Надо выбирать между Христом и "дедами"...
Читая "Церковную историю англов" Беды Достопочтенного, споткнулся на неожиданном - описывая завоевание англами и саксами Британии, он поначалу называет их врагами и явно симпатизирует бриттам, хотя сам - англ.
Однако оценки меняются, после принятия язычниками англами христианства. И Беда осуждает бриттов за то, что они не проповедовали его англам. Весть Христова пришла из Рима.
На этом примере очень просто понять, как правильно формируется Идентичность христиан. Христианин не может идентифицироваться с родными по крови, но чуждыми Христу.
А вот, когда родные принимают Христа и вступают в борьбу с другими христианами, тогда, конечно, голос крови и может и должен быть услышан...
Христос говорит: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня".
Блаженный Августин так комментирует это речение:
"Пусть отец говорит: «Люби меня». Пусть мать говорит: «Люби меня». На эти слова я отвечу: «Умолкните». Но разве не справедливо то, о чем они просят? И не должен ли я вернуть им то, что получил? Отец говорит: «Я породил тебя». Мать говорит: «Я родила тебя». Отец говорит: «Я обучил тебя». Мать говорит: «Я вскормила тебя». Пожалуй, их слова справедливы, когда они говорят: «Движется сила в крыльях его, но не улетай должником, верни то, что мы прежде доставили [тебе]». Давайте ответим отцу и матери, справедливо говорящим: «Люби нас», давайте ответим: «Я люблю вас во Христе, но не вместо Христа. Будьте со мной в Нем, но я не буду с вами без Него». «Но нам не нужен Христос», - говорят они. «Но мне нужен Христос больше, чем вы. [Неужели] я позабочусь о родителях и забуду Создателя?»
Эта аргументация (кто родил, кто обучил) часто экстраполируется на родину. И также призывается отождествляться с ней, любой, в том числе и богоборческой.
Слишком часто люди хотят максимально комфортно устроиться - чтить безбожных предков и одновременно считать себя "богоносцами"
Только, подобные кульбиты Христом прямо воспрещаются. Он именно и говорит: надо выбирать или Он, или отец с матерью...и даже деды, с победой...
Историк и публицист Дмитрий Саввин уподобил взаимосвязь России и СССР с таковой между империей ромеев и османов.
В самом деле, общего много. И там, и тут произошел захват государства и его переформатирование вовсе не абсолютно этнически чуждыми элементами (Анатолия была главным человеческим резервуаром для обеих империй), но идеологически чуждыми.
Османская исламская идеократия разгромила православную в одном случае. Большевицкая - в другом. Вот, только в первом случае вовсе уничтожать православие в планах не было. В отличие от второго...
«Положение греческой общины в условиях османского господства резко изменилось. Тем не менее, османские власти прибегли к системе непрямого управления: греческий народ и, соответственно, Греческий (Константинопольский) Патриархат стал представлять собой церковно-гражданскую организацию, которой была определенная внутренняя автономия. Главой этой общины стал Патриарх. Таким образом, Патриарх в османскую эпоху был не только главой Церкви, но и политическим вождем греков в рамках империи (он получил титул «милет-баши», то есть главы нации). Патриарх был в ответе перед султаном за повиновение православных греческих подданных.»
Отрывок из книги: Блохин В. С. «История Поместных Православных Церквей.»
Так что, когда проводят параллели между линией Сергия Страгородского и греческих патриархов в османский период, так это неверно.
Греки имели дело с теми, кто рассматривал их как граждан второго сорта и веру их так же. Но речь не шла о ее уничтожении. Более того, им, фактически, организовали теократию. Хотя были периодически и гонения, и патриархов казнили, но на саму Церковь не покушались.
А Сергий пошел на сговор с организаторами "безбожной пятилетки"...
И тем не менее, вряд ли можно найти сегодня грека, который считал бы историю Османской державы своей и гордился бы ее победами над католиками, например.
А ведь этнических греков и ренегатов, и даже православных было немало там на ответственных постах. Более того, знатные греки-фанариоты (жители стамбульского православного квартала Фанар) регулярно назначались наместниками Дунайских княжеств, которые в период Ромейской империи греки никогда не контролировали.
В Советском же Союзе человека, открыто исповедующего веру во Христа, к власти и на маузерный выстрел не подпустили бы...
Однако "православные" все равно гордятся достижениями совецкой власти.
Не хотят выбирать между Христом и дедами. Но это нежелание и есть выбор....
Мои мысли в книгах: https://www.directmedia.ru/author_192118_taratorin_dmitriy_borisovich/