Найти тему
Fitzroy Magazine

Шпаги наголо!

Оглавление

Краткий очерк истории самого древнего боевого искусства.
Ещё больше интересных статей на
Fitzroy Magazine

Metropolitan Museum of Art
Metropolitan Museum of Art

Выберите же самую длинную вашу шпагу и покажите мне её сегодня вечером за Люксембургским дворцом…

Александр Дюма, “Три мушкетёра”

Быстрый, как пуля…

Самый быстрый олимпийский снаряд — это, конечно, пуля, выпущенная стрелком по мишени. На втором месте по скорости — спортивный клинок, устремляющийся к цели. Мгновенное принятие решения, стремительный выпад, укол или удар, на доли секунды опережающий действие соперника, и фигуры спортсменов в белоснежных костюмах, замершие на олимпийском пьедестале под гимн родной страны — всё это — современное спортивное фехтование. Но это сейчас — в век высоких спортивных достижений. А каким фехтование было 200, 300 лет назад? Как сражались на шпагах мушкетёры и какими приёмами Рыцари круглого стола побеждали своих соперников на турнирах в замке Камелот? Попробуем разобраться…

Самое древнее единоборство

Вряд ли кто-нибудь задумывается о том, что фехтование, да-да, то самое, спортивное, в белых костюмах, является одним из самых древних существующих единоборств. И, тем не менее, это на самом деле так. Отдельные сведения о том, что люди вступали в противоборство друг с другом с оружием в руках, можно найти с самых ранних эпох. Но, к сожалению, подробных описаний приёмов, а уж тем более сведений о системе подготовки и обучения фехтовальщиков тех времён до нас не дошло. Мы можем только предполагать, что, например, у гладиаторов Рима существовала какая-то система обучения владению оружием. В связи с этим ранний период истории фехтования можно отнести к разделу преданий и легенд. Достоверные источники, позволяющие утверждать, что в Европе времён античности и Средних веков существовали по-настоящему развитые школы фехтования, отсутствуют.

Первые сведения о том, что европейцы научились не просто по-разному рубить мечом, но и задумались о том, как передать это знание ученикам, относятся к закату Средневековья — к концу XIII века. Именно это время можно обоснованно считать временем зарождения фехтования как оформившегося единоборства, как системы. Для сравнения, древнейшая из ныне существующих школа японских боевых искусств (в том числе и фехтования) — Катори Синто рю — зародилась только в XV веке. Но имеет ли современное фехтование хоть какое-то отношение к тому, как дрались на мечах в конце XIII века? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо ознакомиться с историей развития древнейшего боевого искусства.

Эпоха рыцарей прошла…

На первый взгляд кажется странным, что рыцарская культура, культура бесстрашных воинов, ищущих славы в бою с равным противником, не оставила после себя развитой школы владения холодным оружием. Вернее, не совсем так — рыцари прекрасно разработали искусство конного боя с копьём, известны и упражнения по отработке приёмов конной атаки и даже “соревнования” — рыцарские турниры. А вот фехтование, как ни странно, никогда не входило в круг рыцарских искусств. Даже наоборот — уже после того, как фехтование появилось и вышло на достаточно серьёзный уровень развития (XV–XVI века) представители рыцарства, зачастую, считали подобное занятие неуместным, не сочетающимся с понятием рыцарской чести.

Своим появлением фехтование как система обязано… экономическому росту средневековых городов! Горожане — люди свободные, состоятельные и, как следствие, вооружённые. Это не удивительно — горожанину было что терять (и даже не только жизнь) — а значит, было и что защищать. Разумеется, в повседневном быту крайне неудобно постоянно ходить в защитных доспехах, поэтому именно в городской среде появляются первые школы по владению оружием “в бытовых условиях”.

Самым распространённым оружием в то время был одноручный меч — его еще называют “поясным”, потому что именно такое оружие могли постоянно носить с собой на поясе. Поясные мечи были не очень длинными — около метра вместе с рукояткой, не тяжёлыми — весом до килограмма, что позволяло уверенно манипулировать таким оружием, удерживая его в одной руке. Эфес меча был самым простым — руку воина защищало только небольшое перекрестье гарды. Вооружённую руку надо было как-то дополнительно защитить — ведь именно кисть руки и пальцы находятся ближе всего к противнику, а воин, раненый в кисть, скорее всего не сможет продолжать поединок.

Для защиты руки использовали маленький круглый щит — баклер. Такой щит удерживали в кулаке левой руки за специальную рукоять, располагавшуюся под умбоном — металлической бляхой в центре щита. Искусству боя с мечом и баклером посвящён самый древний из дошедших до нас фехтовальных трактатов. В настоящее время этот памятник хранится в Лондоне и известен по своему номеру I-33. Документ представляет собой описание и изображения приёмов фехтования. Исследователи считают, что написан он был где-то на юге Германии. Фехтовальщики на иллюстрациях трактата напоминают монахов — скорее всего, это практикующие фехтование студенты.

Страница из трактата l-33
Страница из трактата l-33

Технический арсенал бойцов достаточно богат. Они используют перемещения вперёд, назад и в сторону, рубят обоими лезвиями меча, наносят уколы. Баклер чаще всего закрывает кисть вооруженной руки, но может быть также использован для того, чтобы скрыть за ним меч или неожиданно подставить его под удар противника, одновременно с защитой нанося свой удар. Все положения меча и щита разделены на несколько основных позиций, из которых развиваются определённые схемы боевых действий. В трактате I-33 мы видим уже достаточно сложную систему боя, явно рассчитанную на применение не в массовом сражении, а в ходе поединка без доспехов.

Смертельная геометрия Дарди: болонская школа фехтования

Итальянское Возрождение подарило миру не только выдающиеся памятники художественной культуры, но и настоящий взлёт фехтовального искусства. Именно итальянские стили фехтования сформировали определённую фехтовальную моду, заложившую направление для развития всего европейского фехтования в целом. Общее развитие науки послужило дополнительным толчком для систематизации как собственно приёмов боя, так и методов передачи знаний. Сохранилось достаточно много книг того времени, посвящённых фехтованию, в которых авторы подробно описывают свой взгляд на владение оружием.

Пожалуй, больше всего сохранилось трактатов по школе, которую принято называть болонской. Считается, что её основателем был профессор математики и астрономии Бартоломео Дарди, который жил в городе Болонья в XV веке и преподавал в тамошнем университете. К сожалению, книг самого Дарди не сохранилось. Зато до нас дошло немало трудов его последователей, позволяющих составить представление о болонском фехтовании. Расцвет болонской школы приходится на XVI век — именно к этому периоду относятся наиболее интересные памятники этого стиля.
В качестве основного оружия использовался одноручный меч, который к XVI веку уже сильно эволюционировал и мало походил на оружие Средневековья. Собственно, описывая такие мечи, мы часто используем термин
“шпага” — клинок такого меча мог быть как достаточно узким, так и весьма широким, общей чертой мечей XVI века был достаточно развитый эфес. Гарда представляла собой не простое перекрестье, а несколько колец и дужек, обеспечивая определённую защиту кисти. Впрочем, до сложных защитных конструкций шпаг XVII века было ещё далеко.

Страница из трактата I-33 о фехтовании
Страница из трактата I-33 о фехтовании

В болонской школе использовались разные сочетания оружия: меч с баклером, меч с большим круглым щитом, меч с кинжалом или с плащом и даже парные мечи. Помимо одноручных мечей болонские мастера преподавали также технику владения спадоном — длинным двуручным мечом, а также древковым оружием, кинжалом и борьбу без оружия. Учили фехтовать и просто одноручным мечом — без использования дополнительного вооружения для левой руки. Мастера болонской школы различали удары и уколы по основным направлениям, использовали различные шаги, вполне осознавали важность выбора адекватной дистанции и времени выполнения действия — всё это нашло отражение в фехтовальных трактатах.

Отдельного упоминания заслуживают “гвардии”. Под этим понятием в болонской школе подразумевают базовые позиции фехтовальщика. Иногда, говоря о “гвардиях” используют слово “стойка”. На наш взгляд, это не совсем корректный термин. “Гвардия” — это комплексное понятие, описывающее и положение тела бойца, и положение оружия. “Гвардия” — это позиция, которая сама по себе создаёт определённую тактическую ситуацию, принимая ту или иную “гвардию”, фехтовальщик старается спровоцировать противника на действие, к которому заранее готов.

Болонская школа предлагает своим последователям огромный арсенал таких заранее подготовленных реакций. Такой подход типичен для фехтования эпохи Ренессанса. Основной упор мастера делали на то, чтобы обучить учеников определённым “приёмам”, которые бы давали им преимущества в бою. Отсюда же вытекает идея “секретов” в фехтовании. Действительно, в таких условиях боец, знающий большее количество подобных “приёмов”, обладал существенными шансами на успех. А уж знание возможного арсенала школы противника (при сохранении в тайне собственного) давало подавляющее преимущество. Именно поэтому многие учебники того времени начинаются с клятвы, которую даёт ученик — не разглашать тайны школы.

Болонская традиция — одна из интереснейших страниц истории развития фехтования. В таком коротком очерке мы можем только упомянуть про её существование, отметив лишь те черты, которые чётко показывают следующий шаг развития фехтования в Европе: развитую систему передачи знаний, сформировавшуюся специальную терминологию, зарождение универсальных принципов, распространявшихся на разные виды оружия и, наконец, понимание возможностей использования в поединке одноручного меча без какого-то дополнительного вооружения.
Если в начале XVI века меч без дополнительного баклера или кинжала занимал лишь небольшое место в болонских трактатах, то ближе к концу столетия на первый план выходит именно техника
“спада сола” — одного меча.

(окончание следует)

Ещё больше интересных статей на Fitzroy Magazine

При копировании или перепечатке материалов активная индексируемая ссылка на сайт fitzroymag.com обязательна.

Сергей Мясищев