Найти в Дзене
Модная канитель

Бархатное платье императрицы Марии Федоровны от Чарльза Ворта

Привет, друзья!

Продолжаем беседу о великом Чарльзе Ворте. Он по праву может гордиться тем, что среди его заказчиц были высокопоставленные особы императорской крови.

Кроме императрицы Евгении (Ворт был ее придворным портным) кутюрье обшивал и трех российских императриц:
- Марию Александровну (супругу Александра II)
- Марию Федоровну (супругу Александра III)
- Александру Федоровну (супругу Николая II).

Многие наряды императрицы Марии Федоровны хранятся сегодня в коллекции Государственного Эрмитажа. Среди них - бархатное вечернее платье, автором которого является знаменитый Чарльз Ворт.

И. Н. Крамской. Портрет императрицы Марии Федоровны, 1881 г. Платье вечернее императрицы Марии Федоровны, 1890-е
И. Н. Крамской. Портрет императрицы Марии Федоровны, 1881 г. Платье вечернее императрицы Марии Федоровны, 1890-е

Кутюрье, по воспоминаниям современников, был господином раздражительным. Да что там - просто тираном! Он взял себе за правило ездить на примерки только к своей работадательнице, императрице Евгении, супруге Наполеона III. Остальные заказчицы должны были сами посещать мастера в его Модном доме.

Мария Федоровна являлась его клиенткой около 30 лет! При этом на примерки, конечно, не приезжала. У Ворта был манекен, сделанный по ее фигуре, которым он пользовался при создании нарядов. Надо отметить, что за все годы мерки императрицы не изменились, она сохранила талию в 53 см, несмотря на рождение 6 детей.

Итак, платье. Бархат цвета бордо, в качестве отделки - вышивка с использованием галуна и металлической нити.

Платье вечернее императрицы Марии Федоровны. Франция, Париж, 1880-е. Модный дом Чарльза Ворта. Источник  hermitage.guide
Платье вечернее императрицы Марии Федоровны. Франция, Париж, 1880-е. Модный дом Чарльза Ворта. Источник hermitage.guide

Фасон платья лаконичен: плотно приталенный лиф с вытачками на талии, заложенными в складки, юбка с асимметричным запахом, воротник-стойка, рукава со сборкой по окату - так называемый «жиго», или «бараний окорок». Главный акцент на отделке, при спокойном фоне от нее ничто не отвлекает.

Впервые Ворт использовал для отделки дамских нарядов басоны, позументы и галун еще в середине XIX века. С тех пор неизменно возвращался к ним, меняя только стиль подачи. Это было его любимым увлечением после разработки и создания новых тканей.
Платье вечернее императрицы Марии Федоровны. Франция, Париж, 1880-е. Модный дом Чарльза Ворта. Источник  hermitage.guide
Платье вечернее императрицы Марии Федоровны. Франция, Париж, 1880-е. Модный дом Чарльза Ворта. Источник hermitage.guide

Ленту на талии в качестве пояса кутюрье впервые опробовал на своей жене. Как и все остальные идеи.

Они познакомились в торговом доме Мейсона Гажлена, куда молодой Ворт устроился продавцом. Гажлен занималсся продажей кашемировых шалей и пальто, а будущая мадам Ворт работала у него на должности «девушки в магазине» - ни о каких манекенщицах тогда речи не было.

С тех пор мадам Ворт появлялась в свете в той одежде, которую придумывал для нее супруг. Отбоя от заказов не было!

В платье Марии Федоровны шелковая репсовая лента не является поясом, но делает дополнительный акцент на тонкой талии.

Платье вечернее императрицы Марии Федоровны. Франция, Париж, 1880-е. Модный дом Чарльза Ворта. Источник  hermitage.guide
Платье вечернее императрицы Марии Федоровны. Франция, Париж, 1880-е. Модный дом Чарльза Ворта. Источник hermitage.guide

Нижний воротник и подрукавники сделаны из шелка. Такая же ткань является основой для вышивки лифа, создавая имитацию перехода в бант на талии. И он уже не кажется чужеродной деталью.

Асимметрия продолжается в запахе юбки. И если отделка лифа к талии заужалась, повторяя форму корсажа, то на юбке она расположена двумя широкими ровными полосами, подчеркивая смещение.

Платье вечернее императрицы Марии Федоровны. Франция, Париж, 1880-е. Модный дом Чарльза Ворта. Источник  hermitage.guide
Платье вечернее императрицы Марии Федоровны. Франция, Париж, 1880-е. Модный дом Чарльза Ворта. Источник hermitage.guide

Ворт всегда лучше своих заказчиц знал, что им пойдет, как нужно правильно расставить акценты. Он сочинял модель на ходу и никого не слушал. Справедливости ради надо отметить, что эффект всегда был потрясающим. За это ему прощали все!

Еще о платьях Марии Федоровны:

Подписывайтесь, чтобы оставаться с нами!