Найти в Дзене
Digital Agency Mozzom

Чат-боты для бизнеса: какие бывают и как заказать (+примеры)

Оглавление

В эпоху социальных сетей и мессенджеров чат-боты для бизнеса превратились в новый инструмент для работы со своими клиентами и аудиторией.

Многие мировые компании внедряют их свою деятельность для автоматизации процессов, экономии средств на сотрудниках с рутинными операциями. Согласно мировыми прогнозам чат-боты к 2023 году позволят организациям экономить более 8 млрд долларов каждый год.

Но неужели все так гладко? Мы на примерах расскажем, чем в реальности чат-боты могут быть полезны, какие есть особенности, как правильно заказать чат-бот для бизнеса и его эксплуатировать.

Что понимают под чат-ботами

Для начала определимся, что попадает под термин чат-бота. В общем понимании — это приложение или программа, которая может взаимодейстовать с пользователем через диалоговое окно. Самый банальный пример чат-бота - это онлайн-консультант, которые часто устанавливают на сайты компании. Наверняка их видели многие.

Чат-боты реагируют на некий набор команд, текста или действий, а также могут выполнять заданный алгоритм (например, принимать онлайн оплату, выставлять счет и т.п.) Ответы, как правило, чат-бот выбирает из созданной базы данных.

Какие бывают чат-боты

В большинстве случаев чат-боты создаются на базе платформ, которые предоставляют мессенджеры и социальные сети. Каждая из них в разной степени позволяет чат-ботам не только общаться с клиентами, но и разрабатывать интерфейсы взаимодействия прямо в соцсети или мессенджере (например, кнопки, меню, корзина и т.п.), используя API. Таким образом, можно реализовать нечто похожее на сайт (или его отдельные функции) прямо внутри социальной сети или мессенджера.

Самые популярные платформы для создания:

  • Чат-боты в Telegram

Мессенджер Павла Дурова одним из первых открыл возможности для создания полноценных чат-ботов в мессенджере и задал "моду". Это одна из самых продвинутых платформ, в том числе с функцией приёма платежей.

  • Чат-боты в Facebook Messenger

Соцсеть является домом для более чем 400 тысяч активных чат-ботов, что претендует на лидерство в мире. Помимо этого, на Facebook собран, наверное, самый богатый выбор функционала для удовлетворения желаний клиента: от шаблона списка товаров и сервисных сообщений до чеков и приема платежей.

  • Чат-боты во Вконтакте

Социальная сеть с российскими корнями имеет API для чат-ботов, при помощи которых можно общаться от лица сообщества со своими подписчиками. Клиентам можно отправлять фото, файлы, геолокацию, стикеры и т.п. Недавно была добавлена и функция платежей.

  • Чат-боты в Viber

Мессенджер дает возможность реализовать чат-ботов через паблик-аккаунты и настроить общение с клиентами. Viber API позволяет отправлять текст, картинки, видео, файлы, геолокацию, контакты, URL. Собственных элементов интерфейса не предоставляется.

  • Чат боты в WhatsApp, Slack и других

На наш субъективный взгляд остальные мессенджеры и соцсети не располагают такими техническими возможностями для чат-ботов как вышеупомянутые. Хотя WhatsApp позволяет компаниям запросить доступ к API, чтобы настроить диалоговое общение с клиентами через бота. А Slack, как корпоративный мессенджер, позволяет через API в основном управлять задачами для сотрудников компании.

Чем могут быть полезны чат-боты

Удивительно, но иногда компании создают чат-ботов только в имиджевых целях, просто следуя модному веянию, забывая про истинное предназначение этого инструмента. Поэтому  расскажем на примерах, как чат-бот может помочь бизнесу:

1. Автоматический прием заявок / звонков 

Запись на приём к врачу в клинике или выдача результатов анализов, бронирование столика в кафе, запрос на путешествие в турагентстве — это и другая аналогичная работа вполне по силам чат-боту. Он может брать на себя функции оператора колл-центра или менеджера по продажам. Только представьте, какие человеческие ресурсы он может сэкономить, если правильно организовать его работу.

Чат-бот сети ресторанов, который может принимать бронь на столы, заказы на доставку еды и подсказать адрес ближайшего заведения
Чат-бот сети ресторанов, который может принимать бронь на столы, заказы на доставку еды и подсказать адрес ближайшего заведения

2. Автоматизация поддержки / FAQ

Чат-бот может выполнять роль технического консультанта клиентов при возникновении трудностей или вопросов. Добавляете часто задаваемые вопросы и ответы к ним - и вуаля. Таким образом, может получится своеобразный разговорный раздел FAQ. Плюс к этому чат-боту можно, например, поручить монотонные операции по верификации пользователей, смене тарифных планов, подключению или отключению определенных услуг, а также записи на диагностику или вызов специалиста на дом.

Чат бот компании Samsung, который может ответить на вопросы по функционалу нового устройства
Чат бот компании Samsung, который может ответить на вопросы по функционалу нового устройства

3. Консультирование, продажа товаров и услуг

Для ритейла разработка чат-бота может автоматизировать процесс продаж. Например, бот может задавать наводящие вопросы и на основе ответов пользователей предлагать купить разные варианты товаров. Плюс ко всему чат-боты на некоторых платформах имеют функции корзины и оформления заказа, что может имитировать полноценный заказ в интернет-магазине.

Чат бот компании LEGO, который может проконсультировать по товарам, проверить их наличие и оформить заказ.
Чат бот компании LEGO, который может проконсультировать по товарам, проверить их наличие и оформить заказ.

4. Дистрибуция контента и рассылки

С помощью чат-ботов удобно доставлять контент до пользователей, а также пользоваться возможностью и мощностями мессенджеров для рассылок (новостей, акций, статей и т.п.). При этом подобные рассылки показывают отличную вовлечённость.

Чат-бот Comedy Club, с помощью которого можно посмотреть премьеры и лучшие выпуски шоу
Чат-бот Comedy Club, с помощью которого можно посмотреть премьеры и лучшие выпуски шоу

5. Дублирование работы главного сервиса

Пользователям иногда важно выбор канала для обращения за услугой, контентом и т.п. Подобные задачи можно отдавать чат-ботам, предлагая аналогичный сервис в мессенджере, без перехода на сайт и в автоматическом режиме. Согласитесь, хорошо иметь резервный канал для обработки запросов от клиента, когда по форс-мажорным обстоятельствам основной канал коммуникации недоступен.

Чат-бот сервиса Aviasales, который дублирует аналогичный сервис на сайте по мониторингу низких цен на авиабилеты.
Чат-бот сервиса Aviasales, который дублирует аналогичный сервис на сайте по мониторингу низких цен на авиабилеты.

6. Сегментация аудитории и анкетирование

Чат-боты отлично могут справиться с задачей анализа аудитории, например, выявления подробностей, клиентских проблем и просто анкетирования. Обратную связь от пользователей можно проанализировать и предложить им подходящий сервис или отправить отчет с данными менеджеру.

Чат-бот компании Hubspot, который может по ответам проанализировать аудиторию и предложить ей соответствующий сервис, а также сделать отчет о сегментации для администрации.
Чат-бот компании Hubspot, который может по ответам проанализировать аудиторию и предложить ей соответствующий сервис, а также сделать отчет о сегментации для администрации.

7. Геймификация в рекламных кампаниях / Повышение лояльности

В некоторых случаях чат-боты могут использоваться как элемент геймификации пользователей в рекламных кампаниях. Чат-бот может взять на себя, например, роль ведущего квеста и направлять пользователя по заданному сценарию, или провести викторину. В примере ниже от компании Связной, пользователи проводили в чат-боте по нескольку часов, чтобы сыграть до конца и завершить миссию.

Игровой чат-бот от компании «Связной», где пользователям требовалось помочь герою добраться до торговой точки «Связного», где по сюжету работала понравившаяся ему девушка.
Игровой чат-бот от компании «Связной», где пользователям требовалось помочь герою добраться до торговой точки «Связного», где по сюжету работала понравившаяся ему девушка.

Как заказать чат-бот для бизнеса

На старте нужно знать, существует 2 основных способа создания чат-ботов:

  • При помощи конструкторов. Есть специальные сервисы, где можно без знания кода и языков программирования создать чат-бота для в одной из соцсетей или мессенджеров. Модель оплаты подобных сервисов — практически везде ежемесячная подписка.

    Конструкторы чат-ботов позволяют самостоятельно задать структуру, написать тексты, подготовить алгоритм действий и обслуживать чат-бота. Функционал ограничен возможностями конкретного сервиса.
  • При помощи агентств и веб-студий. Как правило, подрядчики берут на себя все этапы разработки чат-ботов: от планирования и разработки техзадания, до программирования и публикации.

Способ выбирают в зависимости от финансовых возможностей, наличия ресурсов для создания и обслуживания, сложности проекта. По нашему опыту для тестирования инструмента и несложных проектов можно обойтись конструктором чат-ботов.  В остальных случаях, когда речь идет об интеграции чат-бота со сторонними сервисами, сложных пользовательских сценариях, то без надежного подрядчика здесь вряд ли обойтись.

Если вы решите заказать чат-бот для бизнеса и находитесь в поиске подрядчика, то можете обратиться к нам. В таком случае, последующие этапы создания будут выглядеть следующим образом:

1. Планирование (вид, функции, платформа)

Прежде чем приступать к созданию чат-бота необходимо определиться с его видом (информационный, консультант, онлайн покупки и т.п.) и возможностями. На основе этого и стоит определяться с платформой, где планируется разработка. Наибольшим количеством функций обладают чат-боты в Telegram и Facebook Messenger, где можно сделать более сложные сценарии взаимодействия и интеграции со сторонними сервисами.

2. Создание архитектуры чат-бота и алгоритма его работы.

Алгоритм, где прописаны пользовательские сценарии и экраны состояний бота по сути является техническим заданием. Например, нажал кнопку А > появилось информация B, ввел информацию С > появилось меню D. Примерный алгоритм работы чат-бота для небольшого проекта, который мы реализовывали, приведен ниже.

Пример архитектуры чат-бота для подразделения компании VISA Travel
Пример архитектуры чат-бота для подразделения компании VISA Travel

При необходимости на данном этапе может дополнительно создаваться дизайн отдельных элементов чат-бота, а также прописываться логика работы админ панели для управления.

3. Техническая часть.

После того, как разработана логика работы чат-бота, идёт процесс создания внутренней части. Для бэкэнда бота разработчики выбирают стек технологий исходя из задач и личных предпочтений, чаще это бывает Python, PHP, Ruby и т.д.

Как ни крути, работа чат-бота обычно связана с вебом, поэтому для его функционирования нужно обеспечить домен (или поддомен), надежный хостинг, базу данных и SSL-сертификат.

Если вы планируете периодически обновлять сценарии взаимодействия чат-бота, добавлять новую информацию, управлять списком пользователей и рассылками и т.п., рекомендуем сразу позаботиться о создании административной панели для бота. Подрядчики смогут помочь создать свой интерфейс для управления.

4. Обслуживание и техподдержка бота

Многие полагают, что чат-бот не просит кушать, т.е. не требует ресурсов на эксплуатацию. Спешим вас огорчить, чат-боты нуждаются в постоянном обслуживании. Даже если вы используете конструктор, сервис будет просить у вас ежемесячную оплату за его использование. Это всё может бить по кошельку.

Если чат-бот создаётся с нуля, то в список затрат на его содержание может входить добавление новой логики работы, ssl-сертификат, обновление информации, хостинг и т.п. Несмотря на это, все-таки бюджет на обслуживание обычно не составляет космические суммы. Более того, при правильном подходе чат-боты способны экономить гигантские ресурсы бизнеса и эффективно выполнять задачи.