Найти тему
Graphic novels

А. С. Пушкин в комиксах

Кадр из сборника "Хармсиниада: комиксы из жизни писателей [по текстам анекдотов Даниила Хармса]" художника Алексея Никитина. 3-е изд., испр.. СПб.: Бумкнига, 2019.
Кадр из сборника "Хармсиниада: комиксы из жизни писателей [по текстам анекдотов Даниила Хармса]" художника Алексея Никитина. 3-е изд., испр.. СПб.: Бумкнига, 2019.

6 июня 221 год назад в Москве родился, пожалуй, самый известный русский классик. Помимо литературного таланта А. С. Пушкин обладал даром виртуозного графика. В его рукописях сохранилось множество рисунков: более 60 автопортретов, карикатурных или шаржированных портретов современников — профилей, повернутых в левую сторону, пейзажей, набросков птиц, лошадей, деревьев, великолепных пластичных росчерков, порой переходящих в изображения. Графические и словесные образы тесно переплелись на страницах пушкинских черновиков. Возможно, это сочетание литературы и графики вызвало бы у классика интерес к рисованным историям. К сожалению, мы уже не узнаем, как бы А. С. Пушкин отнесся к формату комикса и какие нравились бы ему больше всего — супергеройские, манга, а может, Bande Dessinée?

В день рождения Александра Сергеевича предлагаю вспомнить комиксы, посвященные его жизни и произведениям.

Художник Алексей Никитин представил графическую версию анекдотов Даниила Хармса о Пушкине в сборнике юмористических рисованных историй «Хармсиниада». Впервые он вышел в издательстве «Бумкнига» в 2017 году и выдержал уже три переиздания. Сборник основан не на одних анекдотах Хармса, но и на псевдохармсовских историях, сочиненных в начале 1970-х годов Владимиром Пятницким и Натальей Доброхотовой-Майковой, и посвящен не только Пушкину.

Алексей Никитин стирает временные границы и превращает Пушкина, Гоголя, Жуковского, Вяземского, Льва Толстого, Тургенева в компанию друзей. Серьезных классиков, которые строго смотрели на нас с портретов в кабинете литературы, Никитин нарисовал в упрощенной манере мультяшных персонажей, показал человечными, близкими читателю, в простых житейских ситуациях. Пушкин просит Тургенева сбегать за пивом, Лев Толстой гонится за Пушкиным и т. д..

-2

В трактовке Никитина идея преемственности в русской литературе показана буквально. К примеру, Пушкин размышляет, кому вручить свою лиру — Тютчеву за границу отправить или Некрасову отдать.

Последним дням А. С. Пушкина перед дуэлью 1837 года посвящен комикс Алексея Хромогина «Автор», вышедший в прошлом году в издательстве «КомФедерация». Переживания 1836-го, связанные со смертью матери, вызвали у Пушкина творческий кризис. В начале 1837 года он снова испытывает вдохновение и начинает писать нечто особенное, возможно, лучшее свое произведение. Алексей Хромогин предлагает не историческое, а скорее философское размышление о том, как отличить шедевр от посредственности, о критериях гениальности и нашем восприятии творчества — в отрыве или в тесной связи с биографией создателя.

Художник Duran (Дюран), автор монументального комикса «Бесконечная шутка», предложил собственную неожиданную версию роковой дуэли Пушкина с Дантесом. На мой взгляд, идея о том, как поэт отражает выстрелы Дантеса рифмами, потрясающая, и передана отлично. Комикс можно прочитать здесь.

Фото: https://pikabu.ru/story/strannaya_duyel_pushkina_5819322
Фото: https://pikabu.ru/story/strannaya_duyel_pushkina_5819322

Если обратиться к графическим адаптациям произведений А. С. Пушкина, то их окажется не так и много.

Графическая версия сказок от издательства «Комикс Паблишер» сценариста Олега Дудина и художника Станислава Щепина получилась довольно добротной. Авторы внимательно отнеслись к тексту, использовали цитаты. Кроме пушкинских сказок, в сборник вошли и истории в стиле русских народных сказок с Бабой-ягой, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным и другими героями.

Графическая адаптация “Медного всадника” авторства Дмитрия Осипенко, вышедшая в издательстве “КомФедерация” в 2017 году, радует куда меньше. Скорее это вариация на тему “Медного всадника”. Автор использовал несколько цитат, но в целом обошелся с оригиналом вольно, упустив части сюжета в угоду рисунку и юмору.