Вы не заметили, что вещей вокруг нас с каждым годом становится все больше, а жизнь их – все короче? Первый телефон у меня появился в 2004 году, а сейчас, в 2020, я владею уже… наверно, шестым. Это притом, что каждым из них я пользовалась до тех пор, пока можно было пользоваться.
И вообще, смотрю на свою квартиру и понимаю, что большинству вещей в ней нет и 10 лет.
Но есть в моем доме вещь родом из детства – швейная машинка «Радом».
Появилась она у моих родителей всего лишь на год позже меня, в 1973 году. Моей маме ее подарил свекор, мой дед Василий. Стоила она по тем временам 150 рублей – целую зарплату. Мама рассказывала, что купить ее удалось только благодаря расположению продавщицы местного магазина. Оказывается, не только ковры и стенки, но и швейные машинки в то время были в дефиците.
… Я помню эту машинку с малых лет. Помню, потому что залазила в футляр от нее, когда мама шила. Что интересно, не только я, но и мои младшие брат с сестрой, и мои дети и племянники – все до единого любили сидеть в футляре от машинки. Наверно, сидя в ней, можно представить, что плывешь в лодке или на корабле. Можно даже покачаться для лучшего вхождения в образ.
А потом, в 1976 году, во время наводнения у нас уплыл дом. Машинка уцелела, но инструкция от нее разделила участь дома.
Вообще-то мама у меня отнюдь не рукодельница, и шитьем не увлекалась – видимо, боялась того, что машинка шьет очень быстро. А без инструкции, которую она явно не успела изучить, вообще все было плохо.
Зато машинкой очень интересовалась я, и лет с 13-14 я уже активно мучала ее и портила с ее помощью отрезы ткани, которые в то время хранились в каждом доме. Нам отрезы обычно присылала бабушка Лена. Предполагалось, что мама заказывала бы платья в ателье. Но ателье в нашем поселке не было, и платья я активно пыталась шить сама. Учиться мне было не у кого – мама сама не умела, а на трудах в школе мы строгали и пилили.
Но мои неудачные швейные опыты не пропали даром. В 9-10 классе мы жили в другом поселке, и на уроках труда я стала шить платья под руководством учителя Галины Александровны. Некоторые из них были даже ничего по тем временам, во всяком случае, я их носила.
После школы я даже подавала документы в швейное училище Новокузнецка, но меня не приняли из-за того, что я жила в другой области.
Так что швеи из меня не вышло – не знаю даже, к счастью или к несчастью. Но и во взрослой жизни машинка была со мной, и я время от времени на ней шила. От платьев я постепенно отошла – легче стало купить в магазине, а вот постельным до сих пор обшиваю всю семью. Конечно, и его сейчас купить не трудно, и цена то на то и выходит, но я шью его по нужным мне размерам. И результатами обычно довольна: мои подушки не утопают в недрах больших наволочек, одеяла не сбиваются в кучу в узких или коротких пододеяльниках, из-под простыней не выглядывают края матрасов. Ну и шторы шью сама, и, допустим, брюки могу подрубить – да мало ли.
За все время машинку показывали специалистам всего пару раз – просто удивительно, как раньше умели делать вещи!
Раньше машинкой я пользовалась не часто, и хранилась она у меня в основном в углу под столом.
На самоизоляции все изменилось. Я общаюсь с "подругой детства" чуть ли не ежедневно, и она постоянно теперь стоит на моем столе. Результаты моих трудов вы можете посмотреть, перейдя по ссылкам:
Новая одежка для гладильной доски
Маска для сна - полезная вещица из бесполезных лоскутков
И вот однажды открыла я утром глаза, взглянула на свою старую подругу, и тут до меня дошло, что инструкцию на нее можно найти в интернете!
И точно – я нашла ее там без труда. Оказалось, что машинки «Радом» выпускались в Польше в 70-е годы прошлого века. Всего их было несколько моделей. Наша – Радом -432. Вес машинки – 11 кг… Если задаться целью, можно и сейчас купить такую на «Юле» или «Авито» за 3-5 тысяч.
Но мне кажется, что такие вещи не продаются и не покупаются. Наша машинка – часть истории нашей семьи, и она должна пройти свой путь до конца в моем доме.
А все современное - меняй через каждые 5-10 лет, опустошай кошелек, пополняй свалки, участвуй в бесконечной гонке.
А у вас в доме есть старые вещи, которые служат вам до сих пор? Или, может, вы предпочитаете иметь все самое модное и современное?