Биографии двух великих визирей Османской империи – Ибрагима-паши Паргалы и Дамата Рустем-паши – имеют определенное сходство. И тот, и другой прошли путь с самых низов и до высшей должности в иерархии османского государства, которую только мог занять человек, не принадлежавший к династии Османов.
Ибрагим Паргалы родился, как мы знаем, в греческой Парге в семье простого рыбака Манолиса в 1493 году. По национальности он был греком. Рустем родился на 7 лет позже, в 1500 году, в Боснии или Хорватии, то есть тоже на Балканах. По национальности он, соответственно, был боснийцем или хорватом.
Как и у Ибрагима, у Рустема был брат по имени Синан. Только если брат Ибрагима Нико оставался в Парге до назначения брата визирем, брат Рустема Синан прибыл вместе с ним в Стамбул. Впоследствии он стал видным османским флотоводцем.
Далее путь к вершинам власти у Ибрагима и Рустема был разный. Ибрагим был продан в рабство и оказался у богатой женщины, где его и заметил шехзаде Сулейман. Юный греческий раб стал слугой, а затем и ближайшим другом наследника, пораженного умением Ибрагима играть на скрипке.
В отличие от Ибрагима, Рустем пришел в столицу империи сам. Он поступил в Эндерун – знаменитую османскую академию, а окончив ее служил в должности султанского оруженосца, участвовал в битве при Мохаче. Затем Рустем стал главным конюшим – мирахуром.
Ко времени карьерного взлета Рустема Ибрагим-паша был уже великим визирем империи. Причем на эту должность Сулейман поставил своего друга с должности хранителя покоев, чем обидел других визирей, рассчитывавших на пост великого визиря после ухода на пенсию Пири Мехмеда-паши. Если следовать сюжету сериала «Великолепный век», то Сулейман отдал за Ибрагима замуж свою сестру Хатидже.
Рустем тоже стал зятем султана, но позже, и без всякой дружбы с Сулейманом. В отличие от Ибрагима он честно служил, перемещаясь с должности главного конюшего на пост санджакбея Теке, бейлербея Диарбакыра, бейлербея Анатолии, третьего визиря, второго визиря и, соответственно, великого визиря. То есть, Рустем прошел классический путь во властной иерархии Османской империи – из академии Эндерун через младшие чины при дворе к членству в совете и должностям визирей.
При этом у Рустема не было такого мощного ресурса как у Ибрагима – долгая личная дружба с султаном. Но зато Рустем отличался живым умом, осторожностью, был очень умелым царедворцем и интриганом. Заняв сторону Хюррем-султан, он сделал правильный выбор, и именно он привел его на вершины власти. В итоге Рустем пробыл великим визирем в общей сложности около 15 лет, дольше, чем Ибрагим.
Хотя как полководец Рустем уступал Ибрагиму, чего было не отнять у мужа Михримах, так это талантов «крепкого хозяйственника». Большее внимание Рустем уделял не столько ратным делам, сколько экономике Османской империи, развитию торговли и производства.