Найти тему
Байки пилота

Про то, как я в Грузии экзамен на пилота сдавал. Начало.

Я почти 9 лет работаю пилотом-инструктором параплана, провёл в небе многие сотни часов, и поднялся туда с несчётным числом пассажиров. В этой байке из двух частей расскажу тебе о том, как получил грузинскую лицензию пилота сверх-лёгкой авиации, подтверждающую мою квалификацию и допуски.

Часть первая. Соло.


узнал на днях тут случайно, что завтра мол, в тбилиси президент грузинской федерации сла экзамены на удостоверения пилотов будет принимать. думаю, о! хочу. договорился с двумя парнями из летающих тут пилотов, и поехал с утречка с ними на тбилисское море.
и вот мы в тбилиси, ждем грузинских пилотов, которые тоже на экзамен едут, чтобы нам дорогу показали. а пока ждем, идём в венди и съедаем там по здоровому и вкусному баконатору. Венди - это такая едальня типа макдака, кфц и иже с ними, а баконатор - это гамбургер с беконом. здоровый весьма, но без фанатизма. в рот помещается, на куски не распадается, упаковка удобная. короче, вот он - топчик, и рекомендую. остальное вроде так себе. хотя не уверен, давно что-то другое там покупал.


ну и вот. наели булку, дождались парней, приехали на тбилисское море.
это такое здоровое или озеро, или водохранилище на окраине тбилиси.
и у него такой берег из желтого песочка, и такие деревья растут, как на море, но не пальмы, а такие типа сосны, чтоли. и трава желтая высокая от ветра волнами лежит клочьями среди песка. и красиво. а на другом берегу холмы и прочие возвышенности. и там местные пилоты летают. такая короче тбилисская можайка юцкого масштаба. в плане, что размеры холмов там типа как юца. хотя мож и меньше.

Тбилисское море. автор:Наталья Санадзе, Тбилиси. Вот тот холм посередине на противоположном берегу - место, откуда летают тбилисские пилоты, если не хотят ехать в горы.
Тбилисское море. автор:Наталья Санадзе, Тбилиси. Вот тот холм посередине на противоположном берегу - место, откуда летают тбилисские пилоты, если не хотят ехать в горы.

и на плато у одного из этих холмов начинает собираться летающая братия.
и я понимаю, что везде всё плюс-минус одинаково у парапланеристов, и действия и персонажи тбилисской тусовки такие же, как и у можайской, и у любой лебёдочной, и вообще.
потому что тут же ставится тент, стол, пара раскладных стульев с подстаканниками, и машины паркуются рядком вот тут же под боком. точнее, наоборот. и метрах в 20, а то и меньше, кладётся на степь синяя квадратная цель метр на метр. и всё это очень знакомо и понятно, хоть и на грузинском языке.

Примерно так выглядит инфраструктура парапланеристов на выезде к месту полётов. Эта фотка из под Питера, команда "Крыло Ветра", с которыми я дружу и иногда сотрудничаю.
Примерно так выглядит инфраструктура парапланеристов на выезде к месту полётов. Эта фотка из под Питера, команда "Крыло Ветра", с которыми я дружу и иногда сотрудничаю.

и через некоторое время нам рассказывают, как всё будет происходить: вот там взлетаете, вот туда в сторону до креста летите (около километра), возвращаетесь назад, делаете пару спиралей, винговеров, показываете, как умеете складывать и раскрывать уши, и садитесь в цель. даже не в саму тряпку, а в радиус 15 метров от нее.
и кто хочет на сольник открыть категории, тот на сольнике это делает, кто хочет тандемные категории открыть - тот на тандеме, и пассажира себе ищите. но пассажир не должен быть опытнее пилота при этом.
а я на сольник хочу, но у меня нет. и рации нет. и мне грузины всё это бескорыстно предоставляют. и озончик новенький, гео 5 (хотя может и 4, не помню чето), и подвеску, и рацию. и вот хорошо, что хоть тандем ссобой взял. и что в тандеме есть варик, а у варика на днях появился новый тапочек. потому что погода дохлая, горка больше под динамик заточена, а ветра особо нет. и как-то я скептически настроен на счет результата. ну да ладно, посмотрим.

К взлёту готов. На фотке соло параплан, предназначен для одного человека. Крестовый перевал, Грузия.
К взлёту готов. На фотке соло параплан, предназначен для одного человека. Крестовый перевал, Грузия.

беру снарягу, закидываю в тачку, которая закидывает нас всех на вершину горки отдельными группами человек по 5+. вылезаю, и думаю, да ладно... как будет, так будет. не сдам, да и ладно. потому что штиль, и только редко-редко пых какой слабый прокатится.
и я смотрю, как вся толпа один за другим совершает баллистический полёт с элементами курсового маневрирования. и это очень удобно: у меня появляется примерная информация о воздухе вокруг.
ещё через пару минут у меня появляется информация о крыле, и мне нравится эта тряпочка!! единственное, что на старте было чертовски непривычно видеть носовой платок перед собой с тремя тоненькими веревочками вместо огромного тандема с его стропной. но летит эта тряпочка вроде не плохо, шуршит офигенно, тряпка, видно, почти новая, рулится адекватно, выводится без рук даже. короче, ништяк крылышко.
и я на этом ништяке лечу сверху вниз, стараясь не сорвать случайно: клеванты лёёёгонькие после тандема, и рулить глубоко не надо, и клеванты ниже расположены... короче, не надо психовать, надо улыбаться. и я улыбаюсь, и лечу вниз, и где-то у цели чуть не срываю крыло. ага. но вида не подал.

Ещё чуть-чуть - и срыв крыла на посадке. А потом - некрасивый шлепок на задницу, мягкой подвеской об планету. Такая посадка жёсткая, не взирая на протектор подвески, и не вполне правильная. г.Юца, ставропольский край.
Ещё чуть-чуть - и срыв крыла на посадке. А потом - некрасивый шлепок на задницу, мягкой подвеской об планету. Такая посадка жёсткая, не взирая на протектор подвески, и не вполне правильная. г.Юца, ставропольский край.

через некоторое время мы снова грузимся в тачку, чтобы совершить уже зачётный полёт. и тут по пути организм даёт понять, что булка была вкусная, но пора от неё избавиться. но так, ненастойчиво, и я внимания не обращаю особого. и раскладываю крыло, и в рацию на всякий случай (вспомнив бытность себя инструктором, исполняю, чего я требовал от учеников) пилот готов, разрешите старт. и, получив разрешение, улетаю. передо мной пара человек отправляется вниз. хотя, вроде того вот поддержало. а он не сделал с этим ничего. проверим... и лечу туда, и там что-то есть, невнятное, но обрабатываемое. и я как-то набираю немного. и в сторону ухожу, и там ещё метров 20-30 высоты выигрываю. и шкряб-шкряб, уже вроде хватает до ппм сгонять. ну, туда точно хватит высоты, а вот обратно... ну да ладно, как пойдет, так пойдет. разберусь. не смогу вернуться назад - да и ладно. прогуляюсь. тем более, что желудок снова подал знак, что ему надо. так что, лечу я на крест, а заодно место высматриваю, где в туалет приземлиться, если что. но, подобрав по пути пару пузырей, я благополучно возвращаюсь к старту, и оттуда фигачу на посадку, исполнив по пути, что нужно, и приземлившись примерно в тряпку.

Дружественный пилот в небе. Гудаури, Грузия. Фотография из личных архивов.
Дружественный пилот в небе. Гудаури, Грузия. Фотография из личных архивов.

и теперь надо искать пассажира на тандем.

а о том, как это было, можно прочитать во второй части.

Ставь лайк, подписывайся, и следи в новостях о выходе новых историй! )