Найти в Дзене

«Дикая» живопись

Продолжу описание своих впечатлений от посещения местного музея изобразительного искусства. Запомнилась своей необычностью еще одна картина – «Три сестры на диване. H., Л. и Е. Самойловы» художника Ильи Ивановича Машкова.

«Три сестры на диване. Н., Л. и Е. Самойловы», Машков И.И. 1911 г. Холст, масло. 197х256
«Три сестры на диване. Н., Л. и Е. Самойловы», Машков И.И. 1911 г. Холст, масло. 197х256

Мои первые впечатления от этой картины: три девушки непонятного возраста, с зелеными руками и ярко нарумяненными щеками на синих лицах смотрят на меня своими недобрыми взглядами с высоты. Стало немного жутко от взглядов этих сестер и от их вида. «Что за дичь», – подумала я и пошла дальше рассматривать другие картины, более приятные для моих глаз.

Но эта картина, как говорится «зацепила», и я решила узнать о ней поподробнее. Оказалось, что мое определение «дичь» попало в самую точку, так как, судя по информации, найденной в интернете, эта картина написана в стиле фовизм – от французского «fauve» – дикий. Так в мой багаж знаний добавилось еще одно направление живописи.

Французский критик Луи Восель, посетивший в 1905 году осенний салон (объединение деятелей искусства во Франции), был поражен интенсивными, яркими и даже резкими цветами, использованными художниками при создании картин. И за «дикую» выразительностью красок назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves). Это случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Но сами художники никогда его не признавали.

Фовисты главным живописным инструментом считали «высвобождение цвета». Особенностью картин является то, что оттенки мало подвержены делению, цвет редко распадается на мелкие фрагменты. Кроме того для отделения цветовых пятен друг от друга используется чёрный контур, который формирует плоскость и задает очертания предметов, придавая им телесную плотность и устойчивость. Кроме «диких» цветов, для фовизма характерны упрощение формы и нарушение принципов линейной перспективы.

Поэтому на картине И.И. Машкова образы сестер гиперболизированы, объемы их фигур очерчены черным, яркие цвета положены большими плоскостями. Нашлось объяснение и моему впечатлению о «непонятном возрасте» сестер: как оказалось, для картины позировали девочки шести-восьми лет (дочери Анны Самойловой, ученицы студии Машкова в 1910 году), а художник изобразил свое представление о том, какими сестры могут стать, когда вырастут.

И.И. Машков говорил о своем творчестве: «Нам хотелось, чтобы наша живопись была могучая, насыщенная обильным колоритом». Судя по всему, он достиг этой цели.

Советую прочитать:
Картина, которая меня поразила
История одного портрета