Найти тему
"Хомо люденс"

Какие сцены в фильме «Место встречи изменить нельзя» придумал Высоцкий

Любители фильма «Место встречи изменить нельзя» помнят сцену, как бандиты вместе с Шараповым идут в подвале.

Ситуация опасная, бедный Шарапов ведет себя геройски, но, конечно, напряжен до невозможности. Вот они по темному подвалу проходят мимо стены с наклеенными фото – актрисы, красивые портреты… на стену падает свет, выделяя ее в тьме подвала… несколько томительных секунд процессия проходит мимо этой стены… тут гаснет свет… а когда свет снова появляется – оказывается, что Шарапов исчез.

И сколько бы бандиты ни кричали, сколько бы ни угрожали, до Шарапова они дотянуться уже не могли. Он надежно спрятался за дверью, которая была скрыта в стене.

Как Шарапов догадался, что это дверь?

Накануне Глеб Жеглов, размышляя, что же придумать, чтобы вызволить друга из банды, наклеил на эту стену среди прочих женских овалов большой портрет Вари Синичкиной – девушки, которую любил Володя Шарапов.

Увидев этот портрет, причем отчетливо выделяющийся среди прочих – большой портрет строго в центре стены с прочими фото, – Шарапов понял, что это обращение к нему. Адреналиновая ситуация дополнила работу мозга – и наш оперуполномоченный быстро успел сообразить, что друзья протянули ему руку помощи, и воспользоваться ситуацией.

Замечательная сцена. На этом месте все зрители, напряженно наблюдающие за сюжетом, выдыхают с облегчением.

А между прочим, в книге, по которой снят фильм, этой сцены не было. Ее придумали во время съемок – как и некоторые другие сцены, как и другие характеры героев (братья Вайнеры даже в знак несогласия с режиссерским вмешательством потребовали убрать их самих из титров; правда, спустя время они же сами просили в титры себя вернуть).

Сюжет в подвале с фото Вари Синичкиной придумал не режиссер Станислав Говорухин, а Владимир Высоцкий.

Об этом свидетельствовал сам Говорухин. Он говорил, что актер высоко оценил роман братьев Вайнеров «Эра милосердия», который было задумано экранизировать.

Высоцкий и Говорухин были в дружеских отношениях. И, когда шла работа над созданием сценария, Высоцкий гостил в Переделкине, где все это происходило, и присоединялся к работе. «В частности, Володя придумал историю с фотографией Вари, приклеенной на дверь среди других фотографий, когда в сцене в подвале надо было дать Шарапову какой-то знак – указать дверь, ведущую к спасению».

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»

Надо сказать, Высоцкий вообще на съемках неплохо самовыразился. Только что песен не пел (хотя, кстати, очень хотел спеть и потом обижался, что ему в этом отказали – под тем предлогом, что тогда в фильме появится Высоцкий, а не Жеглов). Ну, а в создании сценария и даже в режиссуре он участвовал вовсю.

В частности, ему представилась такая возможность, когда Говорухин уезжал на кинофестиваль. Сам Станислав Сергеевич потом вспоминал: «…я с радостным облегчением уступил ему режиссерский жезл. Когда я вернулся, группа встретила меня словами: «Он нас измучил!»»

Высоцкий был очень требователен и к себе, и к остальным. Поэтому актерам от него доставалось в отсутствие Говорухина. Но фильм от этого не проиграл.

Помимо сюжета с фото Вари Синичкиной, наш бард вообще много придумал для этого фильма, например:

Впрочем, пардон: сам Высоцкий не любил, когда его называли бардом.
  • шепелявость Кирпича. До этого герою Станислава Садальского словно бы чего-то не хватало, некой изюминки. Причем в некоторых СМИ рассказывают, что Высоцкий придумал не только этот штришок, но и саму сцену с допросом Кирпича в целом;
  • некоторые моменты в сцене опознания Фокса и в сцене освобождения Груздева, снятые с Высоцким в роли режиссера;
  • концовку «…я сказал!» для фразы: «Вор должен сидеть в тюрьме! Будет сидеть».

При этом многие новшества он вносил в режиссуру импровизационно.

А вот предложение Высоцкого задействовать Марину Влади в роли Вари Синичкиной было отвергнуто худсоветом: у Володи Шарапова советского оперуполномоченного, борца с преступниками, бывшего фронтовика Великой Отечественной женщина должна была быть советская. Француженка тут никак не подходила.

Кстати, Варей Синичкиной режиссер видел Ларису Удовиченко. Но та поставила условие, что она либо играет Маньку-Облигацию, либо в картине не участвует вообще.
И я как зритель могу понять: Удовиченко – совершенно не Варя, а именно вот эта демонстративная, яркая, громкая любительница ломаться Манька. И другие зрители поняли – не зря актрисе приходило много писем, в том числе от мужчин с отсидки: «Выйду – моей будешь!» Кто-то из них выполнил свое обещание и пришел к Ларисе домой, освободившись из тюрьмы. И ей даже пришлось вызывать милицию, чтобы выдворить поклонника.

Итак, Высоцкий не только сыграл Жеглова, но и повлиял на съемочный процесс, и участвовал как режиссер. Кинокартина от этого только выиграла. И зрители уже более 40 лет любят «Место встречи…».