В период лихолетья становления Советского Союза перед христианской молодежью стал серьезный вопрос: чему посвятить себя, что делать?
Вариантов ответа было немало, вот самые распространенные из них.
- Бизнес — пытаться воспользоваться ситуацией и просто хорошо заработать. Благо они были дисциплинированные, без вредных привычек, целеустремлённые молодые люди.
- Эмиграция — убежать подальше от невзгод и трудностей.
- Политика — попытаться оказаться в эшелонах власти, чтобы сделать мир лучше и обезопасить себя и родных.
Каждый путь сам по себе не был плохим или греховным. Хотя следует признать, что любой из них можно направить ко греху.
Но они избрали самый лучший. Даже несмотря на то, что многие из них включились в предпринимательскую и общественную деятельность, уехали на заработки в другие страны, стали чиновниками и работниками местных администраций — главным фокусом их внимания, молитвы и мечтаний стало Духовное Пробуждение их народа. Совершая свой труд достойно Бога и на благо общества, они улучшали инфраструктуру и восполняли нужды своих ближних через честный и созидательный бизнес (сегодня бы сказали — социально-ответственный бизнес); работая за рубежом, они помогали не только родным, но вкладывались в миссионерскую активность и помощь нуждающимся; став гражданскими чиновниками, они совершали свой труд верно, заботясь о пользе и благе ближних. Но к этому они присоединяли самое главное — благовестие или проповедь Евангелия. Многие из них отдавали большую часть времени этому.
Послушайте свидетельства их критиков и недоброжелателей через архивные исторические документы. Подумать только, целые комсомольские ячейки распадались, потому что большинство их членов становились частью христианско-молодежных движений!
Христианская молодежь посвятила себя духовной работе. И делали это они весьма креативно и эффективно.
Вот некоторые выдержки из книги светского историка А.И. Савина “Советское государство и евангельские церкви Сибири в 1920–1941 гг.”
Козырями злокозненных сектантов, особенно баптистов, признавалось проведение пропаганды «евангельских истин» молодыми, грамотными проповедниками, с использованием танцев, музыки, бесплатных угощений, приглашение специальных оркестров, оборудование спортплощадок с инвентарем, организация спортивных кружков и снабжение их участников спецодеждой, проведение бесед, лекций. «Всем известен их молитвенный дом на ул. Розы Люксембург. У них здесь и хоровые, и музыкальные кружки, открылись библейские регентские курсы, для чего выписали специалистов» — так описывала «Степная правда» молитвенный дом славгородской общины баптистов, который баптисты делили, начиная с июля 1919 г., с общиной меннонитов[1].
Ощущение реального соперника в борьбе за души не давало властям спокойно спать. На 4-й Славгородской партийной окружной конференции ВКП (б) в декабре 1928 г. утверждалось, что «в своей пропаганде баптисты перегнали нас, агитируя по существу не за бога, а против советской власти»[2]. Столь же критичен был секретарь ЦК ВЛКСМ Рахманов, присутствовавший в мае 1929 г. на Омской окружной конференции ВЛКСМ: «Там, где поставлены плохо наша работа и антирелигиозная пропаганда, а антирелигиозной работой похвалиться мы не можем, растет влияние сектантских организаций»[3]. Солидарны были с ним и местные работники: «Культурный поход остается позабытым… Сектанты не дремлют, они вербуют в свои ряды девушек и юношей только потому, что привлечь их не умеем»[4].
«Успех евангелистов в том, что они твердо усвоили — за кем молодежь, за тем и будущее», — писала славгородская газета, сообщая, что в с. Родино евангелисты приобрели фисгармонию, струнные музыкальные инструменты и устраивают каждый день вечера, а баптисты с. Хорошее Ново-Алексеевского района купили рояль[5]. В опасности оказался и пятитысячный отряд славгородских пионеров, из которого дети уходят и «идут под влияние сект, приманенные подарками баптистов»[6]. Исключительно ради того, чтобы «заполучить детей под свое влияние», баптисты были готовы, как утверждала газета, воспитывать детей-сирот, «готовя из беспризорников проповедников», как активист славгородской общины баптист Сахаров[7]. Требуя наказать «преступника», газета параллельно, из номера в номер, печатала статьи о нерешенной проблеме детской беспризорности и тяжелейшем положении детских домов.
Пытаясь представить дело так, что хитроумные «ловцы человеков» опережают комсомол в основном за счет разного рода приманок, авторы публикаций не видели или не хотели видеть главную причину успеха протестантских церквей. Позднее В. Шаламов напишет: «Религиозники, сектанты — вот кто, по моим наблюдениям, имели огонь душевной твердости. Тридцать восьмой год полностью подтвердил мою правоту»[8].
В тех условиях приверженцы протестантских церквей были едва ли не единственными, несшими мощнейший заряд гуманизма, который невозможно было не почувствовать и не оценить во все более радикализующемся обществе. Иногда это прорывалось и через призванную опорочить «сектантов» газетную писанину. Злопыхая на то, что «сектанты запели по-новому, делают ставку на культуру, которую так недавно считали исчадием ада», «Рабочий путь» опубликовал в октябре 1929 г. небольшой отрывок из проповеди баптистского проповедника «Души наших дев»: «Души наших дев завяли, надо окропить их божественной росой… Надо больше читать, любить музыку, культурно жить и обрабатывать землю»[9].
Даже Николай Бухарин на 8-ом Съезде ВЛКСМ был вынужден сказать следующие слова:
«Мы полагали, что комсомол — единственная организация молодежи в нашей стране. Существует, однако, целый ряд сектантских организаций, которые объединяют в своих рядах примерно столько же, сколько комсомол»[10].
По данным того времени евангельские молодежные движения насчитывали до 400 тыс. человек — бапсомол, христомол, трезвомол и многие другие развивались весьма активно. Ведущими были Бапсомол и Союз Христианской Молодежи. Их успех смог остановить и ограничить только кровавый террор советской власти. Но не убить. Но об этом уже в другой раз.
[1] На штурм классового врага, прикрывающегося крестом и Евангелием // Степная правда, 1928, 12 сентября, № 181.
[2] Степная правда, 1928, 14 декабря, № 258.
[3] Рабочий путь, 1929, 28 мая, № 119; 31 мая, № 121.
[4] Там же, 31 мая, № 121.
[5] Неугомонный не дремлет враг // Степная правда, 1928, 10 октября, № 205.
[6] Степная правда, 1929, 1 июня, № 125.
[7] Там же, 10 августа, № 181.
[8] Шаламов В. Колымские рассказы. М., 1989, с.325.
[9] Ловцы душ // Рабочий путь, 1929, 5 октября, № 228.
[10] Бухарин Н.И. Текущие задачи комсомола. Доклад на VIII Всесоюзном съезде ВЛКСМ, 6 мая 1928 г. // Бухарин Н.И. Путь к социализму. Новосибирск, 1990, С.302.