Найти в Дзене

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ (ч.15): ВОЙДИТЕ В ЕГО ПОКОЙ

Оглавление

(Евр. 4:5–11)

Израильтянам некого было винить, кроме самих себя, за то, что они не вошли в обетованный покой: это произошло из-за их личного неповиновения. Предупреждение Пс. 94:11, которое мы находим в Евр. 3:4, повторяется в 4:5, 6 для выразительности:

«И ещё здесь: "Не войдут в покой Мой". Итак, как некоторым остаётся войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность».

Здесь не упоминается о том, что младшее поколение вошло в Ханаан, ибо не это хотел подчеркнуть автор.

НЕКОТОРЫМ ОСТАЁТСЯ ВОЙТИ В ЕГО ПОКОЙ (4:5, 6)

Мы увидим, что «покой», упомянутый в Пс. 94, не указывает на землю обетованную, приобретённую при Иисусе Навине, ибо народ израильский вошёл в Ханаан задолго до того, как псалмопевец написал, что «некоторым остаётся войти в него». Бог никогда не даёт пустых обещаний; поэтому некоторые вошли в Ханаан, а некоторым предстоит войти на небеса. Слово Божье не может быть нарушено (Ин. 10:35). Наш Бог никогда не терпит поражения, и Его слово никогда не остаётся неисполненным; так только кажется нам иногда на наш ограниченный взгляд.

Наша непокорность, даже после того как мы стали христианами, может уничтожить нашу цель войти на небеса, но оно не разрушит Божий замысел для тех, кто верен Ему. Он никогда не беспокоится, что в конечном итоге может потерпеть поражение, ибо Он с самого начала знает, что будет в конце, и знает, что окончательная победа — Его. Те, кто принадлежит Ему, разделят с Ним эту победу (Отк. 17:14).

Бог действует во времени, имея в виду положить конец всей истории, когда посчитает нужным. Послание к евреям показывает, что верные всегда стремятся за пределы этого мира, к небесному покою (11:13–16; 13:14). Наша роковая ошибка заключается в том, что мы допускаем, что мы знаем больше, чем мы на самом деле знаем. Так как мы не можем видеть будущего, то наше знание ограничено.

ИИСУС НАВИН НЕ ДОСТАВИЛ ПОКОЙ (4:7–9)

«то ещё определяет некоторый день, "ныне", говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: "Ныне, когда услышите голос Его, не ожесточите сердца ваши". Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Поэтому для народа Божьего ещё остаётся субботство».

В стихе 7 божественное и человеческое переплетены и как бы говорят одновременно. Имеется в виду Бог, который «определяет некоторый день», но делает это «через» Давида — буквально «в» (эн) Давиде. Слова произносит Давид, но «говорит этими словами Дух Божий» (Гатри). Это ещё раз подтверждает богодухновенность Давида.

В стихе 8 упоминается Иисус Навин. Это греческая транслитерация древнееврейского имени «Иошуа». И ветхозаветный герой и наш Господь носили одно имя, значение которого — «Господь спасает». Первые читатели Послания к евреям, получившие его на греческом языке, наверняка, сразу поняли скрытый смысл стиха: Иисус Ветхого Завета был прообразом Иисуса Нового Завета. И тем не менее, ветхозаветный Иисус не мог доставить им покой, который даёт Иисус Нового Завета. Эта игра слов в «Евреям» и в других местах Писаний не должна побуждать современного читателя чересчур много значения придавать идентификации имён.

В Иис. Н. 22:4 говорится, что Бог даровал покой, который Он обещал Израилю. Какие-то древние иудеи, видимо, утверждали, что Иисус Навин, введя их праотцов в Ханаан, исполнил обетование о покое. Однако Давид четыреста лет спустя сказал, что в другой покой они всё ещё не были введены. В Пс. 94:7–11 даётся предостережение народу в дни Давида против неверия, и автор Послания к евреям решил применить цитату из этого отрывка к людям, жившим в его время. То, как он использовал это предостережение, показывает, что оно актуально также и в наше время. Отсюда следует, что стихи 8 и 9 явно говорят о другом дне и другом покое. Покой был гарантирован только «для народа Божьего». В Ветхом Завете это выражение относилось только к иудеям, а в Новом Завете оно применяется по отношению ко всем христианам.

Слово «покой» в стихе 9 меняется с катапаусис на саббатисмос и в Новом Завете встречается только здесь. Более того, ранее в греческих писаниях оно вообще не встречается больше нигде. Хотя это единственное использование саббатисмос, однокоренной глагол саббатидзейн часто встречается в Септуагинте. Ту мысль, что это слово было придумано специально для «Евреям», можно отбросить, так как то же слово было употреблено языческим писателем Плутархом (48–120). Данный термин говорит нам, что Бог приготовил идеальное место, где можно получить облегчение «от всех тяжких трудов и болезней этой грешной и изнурительной жизни» (Миллиган).

Хотя мы не соблюдаем субботний покой в этой жизни, мы будем иметь его в вечности. Это будет такой покой, какой предусмотрел Бог, идеальное состояние без греха. Мы уже предвкушаем его в обещании Христа в Мф. 11:28–30. Так как Бог отдыхал только от дел сотворения, будет логичным предположить, что мы, возможно, будем проводить вечность в делах, о которых сейчас и не подозреваем. Несмотря на это, у нас будет «покой» на небесах превыше «покоя», который есть у христиан здесь, — покоя от тяжёлого труда и невзгод этой жизни. Только те, кто в царстве, будут иметь это благословение (Кол. 1:13, 14).

ВЕРНЫЕ УСПОКОЯТСЯ ОТ ДЕЛ, КАК И БОГ (4:10)

«Ибо, кто вошёл в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих».

Под словом «кто» подразумевается каждый скончавшийся святой, который вошёл в Его покой (Отк. 14:13). Христос не перестал работать, как Он перестал, когда был в могиле (см. Ин. 9:4), ибо Он продолжает ходатайствовать за нас пред Божьим престолом (Евр. 7:25). Его возглас «Совершилось!» (Ин. 19:30) относится к Его земному труду, а не к небесной деятельности. Подобным образом, и те, кто умер во Христе, конечно, не прекратили всю деятельность. Книга Откровение рисует праведных умерших поющими славу Богу. В Отк. 5:8, 9 поют четыре живых существа (Современный Перевод) и двадцать четыре старца; в 14:3 сказано, что поют 144 000; и в 15:2, 3 «победившие зверя и образ его» изображаются поющими песнь Моисея и Агнца.

Нет никаких библейских свидетельств о бездеятельности на небесах спящей души. Умерший Лазарь описывается как отнесённый буквально «в» (эйс) «лоно Авраамово» (Лк. 16:22). Что он там делал, не уточняется, но нелогично думать, что в присутствии Авраама, который разговаривает, Лазарь находится в состоянии абсолютного сна и ничегонеделания. Иисус объявил раскаявшемуся разбойнику, что он в тот же день будет в раю (Лк. 23:43). Если в той области подразумеваемого блаженства царит полная бездеятельность, то тогда вряд ли туда стоит так стремиться. При всём при том, эти и другие стихи говорят об отсутствии жизненных забот и страстей. Альберт Барнс предполагает: «Наш труд закончится. Утомлённый человек сложит с себя своё бремя; истощённое тело не будет больше знать усталости». Несомненно, вечная суббота будет временем служения в славе Богу, но оно также принесёт желанный покой.

НАМ НУЖНО ПОСТАРАТЬСЯ, ЧТОБЫ ВОЙТИ В ЭТОТ ПОКОЙ (4:11)

«Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность».

Наряду с последним упоминанием о Божьем покое, стих 11 содержит и последнее предостережение. Чтобы попасть на небеса, нужно приложить усилия, ибо нельзя туда войти без старания. Слово «постараемся» (от спудадзо) передаёт сильное побуждение, означающее «усиленно стремиться, сосредоточить внимание, торопиться, напрягать силы, прилагать усилия, быть рьяным» (Хьюз). То же самое слово мы находим во 2 Пет. 1:10. Действительно, требуется усилие, чтобы ступить на тесный путь; но в Лк. 13:24, где речь идёт о вступлении на путь спасения, употреблено слово агонидзомай («подвизайтесь»), говорящее о страстном стремлении или старании войти изо всех сил. Это слово в Евангелии от Луки, видимо, указывает на большее усилие, чем слово «постараемся» в Евр. 4:11. Получается, что язычникам труднее войти в тесные врата, чем было евреям устоять на своём пути? Такая мысль может подразумеваться; по крайней мере, мы не можем ожидать, что будем перенесены на небеса на ковре-самолёте без всяких усилий. Наоборот, мы должны бороться, если хотим царствовать. Не будет случайного попадания на небеса. Мы стараемся, потому что приз вечного искупления так славен, а опасность потерять его так велика и ужасна.

Несмотря на призыв «постараться», многие комментаторы добавляют такую мысль: «Но нам не следует воображать, что это можно заработать делами» (Браун). Некоторые, очевидно, полагают, что любое повиновение или человеческое усилие, даже предпринятое в вере, должно сопровождаться следующим добавленным предостережением: «Не думайте, что это поможет вам попасть на небеса»! Идея их в том, что если мы подумаем, что от наших усилий хоть что-то зависит, то тогда это превратит наше спасение в систему дел. Всё это последствия учения кальвинистов. При этом в подтверждение учения, что для обретения спасения не нужно вообще никаких дел, часто приводятся стихи Еф. 2:8, 9 и Рим. 3:27—4:8.

Как можно признавать, что мы должны стараться сохранить верность, а затем отрицать необходимость какого-либо усилия для обретения спасения? Дела, о которых говорится в Рим. 3:28, — это «дела закона», то есть закона Моисея. «Дела» в Еф. 2:8, 9 — несомненно, также и дела, которыми мы хотим что-то заслужить, но это не исключает необходимости акта повиновения, продиктованного верой. Спасение — это дар нам, а не результат «дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:9). Кто когда хвалился своей верой или покаянием? Возможно, кто-то и поступает так, но это вряд ли оправданно, так как ни та, ни другая похвальба не принесла бы спасения, если бы Христос не предоставил такой возможности Своей кровью. Иисус подчёркивал, что сама вера является «делом» (см. Ин. 6:28, 29), но это не то дело, которым пытаются заработать спасение.

В Рим. 13:11 заявляется: «Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали». Фраза «когда [те христиане] уверовали», по всей видимости, указывает на время их обращения. Их «вера», в таком случае, включала и их крещение «во Христа», как Павел уже напомнил им (Рим. 6:3, 4). То действие привело их обращение в соответствие с другими обращениями в Деян. 2 и далее.

Дела, не являющиеся необходимыми для нашего спасения, — это в любой системе оправдания дела с целью заслужить, ибо заслужить можно только ценой совершенного повиновения закону. Если бы жизнь человека могла быть совершенной, то тогда он мог бы своими делами «заработать» себе спасение. Однако никто, кроме Иисуса, не прожил такую жизнь. Для нас подобное спасение невозможно. С другой стороны, дела веры, совершаемые в знак повиновения, по-прежнему необходимы как для изначального искупления от грехов, которые мы совершили, когда были вне Христа, так и для сохранения нашего спасения.

ПОСТАРАЕМСЯ ВОЙТИ В ПОКОЙ ОНЫЙ

Выразив обеспокоенность по поводу той идеи, что спасение «можно заработать делами», Рэймонд Браун далее обличает тех, кто думает, что после того, как они повиновались евангелию, они должны получить ещё второе «освящение». «Это слишком попахивает концепцией, что будто бы для того, чтобы быть освящённым христианином, нужно лишь расслабиться и оставить всякую мысль о нравственной борьбе», — заявляет он. Такая точка зрения предполагает, что нам не нужно стараться получить и сохранить наше спасение, потому что тогда это будет спасением «делами». Если мы воображаем, что наше спасение и освящение достигаются лишь через мысленное изложение наших проблем перед Богом, то тогда мы вряд ли будем стараться и, возможно, даже оставим «нравственную борьбу». Из этого от рывка должно быть очевидно, что «нравственная борьба» необходима.

Есть непоследовательность в том, что человек признаёт борьбу каждого отдельного человека, но в то же время отстаивает теологию «Пусть это сделает Бог»! Некоторые теологи думают, что эти две расходящиеся концепции можно привести в согласие, но это требует такого мастерства, о котором некогда можно было прочитать на вывеске над одной старой кузницей в Англии: «Здесь делаются все виды причудливых загибов и перекручиваний»!

Иаков провозглашал необходимость дел, совершённых по вере, когда спрашивал: «Может ли эта вера спасти его?» (Иак. 2:14). Он говорил не просто о демонстрации веры перед другими, а об истинной спасающей вере. Мы не можем отвергнуть заявление Иакова. Разумеется, Бог предоставляет спасение и освящение, но Он не выполняет всю работу за нас. Павел писал коринфянам: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню [то есть освящение] в страхе Божием» (2 Кор. 7:1). Бог действует, освящая нас в случае нашего повиновения, а не помимо него (Фил. 2:12, 13).

Нам следует ожидать, что Бог будет работать через нас, как Он работал через Павла, который говорил: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13). Мы воистину можем быть соработниками у Бога (1 Кор. 3:9). Это замечательная мысль: несмотря на «скромное служение», которое мы можем предоставить, мы знаем, что мы работаем с Богом! Человеческое усилие необходимо, но мы можем радоваться, если мы работаем с Богом!

«Покой», который получил Израиль в Ханаане, был лишь тенью того, который получат христиане. В Кол. 2:16, 17 излагается схожая концепция, что все обряды ветхого закона, включая употребление в пищу только особых продуктов или даже соблюдение субботы, есть лишь тень реального содержания, находящегося во Христе. Мир, покой для Израиля предполагал отдых в земле обетованной: им по вере могли бы принадлежать хорошие урожаи и свобода от иноземных захватчиков, неурожаев и засухи. Однако все эти великие благословения были физическими и не давали постоянного удовлетворения. Христианский покой даёт мир душе и славную вечность в самом присутствии Божьем. Это и есть действительное соблюдение субботы.

ОПОЗДАНИЕ НА ОДИН ДЕНЬ — ПРИМЕР НЕПОВИНОВЕНИЯ (4:11)

Когда Халев и Иисус Навин сказали народу, что они должны немедленно отправиться на завоевание земли, те стали медлить, и «плакал народ во всю ту ночь» (Чис. 14:1). Ни Халев с Иисусом Навином, ни даже Моисей с Аароном не убедили народ. Однако когда «слава Господня явилась в облаке в скинии собрания» (Чис. 14:10) и общине был возвещён ответ Господа на молитвы Моисея и Аарона, народ сильно расстроился по поводу своего неверия. Тогда они решили повиноваться и отправиться на завоевание земли (14:39, 40), но они опоздали на один день. Они проявили непокорность и должны были пострадать от последствий, а именно умереть в пустыне. Есть благоприятное время, чтобы повиноваться Господу, и это время — сегодня («ныне»; Евр. 4:7). У Бога есть отметка «до сих пор и не дальше». Его предложение покаяться и Его прощение могут и не устранить последствия греха в этой жизни. Даже если Бог и решил простить согрешивших израильтян, они всё равно умерли в пустыне. Подобным образом, и мы можем отказаться повиноваться Богу сначала, но со временем получить спасение. Прежде чем достичь вечности, однако, мы можем подвергнуться бесчисленным страданиям за наше временное неповиновение.

Неповиновение Израиля закончилось тем, что они «отпали» (пипто), — слово, обозначающее «не исполнить, потерпеть неудачу» или просто «упасть». Это же слово используется в Рим. 11:22, в одном из самых понятных заявлений Библии о возможности отпасть от благодати. Если человек отказывается пребывать в благости Божьей, то он будет «отсечён». Опасность отступничества реальна, и никакие доктринальные дебаты не могут изменить эту истину.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы должны научиться на примере израильтян. Автор Послания к евреям использовал Ветхий Завет как книгу примеров надлежащего нравственного поведения для всех времён. Павел делал то же самое в 1 Кор. 10:1–12, где на примере неповиновения Израиля учил: если мы думаем, что спасение уже у нас в руках, то нам нужно следить за тем, чтобы не упасть (ст. 12) Павел также писал: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте» (2 Кор. 13:5). Выражение «по тому же примеру» (гиподэйгма, означающее «модель» или «копия») ещё раз показывает, что как Ветхий, так и Новый Заветы полны примеров для нас. В данном случае мы видим плохой пример, побуждающий нас не ослабевать в вере, чтобы не отпасть. Во 2 Пет. 2:6 то же слово «пример» используется в связи с Содомом и Гоморрой. Эти города по-прежнему служат примером грядущей погибели для всех, кто живёт нечестиво. Вся Библия целиком является постоянным источником примеров, показывающих, как надо и как не надо жить. Говорить, что в Писании нет правомочных образцов, значит не понимать самой природы божественного откровения.

Если мы сразу же по смерти не входим на небеса, то очень может быть, что мы в этот момент всё же войдём в «покой». Если мы входим на небеса сразу же по смерти, то тогда, значит, учение Христа либо ситуация коренным образом изменились, так как Он в Лк. 16:19–31 оставил нам пример богача и Лазаря.

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)