Волшебницы и прекрасные дамы, богини и нимфы, героини баллад и сказок - все они смотрят на нас с картин Джона Уильяма Уотерхауса, которого часто называют последним прерафаэлитом.
Приглашаю прогуляться по средневековым замкам, вдохнуть аромат диких трав и понаблюдать за длинноволосым девами на полотнах этого художника)
Кстати, его часто сравнивали с Милле и Россетти.
Однако биография Уотерхауса сильно отличается от жизнеописаний романтиков и скандалистов XIX века.
Он родился на севере Италии в семье известных художников и первые годы жизни прожил в этой прекрасной солнечной стране.
Ранние работы Уотерхауса наполнены ностальгией по Италии – рынки, руины, итальянские дворики…
С детства Джон был свидетелем творческой жизни римских художников и поэтов, наведывавшихся в гости к его родителям, долгие часы проводил в отцовской мастерской, где и получил первые уроки живописи.
Атмосфера Рима располагала к занятию искусством. Юный Джон рос среди величественных скульптур и полотен великих художников. Можно сказать, у него не было выбора, кроме как пойти по стопам родителей и посвятить искусству всю свою жизнь.
Несмотря на очарование Рима, семья приняла решение вернуться в Англию. В двадцать один год Джон поступил в Королевскую Академию художеств, где не был замечен ни в бунтах, ни в особой тяге к экспериментам. Его обучение было ровным, но вполне успешным, и спустя годы Академия не раз предоставляла ему возможность выставлять работы в своих стенах.
В те годы самым высокооплачиваемым художником Великобритании был Лоуренс Альма-Тадема, изображавший повседневную жизнь Древнего Рима – в основном прекрасных молодых женщин в легких одеждах, предающихся неге на шкурах и среди рассыпанных розовых лепестков.
Часть работ Альма-Тадемы посвящены античной поэтессе Сапфо и наполнены скрытым эротизмом, однако чопорная викторианская публика принимала каждое его полотно с неизменным восторгом.
Первые работы Уотерхауса – отчетливое подражание Альма-Тадеме. Другой его «учитель» - прерафаэлит Фредерик Лейтон, чьи работы связаны с рыцарством, культом Прекрасной Дамы и британской историей.
Однако Уотерхаус довольно быстро выработал собственный стиль, опираясь не только на академизм, но и на творческую манеру импрессионистов – он не стремился к идеальной гладкости изображения, применяя зачастую широкие, грубые мазки, чтобы передать движение.
В отличие от большинства прерафаэлитов,
Он не ввязывался и в сомнительные истории с натурщицами
А приглашал позировать нескольких женщин, и все они отмечали его вежливость и корректность. Он никогда не флиртовал с женщинами, которых писал, и относился к ним с глубоким уважением.
Любой, кто хотя бы бегло ознакомился с творчеством Уотерхауса, может заметить, что часто он писал стройную рыжеволосую девушку с тонким профилем, напоминающую музу прерафаэлитов Лиззи Сиддал.
Известно ее имя – Мюриэл Фостер, однако биография остается загадкой.
Несмотря на множество работ и эскизов, выдающих явное восхищение Уотерхауса красотой мисс Фостер, это увлечение было чисто художественным, эстетическим.
Сердцем Джона Уотерхауса владела другая женщина.
В 1883 году он женился на успешной художнице Эстер Кенуорти.
Их брак был крепким и счастливым, но оказался омрачен потерей двоих детей в раннем возрасте.
Многие исследователи ищут облик Эстер в работах Уотерхауса, но мнения разнятся – кто-то считает, что она изображена в образе леди Шалот, кто-то утверждает, что Уотерхаус никогда не писал жену в романтических образах.
Любимые героини Уотерхауса – леди Шалот, Офелия, Цирцея, Психея.
Его интересовали судьбы сильных, властных, ярких женщин.
«Прекрасная беспощадная дама», соблазняющая рыцаря, выглядит скорее злой колдуньей, заманившей несчастного в свои сети.
В наши дни творчество Уотерхауса все так же восхищает зрителей, а вклад в развитие искусства Великобритании считается неоценимым.
Спасибо большое за дочитывание и внимание! Надеюсь, что и вы получили удовольствие от волшебных образов и ощущения сказок старой Англии)