Все же знают Павла Дацюка? В минувшем сезоне хоккеист заработал в «Автомобилисте» 100 млн рублей. По новому контракту один из лучших центрфорвардов в истории российского хоккея получит порядка 13 млн рублей.
Или вот Сергей Мозякин. За этот сезон «Магнитка» выписала ему чек на 180 млн, а сейчас со скрипом на сердце насыпали 50 млн. Втрое был вынужден «упасть» в зарплате и другой именитый российский хоккеист – Данис Зарипов.
И нет, это не последствия плохого проведенного сезона для каждого из этих игроков. Бесспорно, они уже не так хороши, как на пике, но все еще способны приносить пользу своим командам, чем и занимались в минувшем сезоне. Однако на сезон следующий им пришлось умерить аппетиты. Потому что нагрянул потолок зарплат.
Представьте такую ситуацию. Вы усердно работаете в одной и той же сфере лет 20. Вас уважают, платят вам хорошие деньги, которые вы не выпрашивали – такую сумму продиктовал рынок, а ваш начальник согласился жить по таким правилам. Но тут откуда-то сверху говорят: «Зарплатный фонд теперь не больше этой суммы. Иначе будут жесткие санкции». И вам срезают треть/половину/две трети зарплаты. Согласитесь, неприятно?
В такой ситуации оказались хоккеисты КХЛ. Введенный жесткий потолок зарплат ударил не только по заслуженным ветеранам, но и по пока менее известным игрокам. В Магнитогорске переподписывать контракты на новых условиях пришлось почти всем игрокам. Кто не захотел – того на выход. По похожей схеме решили действовать в СКА, который помимо расторжения контрактов решил еще разослать игроков по аффилированным клубам.
Теперь «Витязь» не знает, что делать с Наилем Якуповым, а «Амур» не может понять, останется ли в команде кто-то из пересылаемых в Хабаровск звезд дольше чем на неделю. Оставим за скобками дискуссию о важности и правильности введения потолка зарплат. Поговорим о тех, кто в первую очередь пострадал от этого решения. О хоккеистах.
Первую проблему мы уже обозначили. Хоккеисты не виноваты, что на рынке устоялись такие зарплаты, которые кто-то может назвать завышенными. Они получали столько, сколько им готовы были платить. Почему нужно считать нормальным ситуацию, когда платить решили в разы меньше? Особенно если взять во внимание, что это не антикризисные меры. Или вспомнить, что мнение самих игроков не учитывалось вовсе – Алексей Терещенко не даст соврать.
Почему Максим Шалунов год назад зарабатывал 120 млн рублей, а сейчас получил от ЦСКА предложение на 40, хотя за год еще больше укрепился в статусе лидера команды? И это при том, что приехавших из АХЛ Николай Голдобин сходу получил 50 млн. Вторая проблема: почему сейчас рынок зарплат такой хаотичный?
Хоккеисты снова оказались в роли потерпевшей стороны. Пока генеральные менеджеры пытаются учиться работать в новых условиях, мы наблюдаем ситуацию, что Станиславу Кацубе из «Амура» при 2 голах за 9 лет дают 15 млн за сезон, а Никита Щербак (3+8 в прошлом сезоне) в получил предложение в районе 7-8 млн. Давайте если уж резать людям деньги, то резать по справедливости – всем примерно одинаково в соответсвии с заслугами.
Так что давайте еще раз подумаем, прежде чем радоваться введению потолка зарплат. Те же люди, что год назад готовы были отдавать хоккеистам одни суммы, сейчас эти деньги бессистемно отбирают. Не трогайте хоккеистов, ребята заслужили свои миллионы.