Найти в Дзене
Дом Среди Лавров

Самые загадочные существа на картинах великого Иеронима Босха

Оглавление
Фрагмент картины «Смерть и скупой (Смерть скряги)»
Фрагмент картины «Смерть и скупой (Смерть скряги)»
Я замечал в сочельник и на пасху,
Как у картин Иеронима Босха
Толпились люди, подходили близко
И в страхе разбегались кто куда,
Сбегались вновь, искали с ближним сходство,
Кричали: «Прочь! Бесстыдство! Святотатство!»
Во избежанье Страшного суда.

Павел Антокольский. Фрагмент из стихотворения «Иероним Босх» 4 января 1957.

На картинах Босха неимоверное количество монстров, странных предметов, символов... Многие исследователи трактуют те или иные сцены по-разному. Очень часто это лишь предположения и догадки. Здесь я не смогу рассмотреть всех монстров, поэтому мы остановимся на самых загадочных существах, которые присутствуют на картинах Босха. Эти монстры до сих пор вызывают много вопросов, не ясно их предназначение и, кажется, невозможно объяснить их существование даже для фантастического мира художника.

Картина «Святой Иоанн на Патмосе», 1505

Картина «Святой Иоанн на Патмосе», 1505
Картина «Святой Иоанн на Патмосе», 1505

В описании Босха о том, как святой Иоанн проводил мозговой штурм Книги Откровений с Девой Марией есть одна странная деталь - маленькое насекомое-существо рядом с мучеником.

Фрагмент картины «Святой Иоанн на Патмосе», 1505
Фрагмент картины «Святой Иоанн на Патмосе», 1505

Режиссер документального фильма о Босхе «Удивительный мир Иеронима Босха» Дэвид Бикерстафф говорил: «Странное существо с котлом на голове и стрелами на животе считается автопортретом Босха, но прямых доказательств этому нет». То же лицо в очках появляется на некоторых других картинах Босха, что привело к таким предположениям.

Похожее лицо можно увидеть на правой створке триптиха «Сад земных наслаждений»
Похожее лицо можно увидеть на правой створке триптиха «Сад земных наслаждений»

Художники Средневековья и Ренессанса часто использовали свои собственные портреты в своих работах. У Босха было невероятно богатое воображение, и он брал отдельные элементы из различных источников и по-новому вкладывал их в картины.

Значение и смысл присутствия этого существа до конца не ясны, но здесь есть элемент религиозного пожертвования, показанный наличием стрел, что связано с приобретением святого духа и образом «котла огня». Босх был религиозным человеком и часто использовал визуальные метафоры, чтобы изобразить послание в средневековый мир.

Горящие корабли намекают на апокалипсис
Горящие корабли намекают на апокалипсис

Этот монстр навеян образом апокалипсиса. На картине можно заметить также горящие корабли. Однако Босх сосредотачивается на святом и весь ужас, словно теряется и замолкает. Даже монстр выглядит вполне себе спокойным. Кстати, предполагается, что полностью подпадает под библейское описание саранчи, данное Иоанном Богословом.

Страшная саранча с человеческими лицами и телами крылатых коней. Миниатюра из манускрипта «Апокалипсис Сен-Севера» Беата Льебанского. Франция, 1047 год Bibliothèque nationale de France
Страшная саранча с человеческими лицами и телами крылатых коней. Миниатюра из манускрипта «Апокалипсис Сен-Севера» Беата Льебанского. Франция, 1047 год Bibliothèque nationale de France

Картина «Святой Иоанн на Патмосе» находится в Берлинской картинной галерее.

Триптих «Искушение святого Антония», 1505 - 1506

Триптих «Искушение святого Антония», 1505—1506
Триптих «Искушение святого Антония», 1505—1506

По словам ученика и биографа св. Афанасия, святого Антония мучили всевозможные сверхъестественные звери, включая волков, львов, змей и скорпионов. Как ни странно, ничего не было упомянуто о жуткой полу-собаке или полу-птице на средневековых ледяных коньках, которую мы видим внизу на левой створке триптиха («Полёт и падение святого Антония»).

Фрагмент левой створки триптиха «Искушение святого Антония»
Фрагмент левой створки триптиха «Искушение святого Антония»

В литературе того времени уже существовала богатая традиция описания странных существ и мифических сред. Притчи, проповеди, сказки и библейская аллегория питали средневековое воображение. Уникальность Босха заключалось в том, что он развивал визуальный язык, благодаря иллюстрациям этих существ.

Левая створка триптиха «Искушение святого Антония»
Левая створка триптиха «Искушение святого Антония»

Эта створка демонстрирует, как нужно не поддаваться земным искушениям, не принимать всё окружающее, как истину. Обольщение тоже может привести к Божьему наказанию. Когда Антоний творит молитву, его избивают бесы, затем поднимают к небесам и бросают на землю.

Кстати, присмотритесь на это лицо, оно похоже на лицо предыдущего демона и говорят, что это тоже автопортрет Босха!
Кстати, присмотритесь на это лицо, оно похоже на лицо предыдущего демона и говорят, что это тоже автопортрет Босха!

Существо в виде птицы, несущее в клюве своем послание, имеет воронку на голове из которой торчит ветка, собачьи уши и, кажется, носит коньки - кто знает, что это значит? Но коньки являются элементами, которые повторяются в его картинах, и они имеют инфернальное происхождение. В средневековье считалось, что самый нижний круг ада выглядит, как замершее озеро, также это может быть намек на праздность [1].

Монстр с триптиха «Искушение святого Антония»
Монстр с триптиха «Искушение святого Антония»

Послание в клюве с надписью «жирно» - это насмешка над священниками, наживающимися на торговле индульгенциями.

Говоря о символах, помимо коньков, мы также неоднократно встречаем странную воронку-шляпу. Например, она появляется на голове врача в картине «Извлечение камня глупости».

Картина «Извлечение камня глупости (Операция глупости)». 1475—1480. Прадо, Мадрид
Картина «Извлечение камня глупости (Операция глупости)». 1475—1480. Прадо, Мадрид

Этот необычный элемент у Босха трактуют, как символ лжи, обмана и шарлатанства. Это может быть атрибутом алхимии, или, как предположил автор статьи «Загадки шедевра: Извлечение камня глупости Иеронима Босха» Лямшин Илья Николаевич даже еврейский головным убором, который, можно увидеть на средневековых изображениях.

Из средневекового кодекса Бодмера.
Из средневекового кодекса Бодмера.

По словам искусствоведа Станли Майслера, ветка с шариком на нитке означают распущенность и веселье, а огромные собачьи уши показывают глупость. Кстати такие уши мы можем заметить у еще одного персонажа ада в этом триптихе:

Фрагмент центральной части триптиха «Искушение святого Антония»
Фрагмент центральной части триптиха «Искушение святого Антония»

Красная мантия, в которую одето это птицеголовое существо тоже вполне символично – это может нам, говорить, опять же об лживых намериниях монахов и попытках шарлатанства.

Смахивает на массонский символ
Смахивает на массонский символ

Еще на существе есть любопытная деталь, которая предположительно может означать эмблему посланника. Пишите в комментариях, если знаете, что это за знак, орден и. т. д. В общем, ваши предположения...

-16

Все это могло быть очевидным для современников художника, но увы современный зритель может только надеяться на понимание намерений Босха, рассматривая множество странных монстров и демонов как своего рода темных и жестоких карателей.

Триптих «Искушение святого Антония», 1505 - 1506
Триптих «Искушение святого Антония», 1505 - 1506

Триптих сейчас находится Национальном музее древнего искусства в Лиссабоне, Португалия.

Картина «Корабль дураков», 1495 - 1500

-18

Это одна из наиболее известных картин Босха. Она является частью створки несохранившегося триптиха. Здесь, как и в других картинах, Босх продолжает обнажать грехи. Он, как часто бывает в его творчестве, обращается не к простолюдинам, а к несовершенству самой церковной системы. Корабль символизирует церковь, которая ведет души верующих к небесной пристани. Среди всей этой вакханалии мы можем наблюдать монаха и двух монахинь, что подтверждает упадок нравов как в церкви, так и среди мирян.

Фрагмент картины «Корабль дураков», 1495 - 1500
Фрагмент картины «Корабль дураков», 1495 - 1500

Но самое таинственное и пугающее на этой картине – это сова, которая находится наверху, ее голова едва высовывается из гущи листвы. Ее внешний вид и взгляд настораживают и придают ей атмосферу зла.

Фрагмент центральной створки триптиха «Сад земных наслаждений»
Фрагмент центральной створки триптиха «Сад земных наслаждений»

Совы частые гости на картинах Босха, и как говорила Дама с поленом из Твин Пикса: «Совы не то, чем кажутся». Многие знают, что сова считается символом мудрости, однако, в средневековье эта птица с ее большими глазами и искривленной головой была всевидящим существом, наблюдателем, птицей ночи, символом угрозы и осторожности. Из-за ночного образа жизни совам, как и кошкам, кстати, приписывалась прямая связь с дьяволом [2].

Картина находится в Лувре, Париж.

Триптих «Страшный суд», 1482

-21

Это самый масштабный триптих из уцелевших произведений Босха. Среди хаоса центральной панели Страшного Суда можно заметить яйцо с ногами, пронзенное одной стрелой. Один глаз выглядывает сквозь трещину в скорлупе, словно напуганный происходящим. Глаз, явно принадлежит животному, предположительно птице.

Фрагмент центральной створки триптиха «Страшный суд»
Фрагмент центральной створки триптиха «Страшный суд»

По словам режиссера Бикерстаффа, как и совы, яйца повсюду присутствуют на картинах Босха - «символ рождения, но и ловушка», а также, возможно, символ, вырванный из глубины подсознания Босха. «Иногда я думаю, что Босх потворствует своим силам воображения, выходящим за рамки прямой необходимости проиллюстрировать послание или тему», - говорит Бикерстафф.

Яйцо, как известно символ рождения, но что оно делает в аду? Возможно, разбитое, треснутое яйцо намекает на неудачное рождение, то есть человек родится юродивым, неправильным? Возможно, это наказание для людей, которые издевались над юродивыми при жизни?

Помимо символа рождения оно может служить и как защита. В данном случае, внутри явно что-то прячется и судя по взгляду оно напугано происходящим. Возможно существо внутри осталось незамеченным для других монстров?

А что, если яйцо является символом укрытия и спасения, которое кажется такое тонкое? Это может говорить нам о том, как хрупка наша жизнь. Также разбитые яйца в аду символизируют уничтожение и истребление всего живого, т.е монстры, которые мучают грешников, как-бы символически показывают, что им плевать на все живое и, главное, святое – рождение!

Фрагмент центральной створки триптиха «Страшный суд»
Фрагмент центральной створки триптиха «Страшный суд»

Выше мы также видим два нетронутых яйца у ног беса, опять-таки в монашеском одеянии, который жарит вместо яиц человека. Это также демонстрирует, как люди относятся к природе и животным. Возможно ли, что яйцо, которое люди употребляют в пищу, убивая живое, превращается в монстра, чтобы мстить?

В христианской вере, пасхальные яйца символизируют Кровь Христа и его Воскресение. Проводятся также аналогии между яйцом и видимым миром: в одной русской рукописи XVI века скорлупа символизировала небо, внутренняя плёнка («плева») — облака, белок — воду, желток — землю, «сырость посреде́ яйца» (то есть, его жидкое состояние) — грех, а загустение яйца сопоставлялось истреблению греха пролитием жертвенной крови Христа и Воскресением Христовым.

Последователь Иеронима Босха «Концерт в яйце» ок. 1561
Последователь Иеронима Босха «Концерт в яйце» ок. 1561

На картине последователя Босха «Концерт в яйце», основанной на одном из рисунков Босха, снова появляется огромное яйцо. И композиция очень напоминает картину «Корабль дураков», только вместо корабля в центре внимания огромное яйцо.

Фрагмент центральной створки триптиха «Страшный суд»
Фрагмент центральной створки триптиха «Страшный суд»

Из недр этого яйца торчит голова монстра, который похож на птицу или рыбу. Эти образы тоже часто присутствует на работах Босха.

Картина находится в Академии изобразительных искусств в Вене, Австрия.

Триптих «Сад земных наслаждений», 1500 - 1510

-26

На этом триптихе количество странных монстров зашкаливает. Был ли Босх суровым моралистом, который видел мир, по словам искусствоведа Джозефа Лео Кернера, как «вражескую территорию, которую следует презирать»? Или же Босх просто наслаждался, создавая эти адские образы, они его забавляли.

Нельзя не обратить внимание на сосредоточенность художника на деталях своих ужасающих полотен. Он ловко берет бытовые предметы и превращает их в орудия пыток: арфу, служащую виселицей, мясорубку, используемую для обработки человеческой плоти, и, в одной из дьявольских сцен «Сада земных наслаждений» странный птицеподобный демон сидящий на туалете пожирает грешников, ну а дальше они не перевариваясь вылезают из гигантского голубого пузыря в выгребную яму.

Фрагмент правой створки триптиха «Сад земных наслаждений»
Фрагмент правой створки триптиха «Сад земных наслаждений»

Многие считают, что это сам дьявол. Его головной убор похож на горшок, что символизирует, как всякий пустой сосуд, безверие. Что касается его ног с кувшинами, есть догадки, что существо хромое, из-за низвержения его с небес. Иногда их сравнивают с котурнами - сандалиями греческих актеров, которые надевались ими, чтобы зрители видели выступающих на сцене лучше.

Трагический актёр. Рисунок Поля Селье из Словаря греческих и римских древностей / Под ред. Ш.-В. Дарамбера и Э. Сальо.
Трагический актёр. Рисунок Поля Селье из Словаря греческих и римских древностей / Под ред. Ш.-В. Дарамбера и Э. Сальо.

В связи с тем, что у Босха трудно выделить главное зло, предположение о том, что это сам сатана может быть ошибочным, многие считают, что это чудовище - безжалостное время. По другим предположениям – это демон чревоугодия и его главные жертвы – обжоры. Таким образом вполне логично можно объяснить котелок, в котором готовят еду, на голове монстра и кувшины для вина на ногах. Хотя, пожираемые чудовищем люди слишком тонкие, для того, что бы быть жертвами обжорства.

В те времена голод был распространен и были замечены случаи каннибализма. Так что возможно, Босх хотел показать это, как наказание именно за этот грех.

Кресло туалет средних веков
Кресло туалет средних веков

Стул с высокими ножками возможно является креслом-туалетом, который в Европе могли себе позволить только богатые и состоятельные люди. Поэтому можно предположить, что эта ужасная сцена демонстрирует классовое неравенство, когда бедные в буквальном смысле утопали в своих же фекалиях.

Фрагмент правой створки триптиха «Сад земных наслаждений»
Фрагмент правой створки триптиха «Сад земных наслаждений»

Не менее загадочным стал и этот монстр в рыцарских доспехах. Мы видим, как он протягивает с помощью своего птичьего клюва чернильницу для грешника, которого ублажает свинья в монашеском одеянии. Они явно хотят, чтобы грешник, что-то подписал. Что означает эта сцена непонятно. Однако большинство исследователей склоняются, что это намек на заболевание, известное в те времена, как «Огонь Святого Антония», - гангрена конечностей в следствии эрготизма, возникающего из-за отравления опасным типом плесневых грибов. На это нам намекают ампутированная ступня, которая подвешена на монстре и его почерневшие ноги, словно у него гангрена. А документ – это сделка с дьяволом. Подписав ее человек умрет от эрготизма в мучениях.

Фрагмент правой створки триптиха «Сад земных наслаждений»
Фрагмент правой створки триптиха «Сад земных наслаждений»

По мнению арт-аналитика Оксаны Копенкиной монашка в виде свиньи вместе с монстром эрготизма подталкивают грешника подписать дарственную о передаче своего имущества Ордену Антонитов. У ордена была внушительная сеть монастырей, где монахи якобы лечили таких больных. Перед лечением больной подписывал соглашение, что если он выживет, то будет обязан вести праведную жизнь. Если умрет – то все имущество переходит ордену.

Фрагмент правой створки триптиха «Сад земных наслаждений»
Фрагмент правой створки триптиха «Сад земных наслаждений»

Сзади находится еще один неприятный персонаж, у него на плече сидит жаба, которая символизирует ересь, он прикрывает печатью голову. Все это намекает нам на индульгенцию.

Фрагмент правой створки триптиха «Сад земных наслаждений»
Фрагмент правой створки триптиха «Сад земных наслаждений»

Остается вопрос что означают рыцарские доспехи, в которые облачен монстр. Такие доспехи мы видим рядом на одном из животных поедающих людей. Они могут говорить нам о неуязвимости монстра и его силе. Либо это высмеивание чести, отваги и достоинства людей, ведь основателем рыцарства считают Св. Маврикия, небесным покровителем - Архангела Михаила, победителя Сатаны [3]. В культуре Средневековья рыцарские турниры были в центре внимания и способствовали укреплению многих идеалов. Монстр в данном случае может скрываться под маской рыцаря, чтобы вызвать доверие у грешника. Но если рассматривать не только эту сцену, а в целом нижнюю часть створки, можно заметить, что перед нами разворачивается настоящее поле боя.

Нижняя часть правой створки триптиха «Сад земных наслаждений»
Нижняя часть правой створки триптиха «Сад земных наслаждений»

Ну и конечно «Меланхоличное чудовище», но о нем я уже писал в предыдущей статье про монстров на картинах художников, поэтому предлагаю, кто не читал, перейти по ссылке.

«Меланхоличное чудовище»
«Меланхоличное чудовище»

Картина Сад земных наслаждений находится в музее Прадо в Мадриде, Испания.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь, будет еще много интересного.

Источники:

1. https://artchive.ru/publications/1619~Boskh_ego_znaet_glavnye_simvoly_Sada_zemnykh_naslazhdenij_krupnym_planom

2. https://kalinzar.livejournal.com/5139.html

3. http://colory.ru/?item=b66cfc18-7924-4c9e-b556-b281f8d58c9a&termin=ec06bf54-5fc6-4787-831c-be849f0bcb61