Уже давно количество жанров компьютерных игр превысило все возможные пределы. В Steam даже решили ввести теги вместо жанров.
Но стоит ли от них полностью отказываться? Ведь жанры помогают быстро найти то, что подходит конкретному человеку. Его, иногда не выраженному, желанию.
Жанры формировались исходя из устоявшегося геймплея:
- Аркада
- Beat 'em up
- Стратегия
- RPG
- Point-and-click Adventure
- Файтинг
- Шутер от первого лица (FPS)
- Шутер от третьего лица (TPS)
- Симулятор
- и т.д.
На заре компьютерных игр они были хорошо разделены и ярко выражены.
Но затем произошло такое смешение различных жанров в играх, что выделить какой-то конкретный было уже сложно. Это как взять супергероев и поместить их всех в один фильм. Интересно их увидеть в одном фильме? Да. Но о каком конкретно герое фильм? О команде героев.
Например, российская игра 1997 года «Паркан: Хроника Империи» уже не вписывалась в какой-то конкретный один жанр. Это был и симулятор космического корабля, и шутер от первого лица и стратегия. Когда герой управлял кораблём - это был классический симулятор. Но затем он выходил из кабины и мог прогуляться по своему кораблю. Либо спуститься на планету или захватить вражеский корабль. И тогда начинался шутер. Захватив планетарную базу, мог улучшить свой корабль и задать производство. Тогда игра превращалась в стратегию.
Поэтому использовать конкретный один жанр стало непрактично. Тогда и пришли на помощь теги.
Теперь понятно, что у игры может быть один или более жанров, основанных на геймплее.
Но кроме того, игры можно разделить на достаточно конкретные жанры, основанные не на геймплее, а на том, от чего игрок получает удовольствие. И таких жанров всего 4.
- Спорт
- Приключение
- Гринд
- Мир
На самом деле эти жанры относятся не только к компьютерным играм, но и к играм в реальном мире.
Спорт
Самый известный жанр. К нему относятся футбол, баскетбол, теннис, гольф и многие другие игровые виды спорта.
Самое важное для игрока в этой игре - заработать очки. В этом состоит его удовольствие. Опередить соперника. Всё остальное имеет мало значения.
В компьютерных играх действуют те же законы, главное победа.
Можно перечислить игры, где главное заработать достижение:
- Pong
- Arkanoid
- Battle Chess
- F29 Retaliator
- Civilization
- Warcraft
- Need for Speed
- Sonic the Hedgehog
- Sim City
- Heroes of Might and Magic
- Unreal Tournament
- Counter-Strike
- Quake III Arena
- Portal
- Splatoon
- Broforce
- PlayerUnknown’s Battlegrounds
- и многие другие
Иногда людям так нравится этот жанр, что они превращают любую игру в соревнование. Такие прохождения называются Speedrun. Люди соревнуются, кто быстрее пройдёт игру, причём, неважно какого жанра игра, и что она предоставляет игроку. Важно лишь одно - занять первое место и установить мировой рекорд по прохождению.
Приключение
Следующий популярный жанр. Этот жанр часто используется в книгах и фильмах. Людям нравится чувство тайны. И они следуют за автором произведения, чтобы разгадать эту тайну. Причём, когда тайна будет разгадана, игроки / читатели / зрители часто бывают разочарованы, и теряют интерес к произведению. Потому что тайна была разгадана. А вместе с ней и был потерян интерес к произведению. Наиболее грамотные авторы так раскрывают тайну, что оставляют после неё чувство недосказанности и пространство для фантазии.
Игры жанра приключение:
- Another World
- The Legend of Kyrandia
- Golden Axe (к нему отнёс, потому что было интересно, куда же придут герои)
- Alone in the Dark
- Prince of Persia
- Dangerous Dave in the Haunted Mansion
- UFO: Enemy Unknown
- Dune 2 (тоже интерес вызывала история)
- Goblins
- The Lost Vikings
- Little Big Adventure
- Tomb Raider
- The City of Lost Children
- Flashback
- Myst
- Syberia
- Fallout
- Interstate ’76
- The Neverhood
- Lost Eden
- Final Fantasy
- Touch Detective
- Professor Layton
- Bioshock
- The Witcher 3: Wild Hunt
- Journey
- Horizon Zero Dawn
- Tardy
- FTL: Faster Than Light (только не говорите, что вы не переживали за экипаж своего корабля)
- и ещё много других
Гринд
Этот жанр не так очевиден. И лишь в последнее время нашли его уникальность. Чем гринд отличается от спорта. В гринде важен не результат, а сам процесс. Можно никогда не достигнуть первого наивысшего места, и это не вызовет фрустрацию. Но потерять сам процесс будет ощущаться болезненно.
Гринд наиболее заметно проявился в RPG играх, где необходимо было добывать ресурсы. Добыча ресурсов и уникальных вещей стало для кого-то главной задачей. А затем этот жанр выкристаллизовался в играх кликерах. Где от игрока не требовалось ничего, кроме как нажимать на экран. Проще говоря, выполнять одно и то же действие снова и снова, получая за это виртуальное вознаграждение.
Первая игра этого жанра, с которой столкнулся, была игра «High Seas Trader». В ней требовалось снарядить корабль, закупить товары и отправится к дальним берегам. Продать товар дороже, закупиться новым товаром и совершить следующий рейс. Можно было выбрать города, куда доставить товар. Игра интересная. Есть даже стычки с пиратами. Но наибольшее удовольствие игрок получает от одного действия «купить дешевле - продать дороже». И вот когда понимаешь эту механику, приходит осознание какой-то бессмыслицы.
В реальном мире гринд присутствует на фондовой бирже. Где от игроков требуется тоже самое действие «купить дешевле - продать дороже». И часто можно увидеть сообщения трейдеров: для чего они это делают? Какой смысл такой их жизни? Поэтому они стараются как-то разнообразить жизнь, заняться чем-то ещё дополнительно.
Мир
Последний жанр и наиболее масштабный. Стоит сразу перечислить игры, которые отношу к этому жанру:
- World of Warcraft
- GTA Online
- EVE Online
- Rust
- VRChat
- и подобные им
В этих играх от игрока требуется взаимодействовать с миром. И это основная цель игры. Получить удовольствие от общения с миром. Часто в таких играх игроки сами создают контент и развлекают друг друга. Игра не ставит какие-то условия и задания, игроки самостоятельно их генерируют и вовлекают других участников в придуманную ими игру.
Это такая игра в игре.
Почему указанная выше игра «Паркан» не является игрой в жанре Мир, потому что там нельзя поменять правила игры, нельзя придумать игру со своими правилами. Это игра в жанре Приключение. А вот космическая MMO «EVE Online» является представителем жанра, поскольку сами сообщества придумывают свои правила и свои игры внутри игры.
Как можно понять из статьи, к какому конкретно из 4 жанров отнести игру, зависит от самого игрока. Он может быстро пройти очередную RPG и выбить все ачивки, потому что именно этого и хочет. А может следовать за сюжетом, углубляясь в детали истории. Может зациклиться на получении ценных предметов, и открытия как можно большего числа лутбоксов. А может придумать свою игру и сыграть в неё с друзьями.
К какому конкретно из 4 жанров относится игра - игрок выбирает сам.
Задача ставилась систематизировать игры на основании 4 жанров, и посмотреть, как эти жанры завоёвывали популярность с течением времени.