Найти тему
Серебряный Месяц

Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт. (О судьбах поэтов Серебряного века, попытавшихся принять революцию в России)

Оглавление

Продолжаем разговор о поэтах Серебряного века, не уехавших из Советской России, а оставшихся, по определению Ахматовой, в родном «краю глухом и грешном», и пытавшихся услышать "музыку революции"

Сергей Есенин, Владимир Маяковский

Если Николай Гумилев, вернувшись из военной командировки в красную Россию, подчеркнуто громко и ясно демонстрировал свои монархические убеждения, то Сергей Есенин проделал путь обратный – от верноподданого престолу до активного бегунка «за комсомолом» и попутчика новой власти.

Сергей Есенин  был готов, "задрав штаны, бежать за комсомолом.."
Сергей Есенин был готов, "задрав штаны, бежать за комсомолом.."

Впрочем, что на самом деле переживал поэт, мы вряд ли узнаем, - по пьяному делу Сергей Александрович наговаривал такие опусы антисоветские, что даже удивительно, как ему позволили дожить до 1927-го года.

"Самоубившийся" Сергей Есенин
"Самоубившийся" Сергей Есенин

Об убийстве Есенина (чекистская театральная постановка с подвешиванием изуродованного тела поэта на трубу батареи отопления и есть именно убийство) будет отдельная статья, а на смерть крестьянского поэта-попутчика другой поэт революции Владимир Маяковский откликнулся такими строками: «у народа, у языкотворца, умер тонкий забулдыга подмастерье…», подразумевая, видимо, что мастер-то здесь один был и есть – это он сам.

Мастер рубленого слова Владимир Маяковский
Мастер рубленого слова Владимир Маяковский

Пожалуй, что напрасно горлан-главарь ехидничал над «самоубившимся» Есениным (тем паче, что в «Англетере» чекистами была организована дешевая инсценировка самоубийства), а вот через три года депрессирующий и рефлексирующий Маяковский реально сам «лег виском на дуло».

Самоубившийся Маяковский
Самоубившийся Маяковский

Борис Пастернак, Марина Цветаева

Впрочем, строки на уход Маяковского были куда звонче и уважительнее. Так, например, Борис Пастернак не нашел ничего лучше, как найти такое эпическое сравнение – «твой выстрел был подобен Этне, в предгорье трусов и трусих». Вот так вот, ни больше, ни меньше. Пастернак вообще был общительным и доброжелательным человеком.

Борис Пастернак искренне хотел помочь и помогал многим людям
Борис Пастернак искренне хотел помочь и помогал многим людям

Провожая Марину Цветаеву перед ее отъездом из Москвы, перевязал ее рассыпающийся чемодан мощной бечевкой, проверил узлы и заметил: «Крепкая бечевка! Вешаться можно – выдержит». И действительно веревка выдержала – именно на ней Марина Ивановна и повесится, потеряв всякую надежду на нормальную жизнь в 1941-м году, в провинциальной Елабуге, и оставив весь литературный мир без ответа на простой, но такой сложный вопрос: «А может, не стоило все же возвращаться из парижского далека в «кипучую и могучую»?».

Марина Цветаева еще до возвращения в Советский Союз. Период французской эмиграции.
Марина Цветаева еще до возвращения в Советский Союз. Период французской эмиграции.

Кузмин

В 1935-ом в своей постели умер еще один ярчайший представитель Серебряного Века – одинаково талантливый поэт, писатель и композитор Михаил Алексеевич Кузмин, который всю жизнь сочинял необычные и прекрасные стихи, умудрившись при этом не состоять ни в одной из многочисленных поэтических группировок.

Михаил Кузмин  одинаково красиво писал стихи, сочинял музыку, менял любовников.
Михаил Кузмин одинаково красиво писал стихи, сочинял музыку, менял любовников.

А зачем чужие, когда им была создана своя собственная группировка однополой любви, где постоянным членом (простите за невольный каламбур! – авт.) был он сам, а место любовника, никогда долго не пустовавшее, занимали самые разные люди, но практически всегда - творческие и достойные в профессиональном плане.

Портрет Михаила Кузмина работы Юрия Анненкова
Портрет Михаила Кузмина работы Юрия Анненкова

Удивительнее всего, что разлучницами в счастливой жизни Михаила Алексеевича выступали красивейшие женщины Петербурга, уводившие у него самых милых и дорогих любовников. Прекрасная и талантливая во всех смыслах (и красавица, и танцовщица, и актриса, и художница) Ольга Глебова-Судейкина явилась причиной расставания голубого ловеласа вначале с художником Сергеем Судейкиным, женой которого стала на непродолжительное время, а затем - и с красавцем-корнетом, да еще пишущим стихи, Всеволодом Князевым, которого Кузьмин любил столь страстно и трепетно, что даже искренно горевал о его уходе к Ольге Афанасьевне в своем дневнике.

Красавица Ольга Глебова-Судейкина лишила Кузмина сразу двух его любовников
Красавица Ольга Глебова-Судейкина лишила Кузмина сразу двух его любовников

Вначале это был художник Сергей Судейкин, за которого Ольга Афанасьевна вышла замуж
Вначале это был художник Сергей Судейкин, за которого Ольга Афанасьевна вышла замуж

А чуть позже - юный корнет Владислав Князев
А чуть позже - юный корнет Владислав Князев

Трагизм ситуации был в том, что юный корнет, полюбив Олечку Глебову, столкнулся с ее охлаждением к нему, что привело к трагической развязке – он застрелился, не в силах перенести страдания сердца. На похоронах был весь литературный Петербург, но Михаил Алексеевич не пришел проводить в последний путь своего бывшего любовника. Это не осуждение, скорее наоборот. Такие тонкие и творческие натуры, как Кузмин, не в силах долгое время страдать и возвращаться к прошлому.

Юркун, Арбенина-Гильденбрандт, Каннегисер

Новой пассией Кузмина стал начинающий литератор Юрий Юркун, с которым мэтр не допустил предыдущих ошибок. С 1916-го года до последних дней жизни – а покинет этот мир Кузмин в 1936-ом – они оставались близкими… Кем? Да просто близкими, тем более, что в тридцатые годы Михаил Алексеевич иначе как «сынком» Юркуна и не называет.

"Папаша" Кузмин и "сынок" Юркун
"Папаша" Кузмин и "сынок" Юркун

А «сынок»-то, проживая в одной квартирке с «папой» по духу и мамой по крови, успевал еще жить-поживать с Ольгой Арбениной-Гильденбрандт, другой петербургской красавицей (и художницей, и артисткой), которую увел у уже обладающего ею Гумилева и еще мечтающего ей обладать Мандельштама, тем самым помирив почти начавших войну из-за Оленьки поэтов, и сделав Оленьку почти на двадцать лет своей гражданской женой.

Одухотворенная красавица Ольга Николаевна Арбенина-Гильденбрандт
Одухотворенная красавица Ольга Николаевна Арбенина-Гильденбрандт

Читатель простит меня за столь долгое отступление в личную жизнь героев Серебряного века, поскольку от основной темы этого рассказа (о не уехавших в эмиграцию литераторах) я не отошел далеко.

Ведь та же Оленька Арбенина, как она сама вспоминала много позже, явилась ну если не «черной вдовой», то кем-то близким к этому определению, сразу для трех известных поэтов того времени. Одним, как мы уже знаем, был Николай Гумилев, другим предстояло стать Юркуну, расстрелянному в 1938-ом, а третьим (но по счету – самым первым) был Леонид Каннегисер.

Леня Каннегисер дружил с Сережей Есениным
Леня Каннегисер дружил с Сережей Есениным

Ярко начинающий поэт, сделал себе громкое имя, правда, не на поэзии, а на громком убийстве шефа Петроградского ЧК Моисея Урицкого, в августе 1918-го.

Шеф Петроградского ЧК Моисей Урицкий, убитый молодым поэтом
Шеф Петроградского ЧК Моисей Урицкий, убитый молодым поэтом

Да-да, и Ленечка любил, и был любим милой девушкой Олей, и они могли жить долго и счастливо, но… Переживая за многочисленные убийства, организованные его соплеменниками в России, он выбрал себе целью для ответного выстрела Урицкого, как одного из главных исполнителей шизофренических приказов вождей бандитской власти. Надо ли говорить, что Леонид Каннегисер был в скором времени расстрелян, но зато вошел в списки поэтов Серебряного века.

Тюремное фото Леонида Каннегисера накануне расстрела.
Тюремное фото Леонида Каннегисера накануне расстрела.

Формула Владимира Семеновича Высоцкого «Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт» оказалась вернее и точнее всех теорий Маркса, по лекалам которых безумно-фанатичные «портные», всем кагалом ринувшиеся в обманутую Россию, пошили для нее чудовищное кровавое рубище. Главной задачей этих деятелей иудо-масонского заговора было уничтожить все русское, вытравить веру и историческую память народа, уничтожить духовность и культуру нации.

Ненавистники Православия и всего русского, "портные"-инородцы, хлынувшие в Россию, пошили ей кровавое рубище
Ненавистники Православия и всего русского, "портные"-инородцы, хлынувшие в Россию, пошили ей кровавое рубище

Основной скрепою, соединявшей все лучшее и жизнеутверждающее в империи, было Самодержавие, которое, по точному определению Государя Александра III, «создало историческую индивидуальность России».

"Самодержавие создало историческую индивидуальность России"(Государь Александр III)
"Самодержавие создало историческую индивидуальность России"(Государь Александр III)

Именно под благодатной и благодарной опекой государей Российских расцветали и процветали искусства, а русская поэзия стала законодательницей мод в европейской культуре.