Найти в Дзене
Злой дядька

Скандинавские саги. Договор Александра Невского с норвежцами

В 1251 году между новгородцами и норвежцами был заключён договор про описание границ общего сбора дани в земле саамов.

Наша страна и сейчас на севере имеет границу с Норвегией. Доходили туда и новгородские сборщики дани в середине XIII века.

Документ известен по трём спискам, древнейший из которых по палеографическим признаком датирован 1320-1330 годами. Он входил в состав пергаменного кодекса норвежских законов, принадлежавшему Эрлингу, сына Видкунда. Локализация топонимов показала, что общий округ по сбору дани включал весь Кольский полуостров и область Финмаркен в Северной Норвегии.

Интересно, что известие о договоре есть в саге о Хаконе Старом (Хаконе Хаконссоне), вошедшую в состав "Книги с Плоского острова":

Той зимой, когда конунг Хакон сидел в Трондхейме, прибыли с востока из Гардарики послы конунга Александра из Хольмгарда. Звался Микьял и был рыцарем тот, кто предводительствовал ими. Жаловались они на то, что нападали друг на друга управляющие конунга Хакона на севере в Марке и восточные кирьялы, те, что были обязаны данью конунгу Хольмгардов, так как они постоянно вели войну с грабежами и убийствами.

Хольмгардом в сагах называют Великий Новгород, а Гардарикой - Русь.

Татьяна Николаевна Джаксон полагает, что под именем Микьял надо понимать Мишу, родоначальника известного боярского рода Мишиничей. Есть несколько аргументов в поддержку этого мнения. Во-первых, Мише и раньше приходилось исполнять посольские обязанности. В 1228 году он ездил послом от князя Ярослава Всеволодовича к псковичам ("Тъгда же князь посла Мишю въ Пльсковъ") приглашать их в совместный поход на Ригу. Значительным эпизодом биографии Миши было его участие в Невской битве 15 июля 1240 г., где возглавляемый Мишей отряд внес значительный вклад в победу русских. (В Житии Александра Невского "новгородецъ именем Миша", назван среди шести "мужь храбрыхъ", отличившихся в бою: "сей пешь с дружиною своею натече на корабли и погуби три корабли Римлянъ".) Кроме того, имя Миши столь характерно, что оно не нуждалось в уточнении отчеством (см., например, известие новгородской летописи под 1257 г.: "Той же зимы убита Мишю" ).

Чтобы заключить более прочный мир, новгородцы сватали дочь конунга Хакона Старого за сына Александра Невского Василия.

Сага говорит, что

Конунг Хакон принял такое решение, что послал он весной людей из Трондхейма, и отправились (они) на восток в Хольмгард вместе с послами конунга Александра. Возглавлял ту поездку Виглейк, сын священника, и Боргар. Отправились они в Бьергюн и так еще восточнее. Прибыли они летом в Хольмгард, и принял их конунг хорошо, и установили они тогда мир между собой и своими данническими землями так, что никто не должен был нападать на другого, ни кирьялы, ни финны; но продержалось это соглашение недолго.

В саге причина недолгого соглашения объясняется нападением татар.

По саге, русские послы прибыли в Норвегию (Трондхейм) зимой. Прибывшие зимой послы дождались весны и вместе с норвежским посольством через Берген, а значит, вокруг Скандинавского полуострова, и далее Восточным путем через Балтийское море в Новгород. Такой путь, протяженностью около 4 тысяч километров, мог занять, с учетом навигационных особенностей того времени, до трех месяцев. Сага говорит, что летом (и это вполне возможно) послы прибыли в Новгород "и принял их конунг хорошо".

Мог ли конунг (князь Александр) принять послов в начале лета 1252 года? Как считают некоторые историки, Александр сам "навел" Неврюеву рать на своего брата Андрея. В начале 1252 года Александр отправился в Орду с жалобою на брата, и еще до возвращения Александра из Орды на Русь пришла татарская рать: "Бысть же в канун Боришу дни, безбожнии татарове под Володимером.. .наутреи же на Бориш день срете их князь великий Андреи со своими полки..." (Борисов день - 24 июля по старому стилю). На Русь же Александр вернулся с именем великого князя после бегства Андрея. В рукописи, называемой AM 45 folio, содержащей краткую редакцию этого текста, говорится по-другому: "их там хорошо приняли", а о "достойных дарах", которые один конунг послал другому, и вообще речь не идет.

Вероятно, послы прибыли на Русь до возвращения Александра и, решив территориальные вопросы, не могли в отсутствие князя и отца продолжать переговоры о сватовстве. Возможно и то, что с приходом на Русь татар послы стремительно вернулись домой, не дожидаясь возвращения великого князя.

Следующий известный договор новгородцев с Норвегией датировал уже 1326 годом....