Найти тему
Crazy Historian

Легенда о зачарованном конюхе

Известно, что художник Ханс Бальдунг, по прозвищу Грин (не от английского слова «зеленый», а, вероятно, от немецкого глагола «grienen» - ухмыляться) очень любил изображать всякие мистические сюжеты. Он – яркий представитель немецкого Возрождения, которое в Германии совпало с Реформацией, и ученик самого Альбрехта Дюрера. 

Вот так, вероятно, выглядел Ханс Бальдунг Грин (автопортрет)
Вот так, вероятно, выглядел Ханс Бальдунг Грин (автопортрет)

Среди работ этого мастера есть одна, которая до сих пор вызывает споры среди ученых и считается одним из загадочных произведений эпохи. Речь идет о гравюре «Смерть рыцаря Рехенбергера», известной как «Околдованный конюх». 

Здесь в полной мере проявляется вера в могущество демонического начала, присущая и католикам, и протестантам того времени. Казалось бы, вполне себе «бытовое убийство», даже несчастный случай. Конюх убит конем, за которым ухаживал. Но случайно ли? Мысль о всякой случайности опровергает фигура ведьмы, появившаяся в окне, и осознанно недобрый взгляд коня! Также бросается в глаза фигура единорога на стене. Этот фантастический зверь был одним из символов Девы Марии, но также он присутствовал и на гербе самого художника. 

Конюх, поверженный темными силами
Конюх, поверженный темными силами

Гравюра Бальдунга не является иллюстрацией к конкретному литературному произведению, скорее, это аллегория Злого Рока, того, что «от судьбы не уйдешь». Фамилия героя «Рехенбергер» взята у печально знаменитого верхнешвабского рода рыцарей-разбойников. 

У Бальдунга есть еще одна гравюра, возможно, имеющая отношение к этому сюжету: «Конюх, ведущий коня за узду». Вероятно, там изображена попытка обуздать дикого коня, которая привела к гибели Рехенбергера.

Конюх пытается укротить коня
Конюх пытается укротить коня

Сама легенда о рыцаре в кратком изложении выглядит так.

Некий молодой дворянин стал разбойником и работал на большой дороге. К христианской вере он утратил всякое уважение. Как-то раз парень заночевал в одной из церквей прямо на могильных камнях, а когда уезжал, забыл там перчатки. Когда разбойник вернулся за пропажей, то увидел, что перчатками завладел ужасный призрак. Гость из Ада пообещал вернуть перчатки через год и даже за них расплатиться. 

Договор с Дьяволом. Средневековый рисунок.
Договор с Дьяволом. Средневековый рисунок.

Через какое-то время разбойник увидел демоническое войско, за которым слуга вел страшного коня. Спросив чей это конь, рыцарь услышал в ответ, что через год сам на нем поедет. Испугавшись происшествия, грешник укрылся в монастыре и стал ухаживать за лошадьми. 

Конюшни в аббатстве Кэлк (Англия), примерно так должно было выглядеть место службы бывшего разбойника
Конюшни в аббатстве Кэлк (Англия), примерно так должно было выглядеть место службы бывшего разбойника

Через год аббат купил дикого коня, который при попытке его укротить, ударил конюха и тот мгновенно умер. Монахи похоронили умершего в тот же день, но ровно в полночь к его могиле прискакал неоседланный конь, на шее которого висела пара перчаток. Конюх-разбойник восстал из могилы, вскочил на коня и умчался прямиком в Ад. Чем-то историю про «всадника без головы» напоминает!

В общем, на взгляд современного человека, самая обычная морализаторская история о том, что «надо делать хорошо и не делать плохо».

Ее популярность, по-видимому, была связана с тем, что разбойников на дорогах Германии в те времена было очень много, государство с борьбой с преступностью не справлялось и народу хотелось, чтобы хоть сам дьявол положил конец разгулу криминала!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц