеличивая скорость, прошёл мимо обоих кораблей. Общая численность экипажей насчитывала 40 офицеров, 250 гардемаринов и около 200 человек гражданских.

Крейсер «Орёл» и транспорт «Якут» направились в Японию, имея нормальный запас угля и продовольствия, а в кассе – остатки расходных сумм училища, которые удалось обменять перед уходом на валюту. Кроме того, японские офицеры с «Микасы» преподнесли русским морякам личный подарок – 10 тыс. иен.

В Японии контр-адмирал Беренс, эвакуированные офицеры и их семьи съехали на берег, после чего отряд поступил в полное распоряжение капитана 1-го ранга М.А. Китицына.

-4

Капитан 1-го ранга Михаил Александрович Китицын считался опытным морским офицером. Длительное время проходил службу на Дальнем Востоке, в Первую мировую войну сражался на сухопутном фронте в составе Отдельного батальона 2-го Балтийского флотского экипажа. Был назначен на Черноморский флот, где в 1815 г. стал командиром новейшей подводной лодки «Тюлень». По числу одержанных побед и известности М.А.Китицын считался «подводником № 1» в Российской Империи. В октябре 1917 г. получил назначение на должность начальника Отдельных гардемаринских курсов в Петрограде, а вскоре, вместе с гардемаринами, убыл на Дальний Восток для прохождения практики.

После месячной стоянки в Японии «Орёл» и «Якут» вышли в очередное плавание в направлении Европы, через Гонконг и Сингапур. Постепенно заканчивались деньги, уголь и припасы, поэтому русским морякам приходилось зарабатывать, перевозя попутные грузы. Таял экипаж, часть команды просто осталась в иноземных портах. Взамен приходилось набирать наёмных кочегаров и обслуживающий персонал – китайцев, а затем индусов.

Несмотря на трудности похода, на кораблях не прерывался учебный процесс. Как вспоминал один из гардемаринов: «В плавании нам было трудно, приходилось стоять вахты строевые и по специальности, но все шло гладко, без нарушений дисциплины.» В Сингапуре, пока корабли находились на доковании, гардемаринам были устроены экзамены, после чего 104 человека были произведены в корабельные гардемарины, а вскоре были повышены в звании ещё 15 курсантов. Вблизи Андаманских островов отряд произвёл учения по высадке шлюпочного десанта.

По прибытии в Порт-Саид отряд Китицына был надолго задержан британским начальником порта, не имевшим никаких инструкций на пропуск русских кораблей через Суэцкий канал. Положение стало катастрофическим: на судах практически кончились уголь, вода и провизия. Поставленный в безвыходное положение, капитан 1-го ранга Китицын выставил ультиматум английскому комиссару в Египте: «если через 36 часов на корабли не будут доставлены уголь, вода, провизия и официальное разрешение на выход в море, вывожу суда и топлю их поперёк Суэцкого канала». Спустя сутки англичане предоставили всё необходимое.

-5

12 августа 1920 г. отряд прибыл в югославский Дубровник, где вспомогательный крейсер «Орёл», по приказу Штаба флота Вооружённых Сил Юга России, был возвращён прежним владельцам. Капитан 1-го ранга Китицын, с большинством экипажа крейсера, перешёл на транспорт «Якут» и прибыл на рейд Севастополя 27 октября 1920 г., за неделю до падения Перекопа. Уже 10 ноября 1920 г. последовал приказ об оставлении Крыма, ввиду безнадёжности обороны. Командир и экипаж «Якута» приняли участие в эвакуации разбитых белых частей из Севастополя, откуда корабль совершил самостоятельный переход в Бизерту (Тунис). В общей сложности, переход из Владивостока в Крым занял 9 месяцев.

В продолжение темы "Стальных Монстров", хочу предложить Вам ещё статьи о флоте:

ДОРОГА К ЗАЛИВУ ЛЕЙТЕ

ЛИНКОР "ТИРПИЦ". СБЕРЕЧЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ

НЕВЕРОЯТНАЯ ПОБЕДА

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ. ПЕРВЫЙ РАЗМЕН

РАЗГРОМ "СОЕДИНЕНИЯ Z"

АВИАНОСЦЫ И ИГРАЛЬНЫЕ КОСТИ

ГИБЕЛЬ АВИАНОСЦА "ГЛОРИЕС"

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ УВОЛЕН! ОПЫТЫ ПОДПОЛКОВНИКА МИТЧЕЛЛА

ДВОРЕЦ ДЖИННА. ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ "ЭДЖИНКОРТ"

ХОЛОДНЫЕ ВОДЫ. САМЫЙ КОРОТКИЙ БОЙ В ИСТОРИИ

СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ПОГРОМ. ПЕРВОЕ БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УПРАВЛЯЕМЫХ АВИАБОМБ

НОЧЬ "ДЛИННЫХ МЕЧЕЙ". СРАЖЕНИЕ ПРИ ТАССАФАРОНГЕ.

-6

Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.