Любители фильма «Место встречи изменить нельзя» помнят сцену, как бандиты вместе с Шараповым идут в подвале.
Ситуация опасная, бедный Шарапов ведет себя геройски, но, конечно, напряжен до невозможности. Вот они по темному подвалу проходят мимо стены с наклеенными фото – актрисы, красивые портреты… на стену падает свет, выделяя ее в тьме подвала… несколько томительных секунд процессия проходит мимо этой стены… тут гаснет свет… а когда свет снова появляется – оказывается, что Шарапов исчез.
И сколько бы бандиты ни кричали, сколько бы ни угрожали, до Шарапова они дотянуться уже не могли. Он надежно спрятался за дверью, которая была скрыта в стене.
Как Шарапов догадался, что это дверь?
Накануне Глеб Жеглов, размышляя, что же придумать, чтобы вызволить друга из банды, наклеил на эту стену среди прочих женских овалов большой портрет Вари Синичкиной – девушки, которую любил Володя Шарапов.
Увидев этот портрет, причем отчетливо выделяющийся среди прочих – большой портрет строго в центре стены с прочими фото, – Шарапов понял, что это обращение к нему. Адреналиновая ситуация дополнила работу мозга – и наш оперуполномоченный быстро успел сообразить, что друзья протянули ему руку помощи, и воспользоваться ситуацией.
Замечательная сцена. На этом месте все зрители, напряженно наблюдающие за сюжетом, выдыхают с облегчением.
А между прочим, в книге, по которой снят фильм, этой сцены не было. Ее придумали во время съемок – как и некоторые другие сцены, как и другие характеры героев (братья Вайнеры даже в знак несогласия с режиссерским вмешательством потребовали убрать их самих из титров; правда, спустя время они же сами просили в титры себя вернуть).
Сюжет в подвале с фото Вари Синичкиной придумал не режиссер Станислав Говорухин, а Владимир Высоцкий.
Об этом свидетельствовал сам Говорухин. Он говорил, что актер высоко оценил роман братьев Вайнеров «Эра милосердия», который было задумано экранизировать.
Высоцкий и Говорухин были в дружеских отношениях. И, когда шла работа над созданием сценария, Высоцкий гостил в Переделкине, где все это происходило, и присоединялся к работе. «В частности, Володя придумал историю с фотографией Вари, приклеенной на дверь среди других фотографий, когда в сцене в подвале надо было дать Шарапову какой-то знак – указать дверь, ведущую к спасению».
Надо сказать, Высоцкий вообще на съемках неплохо самовыразился. Только что песен не пел (хотя, кстати, очень хотел спеть и потом обижался, что ему в этом отказали – под тем предлогом, что тогда в фильме появится Высоцкий, а не Жеглов). Ну, а в создании сценария и даже в режиссуре он участвовал вовсю.
В частности, ему представилась такая возможность, когда Говорухин уезжал на кинофестиваль. Сам Станислав Сергеевич потом вспоминал: «…я с радостным облегчением уступил ему режиссерский жезл. Когда я вернулся, группа встретила меня словами: «Он нас измучил!»»
Высоцкий был очень требователен и к себе, и к остальным. Поэтому актерам от него доставалось в отсутствие Говорухина. Но фильм от этого не проиграл.
Помимо сюжета с фото Вари Синичкиной, наш бард вообще много придумал для этого фильма, например:
Впрочем, пардон: сам Высоцкий не любил, когда его называли бардом.
- шепелявость Кирпича. До этого герою Станислава Садальского словно бы чего-то не хватало, некой изюминки. Причем в некоторых СМИ рассказывают, что Высоцкий придумал не только этот штришок, но и саму сцену с допросом Кирпича в целом;
- некоторые моменты в сцене опознания Фокса и в сцене освобождения Груздева, снятые с Высоцким в роли режиссера;
- концовку «…я сказал!» для фразы: «Вор должен сидеть в тюрьме! Будет сидеть».
При этом многие новшества он вносил в режиссуру импровизационно.
А вот предложение Высоцкого задействовать Марину Влади в роли Вари Синичкиной было отвергнуто худсоветом: у Володи Шарапова – советского оперуполномоченного, борца с преступниками, бывшего фронтовика Великой Отечественной – женщина должна была быть советская. Француженка тут никак не подходила.
Кстати, Варей Синичкиной режиссер видел Ларису Удовиченко. Но та поставила условие, что она либо играет Маньку-Облигацию, либо в картине не участвует вообще.
И я как зритель могу понять: Удовиченко – совершенно не Варя, а именно вот эта демонстративная, яркая, громкая любительница ломаться Манька. И другие зрители поняли – не зря актрисе приходило много писем, в том числе от мужчин с отсидки: «Выйду – моей будешь!» Кто-то из них выполнил свое обещание и пришел к Ларисе домой, освободившись из тюрьмы. И ей даже пришлось вызывать милицию, чтобы выдворить поклонника.
Итак, Высоцкий не только сыграл Жеглова, но и повлиял на съемочный процесс, и участвовал как режиссер. Кинокартина от этого только выиграла. И зрители уже более 40 лет любят «Место встречи…».