Как выбирать велосипед? Советы страшного профессионала
Ко мне часто обращаются за советом. «Подскажи, Максим, что мне сейчас лучше подойдёт «можжевеловый эль» или ореховый стаут?» Или: «Мне лучше идёт жирной или тощей?» Или: «Хочу купить велосипед, какой посоветуешь?» Всем известно, что в этих делах я профессионал, а не любитель, и мог бы проводить настоящие лекции в известном белорусском городе. Про пиво сегодня мы не будем говорить. Про жирноту тоже. Поговорим про велосипеды. Конечно, все мои советы не будут оригинальными. Об этом сказано и прописано тремя миллиардами людей – адептами велосипедирования. Кстати, кто знает, как тебя называть того, кто велосипедирует? Однако, некоторые вещи необходимо постоянно повторять. Потому что над мозгом людей твёрдая кость, и через неё плохо проходит информация. Эта кость называется череп. И, когда вы велосипедируете, череп нужно обязательно защищать. Подойдёт косынка, но лучше шлем. В детстве у меня был дружок Толик Мануилов, он упал с велосипеда (Орлёнка) и попал головой прямо в стекло магазина «Молодёжная мода», что была на Бабушкина 111, потом этот магазин переделали в продуктовый притончик «Седьмая Семья». Толик стал дурачком. Говорят, он и до этого был не самый умный. А после совсем того… Это был первый мой совет. Понятное дело, плевать вы на него хотели.
2. Размер вела. Дорогие друзья и дружки, не повторяйте мою ошибку (я был юн и неопытен), покупайте велосипед строго по своему росту. Много лет я катал на веле, который предназначен для человека ростом 210 см. Я несколько короче, потому имел массу неприятных ощущений. Под Таллинном, например, у меня случились судороги, руки онемели и болели так, что я даже не замечал, что пиво кончилось. Жутко болела спина, и я просил напарника умертвить меня.
Изучить, какой вам нужен размер нужно обязательно. Подойдите к этому строго и серьёзно, как к первому сексу или даже к первому бокалу крафта.
3. Тип велосипеда.
- Запомните, товарище, никаких двухподвесов! Никогда, ни при каких случаях. Даже если вам его дарит сам Герман Греф. Швырните в него этим двухподвесом и скажите, что пусть занимается своими экзоскелетами для слепых, а в велосипедирование не лезет. Да что там Греф, даже если это будет сам Данила Козловский! Всё равно, нет!
(справка) Двухподвес – это МТБ (горный велосипед по-русски), имеющий амортизацию на обоих колесах. Т.е. дополнительный амортизатор под рамой и подседельным штырём. Вот вы видите, катит человек на двухподвесе по городу, тормозит радостный у магазина «Седьмая семья», считайте сразу – дурак едет. Может, он уже и головой бился (потому что без шлема). Двухподвесный МТБ нужен только во фрирайде или даунхилле по каким-нибудь горным тропкам. И то, если вы профессионал. А профессионал, как известно, ко мне обращаться за советом не станет.
Двухподвес тяжёлый, неудобный, да ещё за счёт дополнительного амортизатора сильно гасит кинетическую энергию.
- И мы плавно переходим к самому популярному типу велосипедов в нашей отсталой стране – МТБ с рамой хардтейл. У таких велосипедов амортизационная вилка только на переднем колесе. На таких велосипедах ездят все. Нельзя называть всех дурачками. Хотя, как мы знаем из учебников по медицине, люди в массе своей глупы, как собачки, или даже голуби.
Хардтейлы массово продают во всех магазинах. Даже в специализированных велосипедных - 90% велов будет МТБ с хардтейлами. Люди радостно покупают, ездят по асфальту, а потом кряхтят и таскают их на свой пятый этаж хрущёвки. МТБ тяжёлые. У большинства граждан это дешёвские Стелсы, Штерны, Форварды или даже Авторы, у которых тяжёлая амортизационная вилка несёт скорее декоративную функцию, и больше поглощает ту же кинетическую энергию, нежели неприятные вибрации. А ещё широкая резина, которая тоже не добавляет скорости, а велосипидеру сил. Бессмысленный, абсолютно бессмысленный велосипед (если вы, конечно, не любитель кататься по лесу или по сельским дорогам). У меня есть целых два МТБ, на одном я езжу в магазин (за пивом), потому что не жалко, если украдут, на втором по лесной свалке (не спрашивайте зачем).
Таким образом, дружок – товарищ, я не советую тебе покупать МТБ.
- Есть такой типок в МТБ: «Гибрид», который по форме рамы ближе к дорожному, но имеет всё ту же бессмысленную амортизационную вилку, от которой толку в городе никакого. А также, более узкие обода и резину и больший размер диаметра колеса (что для городских дорог значительно удобнее). На некоторых гибридах нет и бессмысленного амортизатора. Однако, все они напичканы массивными кассетами с большим количеством бесполезных передач. В общем, Толик, не нужен тебе и Гибрид. Пусть Козловский с Грефом им подавится. Впрочем, этот аппарат для совмещения города и лесных дорожек вполне может быть полезен. Так что, Толик, стоит ещё подумать.
- Дорожный. Весь мир ездит на нём. Наркоманы, проститутки, чёрные рабочие. Весь Амстердам. Железное крыло бьётся о раму, хрустит сто лет немазаная цепь, а ты несёшься в сторону квартала Красных фонарей. Кидаешь на площади Дам своего ржавого коня и быстро бежишь в кафе-шоп. Видов дорожных велосипедов очень много. Есть самые простые: без передач и одним тормозом. Есть продвинутые: с планетарной втулкой, когда ты можешь переключать передачи, стоя на месте, у светофора, тем самым очень легко и быстро стартовать без всякого хруста и напряга, ни как на стандартном МТБ.
У правильного дорожного велосипеда будет жёсткая рама и передняя вилка без всяких псевдоамортизаторов. При этом удобная посадка и мягкое седло. Далеко, конечно, вы на таком велосипеде (при такой посадке) не уедете. У вас всё заболит, и вы умрёте от отмирания тазовых костей и дельтовидных мышц плеча. Но для катания по городу – самое то. Главное, брать велосипед с багажником и корзинкой, куда может поместиться до 15 бутылок.
- В последние годы стали модными Дорожные «Чопперы». Такие манерные велосипеды, заделанные под мотоциклы. Тяжёлые, медленные и неповоротливые. Кому и для чего они нужны, я не знаю. Но у меня есть дружок - Дмитр, он каждый день, по утрам, когда бреет усы, всегда надевает шапочку из фольги. Люди порой непостижимы.
- Про BMX и болотные велосипеды мы говорить совсем не будем. (МТБ с колёсами от уазика). BMX
- Складные велосипеды. Все эти дурацкие стриды и ставриды. Смысла в них ровно столько, сколько в самокатах. Это аппараты для короткого перемещения от машины до дома, или до метро (и в метро), так чтобы можно было поставить в уголок и сказать, а я что, я ни при чём. Это исключительно утилитарная вещь. Покупать их для катания бессмысленно. Они медленные и неудобные. Т.е. удобные первые 10 километров пути, а потом лучше пойти в кабак. А ещё я закатываю глаза, когда узнаю, что человек купил складной велосипед за сто тысяч.
Да за такие деньги можно карбоновый шоссер взять! Боженька божок!
- Шоссейные велосипеды. Как вы понимаете, они бывают разные, как грудь у женщин. Разделочные, фиксы, циклокроссы и гревелы. Объединяет их одно: это быстрые, удобные, лёгкие велосипеды. Конечно, какой-нибудь ультра шоссер для разделки – заставляет не самым удобным образом изогнуться ездоку, то гревелс увеличенным зазором перьев (для установки крыльев и более широкой резины для внедорожья), и достаточно комфортной посадкой – самое то. Правда, такие велосипеды для тех, кто хочет быстрее и дальше. А вам, как я вижу, быстрее не надо. Вам бы только побольше съесть и выпить. Ещё вы любите спать и видеть велосипед во сне, а не под собой.
Но главное, что есть у шоссейника – РУЛЬ!
4. И мы переходим к четвёртому пункту при выборе велосипеда. Только у велосипедов шоссейного типа есть руль-баран. Боженька, как же он удобен. Как же он красив и приятен на ощупь. Сколько разных положений рук можно использовать с таким рулём. А при смене положений рук, меняется и положение корпуса, нагрузка на зад и вообще. Кто пробовал руль-баран, тот не выпьет больше и глотка «Балтики 7». Намедни я поехал на Горское кладбище, чтобы проведать могилу деда Пети (алкоголика с 18 лет). Как я мучился с руками на своём старом МТБ… У Пети не было одной руки. У него и ног не было, ступней. Ему их отрезали, когда она заснул в сугробе. И вот, я ехал и думал о всех этих ногах и руках, проклинал мтбшный руль и вспоминал свой божественный баран на моём любимом циклике.
Когда я умру, хочу, чтобы на моей могиле был памятник рулю-барану. Велосипедный руль на шаре (я ещё люблю шары).