Найти в Дзене
AniPlague

Игры с которых начались обыденные механики жанра RPG

Оглавление

В конце апреля я составлял подобный список, но посвящённый играм жанра "шутер" и такого отклика от аудитории я не ожидал. И когда составлял тот список я подумал и о других жанрах, ведь среди них есть тоже немало знаковых игр, некоторые из которых уже давно забыты, но оставили немалое наследие индустрии и своему жанру. Поэтому в этот раз я хочу поведать о таких играх в жанре Role-Playing Game или же просто RPG.

Игры с которых начались обыденные механики шутеров

Формирование группы - Wizardry: Proving Grounds of the Mad Overlord

Помните серию Wizardry?... Не волнуйтесь, я тоже нет, и не вспомнил бы, если бы не поиск информации для этого списка. Но от того серия не стала менее значимой для истории жанра.

Первая часть серии под названием Wizardry: Proving Grounds Of The Mad Overlord вышла ещё в далёком 1981-м году и стала хитом по продажам, даже обойдя первую часть Ultima (первые части этих серий вышли в один год). Именно в этой игре появились сценарии ставшие в дальнейшем называться Dungeon crawl, но самое главное - именно первая часть Wizardry стала первой ролевой игрой с формированием партии приключенцев.

Формирование группы понравилось игрокам и критикам, позже механика появилась в 3-й части Ultima, а затем начала появляться и в других играх жанра. Думаю говорить о том насколько сильно укоренилась эта механика в жанре RPG не стоит, ибо сейчас без этого практически невозможно представить жанр (игры поджанра action-RPG типа серии "Ведьмак" или "Elder Scrolls" в счёт не берём).

Что касательно всей серии, то она прожила до 2001-го года. За это время вышло 8 полноценных частей, все из которых были в целом хорошо оценены прессой и игроками, и один спин-офф в 1996-м, что был оценён довольно средне, но картины не испортил... Wizardry 8 стала последней игрой студии-разработчика Sir-Tech Software, вскоре она была закрыта... ах да, ещё в Японии было сделано 39 спин-оффов, почти все из которых не вышли в пределах страны (лишь 4 из них всё же выходили за рубежом)!!! Последний из спин-оффов выходил в 2014-м...

P.S. помимо этого серии Wizardry приписывают и первое появление престиж-классов в видеоиграх, но я не нашёл в какой именно части это произошло впервые, потому не указываю, если вы знаете, то буду рад пояснению в комментариях.

Уникальные умения (перки) - Fallout

-2

Первый Fallout стал образцом игр про пост-апокалипсис, а также одной из лучших ролевых игр своего времени (да и до сих пор назвать слабой даже спустя более 20 лет язык не повернётся), и это ещё не считая хорошей пошаговой боёвки. А ещё, именно в Fallout впервые были введны перки.

Перки выбирались при каждом третьем повышении уровня персонажа, почти все они имели лишь положительный эффект, хотя некоторые имеют как плюсы, так и минусы (например, нанесение большего урона в рукопашном бою ценой сниженной ловкости). Например, перк "друг зверей" приводил к тому, что животные не нападали на вас, если вы их сами не спровоцировали на это.

Однако, получение перков требовало некоторых условий, причём разных, некоторые требовали лишь прокачать персонажа до определённого уровня, а некоторые ещё и требовали определённого уровня навыков (кража, скрытность, пользование определёнными видами оружия и иные) или характеристик (сила, ловкость, удача и т.д.).

Система перков была интересным нововведением, что помогало немного разнообразить геймплей, хотя механика и не стала по-настоящему массовым явлением в жанре, как например то же создание партии приключенцев, но игр с её использованием вышло немало, причём относительно недавних и популярных хватает, и не только в жанре RPG: Arcanum, Total War, Wasteland 2, Atom RPG, Divinity: Original Sin 2 и др.

Hydlide - автоматическая регенерация маны

-3

Про данную игру я много писать не буду, ибо про неё уже было много рассказано в подборке про механики в шутерах.

Hydlide, вышедшая в 1984-м, была первой игрой в которой с регенерацией очков магии. Игра в Японии продавалась хорошо, но за пределами страны почти никому не стала известна. Конечно игра имела фанатов и получила ещё две номерные части в 1985-м и 1987-м годах, но это не спасло её от забвения. В 1995-м году выходит её ремейк в 3-D под названием Virtual Hydlide, что был средне оценён критиками уже тогда. На этом серия и заглохла. А студия-разработчик в конечном итоге была закрыта в январе 2013-го года.

Вне списка - Роман с сопартийцами (Planescape: Torment)

-4

Да, это не механика, а скорее особенность жанра, но я просто не мог не рассказать о её происхождении. Поэтому ставлю отдельно.

В 1998-м году грянула первая часть Baldur's Gate от Bioware и все пали на колени перед ней, приняв начало периода, что лично я называю "эпохой RPG старой школы". Дилогия (а скоро уже и трилогия) Врат Балдура - это поистине великая серия, которая на годы показала как надо делать игры своего жанра. Но между выходом первой и второй части, грянул другой проект в сеттинга D&D от студии помогавшей Bioware с Вратами Балдура, легендарная Planescape: Torment.

Planescape запомнился по многим причинам: отличный сюжет, неплохо проработанные персонажи-напарники, особенно в сравнении с первым Балдуром, где они в основном были болванчиками, выступающими как помощники в сражении, плюс проработанный мир и диалоги. Но также, именно в этой игре от легендарной Black Isle Studios впервые появилась такая обыденная сейчас возможность вступить в романтические отношения и заиметь целую любовную линию с одним из товарищей по группе. Сразу отмечу, что вступать в "любовные отношения" можно было и раньше, например в том же первом Fallout, но полноценная любовная линия появилась именно в Planescape.

Разработчики создали знакомую сейчас всем формулу из периодически начинающихся диалогов, в которых нужно выбрать правильные ответы и выполнять небольшие побочные квесты, что и приводит к возникновению и развитию романтических чувств между героями. Возможные спутники героя, Анна и Грейс, стали первыми, причём были совершенно разными по поведению и характеру, что создавало ещё больше интереса в механику, ведь по сути помогало ещё лучше отыграть характер созданного героя.

По заявлениям самих Black Isle романтические линии были недоработаны, но это простительно, учитывая, что это был первый шаг. А уже через год выйдет Baldur’s Gate 2: Shadows of Amn, в которой будет больше разнообразия, там уже будет 3 девушки для мужского персонажа (причём все эльфийки, это что за ущемление иных рас?! Вдруг я хотел подкатить к Имоэн или Налии?!) и один для женского персонажа в виде воина-человека Аномэна. Они стали более проработаны, могли даже привести к конфликту с персонажами (например роман с Аэри мог привести к драке с бардом Хаэр'Далисом, т.к. он тоже в неё влюблялся, если находился с вами и Аэри в группе).

P.S. И да, чисто в познавательных целях скажу, что первой игрой где стало возможно завести роман с персонажем того же пола, была игра не менее легендарной студии Troika Games - Temple of Elemental Evil. (Да, я знаю, что слишком много слово "легендарный" в одном разделе, но уж простите, других слов про студий-разработчиков всех этих игр я сказать не могу)