Найти тему
Еще в пути...

Был ли Библейский Потоп всемирным?

В наше время многие христиане заявляют, что Потоп во времена Ноя был событием местного масштаба. Они говорят, что Потоп был ограничен районом Месопотамии и на самом деле никогда не покрывал всю Землю. Открытие археологами отложений грязи на Ближнем Востоке, а впоследствии – следов наводнения в Причерноморье, стало причиной для утверждений о том, что это и были территории, охваченные библейским Потопом.

В далёком прошлом учёные были уверены, что ископаемые (залегающие в слоях наносов грязи и песка) свидетельствуют о Всемирном Потопе. Те, кто в наши дни придерживаются мнения о постепенном накоплении ископаемых на протяжении миллиардов лет, считают, что они опровергли взгляды своих предшественников на Потоп. Сами же они рассматривают Потоп как событие местного масштаба, а то и вообще утверждают, что никакого Потопа не было.

Идея локального потопа совершенно не согласуется с Библией. Об этом свидетельствуют следующие моменты:

Ковчег был необходим
Если Потоп был локальным, зачем тогда Ною было строить Ковчег? Он мог попросту перейти через горы и спастись. Проходя по 20 километров в день, Ной и его семья могли за полгода уйти на 3000 километров. Бог мог просто велеть Ною спасаться бегством, как позже, в дни Содома, - Лоту.

Размеры Ковчега
Если Потоп был локальным, зачем нужно было строить огромный Ковчег, способный вместить все роды наземных позвоночных животных? Ковчег мог быть куда меньше, если бы туда требовалось поместить только всех животных Месопотамии или только домашних животных.1

В Ковчег должны были войти животные
Если Потоп был локальным, зачем тогда Бог, желая спасти животных от смерти, направил их в Ковчег? Ведь если бы даже в одной местности погибли все животные, в других местах животные того же рода продолжали размножаться. К тому же, Бог мог бы послать животных не в Ковчег, а просто в другие регионы.

В Ковчег должны были войти птицы
Если Потоп был локальным, зачем же Бог послал на Ковчег
птиц? Ведь птицы, которые за день способны пролетать сотни километров, вполне могли переждать потоп на вершинах близлежащих гор.

Суд был всеобщим
Если бы Потоп был локальным, он не затронул бы людей, живших в других областях, и они избежали бы Божьего наказания за грех. Невозможно, чтобы за столько веков, прошедших после Сотворения мира, никто не переселялся в другие края – или что люди, жившие на периферии области, охваченной потопом, не попытались бы убежать в безопасные места. Сам Иисус говорил, что Потоп пережили только обитатели Ковчега (Мат. 24:37-39).

Те, кто хочет верить в «локальный потоп», обычно утверждают, что мир наш стар, и до потопа люди жили на Земле уже десятки тысяч лет. Если бы это было правдой, вряд ли все обитатели Земли собрались бы в одной-единственной долине Месопотамии!

Всемирный Потоп был предвестием грядущего Суда

Что имел в виду Христос, уподобив грядущий Суд над миром суду над человечеством в дни Ноя – Потопу, который «истребил всех» (Мат. 24:37-39)? Во Втором послании Петра грядущий Суд огнём сравнивается с судом водою в дни Ноя. Если Потоп был «локальным событием», значит, и последний Суд тоже коснётся не всех?

Вода, покрывшая горы
Если Потоп был локальным, как могли воды подняться на 15 локтей (8 метров)
надгорами (Быт. 7:20)? Море не может подняться выше собственного уровня. Вода не может затопить горы в одной местности, не коснувшись остального мира.2

Продолжительность Потопа
Ной и остальные обитатели Ковчега провели в нём год и десять дней (Быт. 7:11; 8:14) – не слишком ли долго для «потопа местного значения»? Прошло более семи месяцев, прежде чем из-под воды показались горные вершины. Если потоп был локальным, то мог ли Ной за семь месяцев в пути не увидеть ни одной горы?

Нарушение Божьего обещания?
Если Потоп был локальным, значит, Бог много раз нарушил Своё обещание – не насылать больше на Землю такого Потопа. Только за последние годы в мире произошло немало разрушительных наводнений: например, в Бангладеш было затоплено 80% территории страны.

по мне одна из самых удачных шуток на эту тему
по мне одна из самых удачных шуток на эту тему

Все люди на Земле – потомки Ноя и его семьи
Генеалогии Адама (Быт. 4:17-26; 5:1-31) и Ноя (Быт. 10:1-32) сообщают нам, что все люди, жившие до Потопа, были потомками Адама, а все, кто жил и живёт после Потопа, произошли от Ноя. Потомки Ноя жили все вместе в Вавилоне, не желая «наполнять землю», как повелел им Бог (Быт. 9:1). Поэтому Бог смешал языки и рассеял людей по земле (Быт. 11:1-9).

Самое потрясающее свидетельство происхождения всех народов Земли от Ноя заключается в том, что предания о Всемирном Потопе сохранились едва ли не во всех странах мира – в Северной и Южной Америках, в Австралии, Папуа Новой Гвинее, Японии, Китае, Индии, на Ближнем Востоке, в Европе и Африке. Исследователи собрали сотни таких легенд.3 Легенды стран, наиболее близких к месту, откуда началось рассеяние, наиболее точно совпадают с библейской летописью – например, эпос о Гильгамеше.

Терминология шестой – девятой глав Бытия на древнееврейском4

- Слово «земля» (др.-евр. «эрец») встречается в летописи о Потопе в шестой – девятой главах Бытия 46 раз. Это же слово используется и в первой главе Бытия. Явная связь с историей Сотворения, особенно в Бытии 6:6-7, недвусмысленно указывает на глобальный характер Потопа. Более того, в истории Потопа речь идёт о Суде не просто над всякой плотью, но над всякой плотью на земле:

И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое; ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И вот, Я истреблю их с земли(Быт. 6:13).

- Выражение «вся земля» (Быт. 7:3; 8:9) используется и в летописи Творения, где Бог даёт Адаму и Еве в пищу растения всей Земли (Быт. 1:29). Иносказаний здесь быть не может – ведь Бог повелел Адаму и Еве владеть всей Землёй. В Бытии 11:8, 9 Господь рассеял строителей Вавилонской башни по всей земле – здесь, безусловно, тоже имеется в виду вся поверхность земного шара.- «Лице земли» - это выражение встречается в истории Потопа пять раз. Оно тоже восходит к летописи Сотворения и подчёркивает глобальность Потопа.- «Всякая плоть» (др.-евр. «коль-басар») - выражение использовано в истории Потопа двенадцать раз. Больше в Книге Бытия оно нигде не встречается. Бог сказал, что истребит «всякую плоть», кроме тех, кто войдёт в Ковчег (Быт. 6:13, 17)5– и Он  выполнил Своё обещание. В контексте Потопа выражение «всякая плоть» явно означает всех наземных животных с легочным дыханием, а также человечество – см. Бытие 7:21-23. «Всякая плоть» не может относиться только к Месопотамской долине!- «Всякое живое существо» (др.-евр. «коль хайи») – выражение, которое в оригинальном тексте встречается в рассказе о Потопе (Быт. 6:19; 8:1, 17) и летописи Творения (Быт. 1:28). В первой главе Бытия это слово относится к данной Адаму и Еве власти над всеми животными. А в Бытии 7:4 Бог сказал: «Я истреблю всё существующее, что Я создал». Именно это и произошло – выжили только сам Ной и те, кто был с ним в Ковчеге (Быт. 7:23).- Выражение «под всем небом» встречается в древнееврейском тексте Ветхого Завета всего шесть раз, если не считать истории Потопа. При этом оно всегда имеет значение глобальности (Втор. 2:25; 4:19; Иов 28:24; 37:3; 41:11; Дан. 9:12). Например, в Книге Иова 41:3 Господь говорит: «Под всем небом все Мое».- «Все источники великой бездны». Источники великой бездны упоминаются только в рассказе о Потопе (Быт. 7:11; 8:2) и Книге Притчей 8:28. Слово «бездна» (др.-евр.«техом») встречается и в летописи Творения (Быт. 1:2), где относится к океану, покрывавшему мир до сотворения земли. Важно отметить, что при Потопе разверзлись не просто «источники великой бездны», но «все источники великой бездны».- По отношению к Всемирному Потопу в оригинальном тексте Книги Бытия используется всегда одно и то же слово: «Маббул». Все случаи его употребления относятся именно к Ноеву Потопу. Вне Бытия оно встречается только раз – в Псалме 28:10: «Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь Царем вовек». В Новом Завете тоже есть специальное слово для обозначения Всемирного Потопа – cataclysmos, от которого и произошло современное «катаклизм».
Из Библии совершенно ясно, что в дни Ноя Бог наслал на мир
глобальный Потоп, полностью покрывший Землю.