Найти тему
Dial Studio

Как сократить обилие рутинных операций с помощью CRM системы?

Оглавление

Промышленная революция принесла нам автоматизацию производства еще на рубеже XVIII-XIX вв, но интеллектуальный труд оставался неавтоматизированным очень долго. Не секрет, что человеческий фактор часто приводит к ошибкам - все мы несовершенны: можем забыть позвонить, написать, сделать что-то обещанное.

Особенно тяжело в этом плане менеджерам по продажам - сотрудник может вести одновременно не один десяток сделок, поэтому удержать в голове абсолютно все невозможно. В ход идут блокноты, различные доски, канбаны, эксель, программы по отслеживанию задач, но часто они только все усложняют. Чем больше источников с записанными данными - тем легче упустить что-то из вида, а каждая ошибка ведет к убыткам для всей компании.

-2

Именно поэтому все успешные бизнесы рано или поздно приходят внедрению CRM на предприятии. Хранение всей информации в одном месте облегчает жизнь менеджерам, но это - не главный ее плюс. Основная цель внедрения CRM системы - это автоматизация рутинных операций. Какие операции и каким образом здесь реализуются - в этой статье.

Что такое автоматизация

Автоматизация - это передача процессов роботам, то есть заранее созданному алгоритму, который запускается по прописанному сценарию. Роботы автоматизируют те действия, которые могут быть забыты или совершены неправильно человеком.

-3

То есть, по сути, они избавляют бизнес-процесс от человеческого фактора. Это могут быть различные процессы, касающиеся согласования, уведомления, внутреннего документооборота, рассылки, работы по проектам и т. д. В результате, получается следующий эффект от внедрения CRM:

  • создается понятный поэтапный бизнес-процесс типичной сделки;
  • приходят напоминания о совершении необходимых однотипных действий, что минимизирует шансы что-либо забыть;
  • перекладывается на роботов рутинная работа, что освобождает время сотрудникам на клиентов;
  • работники совершают меньше ошибок при внесении данных;
  • фиксируются все пропущенные входящие;
  • ведутся личные карточки клиента, в которые записываются все касания, что позволяет любому сотруднику посмотреть полную историю работы с покупателем;
  • уменьшается до минимума время адаптации и включения в работу новичков;
-4
  • при условии корректного внесения данных появляются инструменты для аналитики и отчетов.

Какие процессы необходимо автоматизировать

Максимальный эффект от внедрения CRM системы вы получите при автоматизации четырех типов бизнес-процессов:

  • Рутинные, повторяющиеся действия. Это могут быть заявки на оплату, различные заявления сотрудников, к примеру на отгул, отпуск или увольнение. Их проще всего автоматизировать, при этом они сэкономят работникам от 5 до 15% временных затрат. В Битрикс24 уже имеются готовые шаблоны, поэтому от вас достаточно назначить ответственных и необходимые переменные, и документы будут формироваться автоматом.
  • Процессы, в которых без конца возникают проблемы с документацией. Они позволяют сократить затраченное время и сделать сам процесс прозрачным. Например, соглашение по сделке достигнуто, осталось все облечь в официальную форму, и тут договор теряется в бермудском треугольнике юротдела.
    Или составление документов на оплату по непонятной причине занимает несколько дней. Автоматизация, как результат внедрения CRM, ускорит эти действия.
-5
  • Задачи, для совершения которых требуется отдельный человек. Лишний работник - лишние ежемесячные расходы на оклад, премию, выплаты в ФСС, ПФР и ФОМС. Так, при окладе в 40 000 он уже обойдется организации в 624 тысячи в год, и это - без премий. Если есть возможность оптимизировать работу уже имеющихся сотрудников, лучше потратить эти деньги на развитие бизнеса.
  • Процессы, которым не хватает прозрачности. Один из плюсов автоматизации - возможность быстрого поиска необходимых документов по заданным фильтрам. Руководитель может в любой момент посмотреть этап сделки, и при этом ему не надо дергать менеджеров и ждать составления отчетов.

Действия, которые можно автоматизировать

Основные цели внедрения CRM системы - минимизация возможных ошибок, экономия времени, а значит - и средств. Основные события, которые здесь возникают, - создание и изменение документов, которые происходят при смене этапа воронки продаж. Чем более подробно расписана воронка, тем меньше вероятность ошибки.

-6

Самые распространенные автоматизируемые действия:

  • Проверка корректности заполнения полей. Это - элементарная операция, которая резко снизит количество ошибок при оформлении документов. Смысл в том, что если не внесены какие-то необходимые данные, то при переходе на следующий этап сделки система сама напомнит и подскажет, чего не хватает.
  • Автоматическое заполнение полей. При смене этапа можно автоматизировать это действие. Например, при интеграции с 1С, можно настроить автозаполнение номера счета, дату его выставления клиенту и т. д. Сотруднику не нужно искать необходимые сведения, что экономит ему время.
  • Отправление документов. Тот же счет может отправляться клиенту при переходе сделки со стадии подготовки счета на стадию отправки.
  • Уведомление клиента.
    CRM умеет автоматически уведомлять клиента о важных для него этапах - выставлении счета, необходимости оплаты, запуску заказа в производство и его готовности, сроках отгрузки или оказания услуги и т. д.
-7
  • Уведомление работников. Названия этапов должны быть такими, чтобы сотруднику сходу было понятно, какой это этап сделки, какой будет следующий, а какой был раньше. Только в этом случае вы получите задуманную эффективность от внедрения CRM системы. Мы уже говорили о необходимости подробно расписывать этапы, но важно и следить, чтобы эта подробность не превращалась в чрезмерность. Например, если вы всегда отправляете одновременно счет и коммерческое предложение с сопутствующими товарами - нет смысла создавать два действия. Сотрудник может быть уведомлен несколькими путями: созданием задачи, напоминанием в Живую ленту, на почту и др. При этом напоминание может приходить не только ответственному лицу, но и другим, например, его руководителю, руководителю производства и другим.

Учтите, что любая задача обязательно имеет название (информативное, из которого понятен ее смысл), описание (оно может быть подробным или дублировать название), ответственного за реализацию сотрудника, срок и время выполнения. Продумайте, когда задача стартует - например, если сделка зависла на этапе КП более суток, РОП получает задачу выяснить, в чем причина этого.

Триггеры

Внедрение CRM в компанию дает возможность реагировать не только на действия сотрудников, но и на действия клиентов - триггеры. К ним относятся, к примеру, такие:

  • прочтение письма;
  • открытие ссылки в теле письма;
  • запрос обратного звонка;
  • оставленное сообщение в чате и др.

Триггеры гарантируют, что менеджер не прохлопает ушами клиента, а будет все время в курсе его действий.

-8

Если отправленное КП не прочитано, он сможет перезвонить с напоминанием, или выяснить, что произошло - возможно, письмо попало в спам или клиент забыл про него. Возможно, нужно отправить КП другим способом. Если бы не это, менеджер никогда бы не узнал, получил ли потенциальный заказчик письмо, прочитал ли его. Это - еще одно преимущество внедрения CRM.

Бизнес-процессы: как избежать ошибок при внедрении CRM

Иногда в процессе внедрения CRM системы возникает проблема нехватки стандартных действий. В этом случае Битрикс24 дает возможность запрограммировать необходимые бизнес-процессы. Для этого не требуется навыков программирования, потому что весь процесс написания происходит во встроенном редакторе. Большой плюс - их наглядность. Но часто ошибки внедрения CRM связаны именно с ними. Чтобы их избежать, нельзя забывать про два обязательных этапа:

1. Формирование группы внедрения.

-9

Независимо от того, проходит ли процесс внедрения CRM системы своими силами или с помощью интеграторов, в рабочую группу должен входить ваш сотрудник (а может, и не один). Обычно это IT-специалист, РОП, возможно - представители от юр отдела и бухгалтерии.

2. Подробное описание бизнес-процессов.

-10

Чтобы что-то автоматизировать, нужно знать, что именно автоматизировать. План внедрения CRM системы Битрикс24 (и любой другой) предполагает предварительное описание всего бизнес-процесса на бумаге. Прописывать нужно каждый шаг, от первого касания клиента до контроля качества после сделки. Для каждой задачи (этапа сделки) назначается свои ответственный и срок выполнения. Также важно назначить тех, кого система уведомляет, если сделка тормозится на каком-то этапе.

Если у вас есть готовый подробный бизнес-процесс, все, что вам остается - непосредственное внедрение CRM системы на предприятии. Главное, чтобы ваши процессы бились с написанной схемой. Соответственно, если их еще нет, то результат внедрения CRM системы будет практически нулевым - а она слишком дорога, чтобы использовать ее в качестве записной книжки.

После проведения всех этапов внедрения CRM необходимо уделить внимание обучению персонала. Помните, что сама по себе система ничего не продает и не делает, и если вносить данные в нее некорректно, то вы не сможете использовать ее в полной мере и получать правильную аналитику.

-11

Объясните подчиненным, что если документ не зарегистрирован, то его не существует, все, что необходимо подписать, подается электронно, а не в распечатках. Обучение сотрудников - непреложная часть процесса внедрения CRM.

ТОП-10 бизнес-процессов в Битрикс24

Здесь хотим привести самые полезные и популярные бизнес-процессы, которыми пользуются в любой компании, как показывают многочисленные примеры внедрения CRM.

  • Согласование - король бизнес-процессов. Оно актуально в любом бизнесе и часто занимает кучу времени, особенно когда требуется согласование не одного человека или отдела.
    Автоматизация этого процесса экономит просто колоссальное количество времени, а сотрудники могут спокойно работать, так как знают, что им не придется гоняться за руководителями. Кроме того, не нужно ломать голову, с кем согласовывать документ, если лицо, отвечающее за это, в отпуске или на больничном.
-12
  • Ознакомление. Сотрудников часто приходится знакомить с различными приказами и внутренними документами. Руководителю достаточно прикрепить документ, выставить срок и тех, кому он предназначен, и запустить процесс. Причем по завершении процесса будет известно, сколько человек не ознакомились.
  • Утверждение похоже на ознакомление, но если последнее - линейное, то первое имеет различные варианты, кроме того, может происходить в несколько этапов.
  • Заявка на оплату. Этот бизнес-процесс автоматизирует совершение различного рода оплат. Сотруднику достаточно заполнить вводные поля, после чего система сама согласует заявку, если это необходимо, и перешлет ее в бухгалтерию, а после оплаты уведомит стартовавшего процесс работника об успешном завершении.
  • Прием на работу помогает автоматизировать выход нового сотрудника.
  • Увольнение - трудоемкий процесс.
    Сотруднику часто нужно собирать подписи, сдавать имущество компании. Бизнес-процесс в CRM подробно расписывает шаги и направляет необходимые документы ответственным лицам.
-13
  • Заявление на отпуск. Если в вашей компании сотрудники уходят в отпуск по плану, то в нужный момент система сама создаст процесс его согласования. Руководителю будет поставлена задача на подтверждение, и если все хорошо, то отдел кадров получит задачу на оформление отпуска, а бухгалтерия - на выплату отпускных. Сотруднику буквально ничего не нужно делать самому.
  • Заявление на отгул. Битрикс24 значительно упрощает согласование отгула - сотрудник заполняет необходимые поля в процессе, а система сама определяет руководителя и все согласовывает.
  • Больничный - основная сложность в том, что он может быть нескольких видов. Будет ли сотрудник обращаться за больничным в поликлинику? А может быть он хочет взять пару дней за свой счет, чтобы отлежаться?
    Или он не будет находиться в офисе, но при этом будет полноценно работать из дома, чтобы не заражать других? Это - сложный процесс, который значительно упрощается с помощью CRM.
-14
  • Командировки. Во многих организациях сотрудники время от времени отправляются в командировки. С помощью процесса автоматизируются все этапы согласования и оформления, выдачи командировочных.

Что дает внедрение CRM

Представим, что все этапы внедрения CRM системы прошли благополучно, что получит компания в результате автоматизации?

  • Клиент плавно и незаметно для себя перемещается по всем этапам сделки.
  • Менеджеры могут в любой момент предоставить клиенту информацию по его заказу и посмотреть, на какой стадии выполнения он находится.
-15
  • Руководители получают информативные и наглядные отчеты в несколько кликов, не отвлекая подчиненных от работы.
  • Участие менеджера сводится к обработке входящих и сопровождения сделки до согласования коммерческого предложения.
  • Экономится время всех сотрудников.

Конечно, чем сложнее ниша, продукт, тем сильнее вовлечены менеджеры, но даже в этом случае на технических этапах их внимание требуется только когда что-то идет не так. Автоматизация - и есть основная цель внедрения CRM.

Компания Dial готова предложить план внедрения CRM системы для бизнесов и ниш любой сложности. Среднее время внедрения CRM без сложных интеграций - 3 дня. Битрикс24 имеет большой набор роботов, который постоянно пополняется и обновляется. Огромный плюс - возможность адаптации под любой бизнес, ведь у каких-то компаний задачи простые, а у других нужно настраивать сложную логику, и Битрикс24 это позволяет. Кейсы с опытом внедрения CRM наших клиентов показывают, что автоматизация приносит реальный рост продуктивности работы, а как следствие - продаж и прибыли.