К вечеру 4 июня 1859 года исход битвы за Мадженту не выглядел решительной победой французов: австрийская армия понесла серьезные, но отнюдь не катастрофические потери, части не бежали с поля боя, австрийские солдаты (особенно немецкоязычные) продолжали борьбу до последнего.
Поскольку в австрийском штабе в Аббиатеграссо считали, что победитель в бою еще не определился, то в 8:30 вечера Дьюлаи отдал приказ о продолжении сражения на следующий день. Находясь на почтительном удалении от района боевых действий, фельдцейхмейстер не осознавал всей степени дезорганизации своей армии.
Полученные ночью сообщения развеяли все иллюзии. Клам-Галлас и Цобель (I и VII корпуса) спешно отходили на Милан. Дьюлаи признал неизбежное и отдал приказ о всеобщем отступлении. На поле боя австрийцы бросили более 12 000 винтовок и свыше 30 тысяч ранцев - свидетельство нарастающей деморализации войск. 4500 человек числились пропавшими без вести.
Австрийская армия тремя большими колоннами отступала на восток. Справа на Монтечиаро шли I, VII и VIII корпуса (Клам-Галлас, Цобель, Бенедек) и кавалерия Менсдорфа, под общим командованием Бенедека. В центре Шварценберг вел II и III корпуса (Лихтенштейн и Шварценберг) в Валеджо, Вольту и Ровербелло. Слева V и IX корпуса (Штадион и Шаафгоче) двинулись на Мантую.
…5 июня союзники приводили себя в порядок, собирая раненых с обеих сторон. Наполеон произвел в маршалы д'Анжели и Мак-Магона, последнего наградив еще и титулом герцога де Маджента. До Милана франко-пьемонтские части добрались только 8 июня – там их встретили восторженные толпы.
Тем временем союзники потеряли связь с противником, и Наполеон приказал провести разведку в направлении Лоди. Бараге д'Илье должен был 8 июня отвести свой I корпус и II корпус Мак-Магона в Меленьяно, чтобы проверить, действительно ли австрийцы оставляют Ломбардию или готовят контрудар.
Д'Илье и Мак-Магон решили, что первый двинется прямо на Меленьяно, а второй совершит фланговый маневр, выйдя к цели с севера, через Сан-Джулиано и реку Ламбро.
Как обычно, французы застряли в дорожных пробках: обоз блокировал дорогу, а соседние рисовые поля оказались совершенно непроходимы. Когда дивизия Базена из I корпуса добралась до Меленьяно (в 3:30 пополудни), его колонна представляла собой великолепную мишень для австрийских орудий, стрелявших прямо на дороге. Попав под обстрел, темпераментный Бараге д'Илье решил немедленно атаковать, не дожидаясь, пока Мак-Магон завершит свой маневр.
Городок Меленьяно раскинулся по обеим сторонам реки Ламбро. В западной его половине-располагался старый замок, частично окруженный рвом. Австрийцы (бригада Родена) не пожалели усилий для укрепления своих позиций, построив огневую площадку внутри двухметровых стен церковного двора и устроив засеки на дороге из Милана.
На сей раз австрийцы сражались превосходно. Атака 1-го полка зуавов была отбита с большими потерями у последних, после чего австрийцы начали яростные контратаки. Французы попытались обойти укрепления Базена сзади и с фланга, но пройти по раскисшей после почти месяца дождей земле не могли ни люди, ни лошади.
Французам пришлось под огнем импровизировать гати из повозок и стволов деревьев, прежде чем удалось отогнать австрийцев к замку, где их стрелки укрылись в палисадах. Солдатам Бараге д'Илье и Базена пришлось ввязаться в жестокие уличные бои, в которых 33-й линейный чуть не лишился своего орла. Особенно жаркая схватка разгорелась в районе кладбища. Лишь когда пушки Мак-Магона начали обстрел со стороны Лоди, австрийцы оставили свои позиции. Под прикрытием бригады Бурова, удерживавшей замок, Роден отвел все австрийские войска к востоку от Ламбро.
Это был первый бой в кампании, когда австрийцы нанесли больше потерь, чем понесли сами, что было целиком на совести д’Илье, отдавшего приказ атаковать сходу хорошо укрепленные позиции. У французов было 153 убитых и 734 раненых, 64 пропали без вести. Две трети потерь пришлись на 1-й полк зуавов. У австрийцев – 120 убитых, 240 раненых и 1114 пленных - как обычно, в основном из числа итальянских солдат.
Меленьяно показало, какими могут быть потери союзников в бою против обстрелянных австрийских частей под командованием грамотных и решительных офицеров. Наполеон сделал из этого боестолкновения своеобразные выводы, что под Сольферино привело к настоящему побоищу, о котором рассказ впереди.
Если не принимать во внимание стычки между солдатами Гарибальди и Урбана, отступление Дьюлаи было в основном беспрепятственным. Однако поражение под Маджентой означало конец карьеры фельдцейхмейстера. Отведя свою армию на реку Кьезе к востоку от Милана, 16 июня он подал в отставку.
18 июня верховное командование принял на себя лично император Франц-Иосиф. Он разделил войска (шесть пехотных и два кавалерийских корпуса) на две армии: первой командовал фельдцейхмейстер графа Вимпффен (II, III, ІХ, ХІ корпуса и кавалерийский резерв) и генерал от кавалерии Граф Шлик (I, V, VII, VIII корпуса и кавалерийский резерв). Еще один корпус (Вернхардт) был отделен для обеспечения безопасности нижнего течения реки По. Он не принимал никакого участия в боевых действиях.
Австрийцы продолжили отступление к «четырехугольнику крепостей» и реке Минчо. Их беды усугублялись раздраем между генералами: номинально за оперативную деятельность отвечал Гесс, но у него был заместитель, Рамминг, которого он ненавидел. К этому добавлялись интриги Грюнне, который постоянно ставил под сомнение приказы Гесса.
Австрийская армия в конце концов выстроилась между озером Гарда и Мантуей, очевидно намереваясь защищать переправы через реку. Дожди сменились адской жарой.
Союзники осторожно продвигались вперед. Марши были короткими, но изнуряющими: постоянные заторы, пыль и зной. Союзной армии предстояло навести переправы через четыре полноводные реки, мосты через которые были взорваны отступающими австрийцами.
Стратегически ситуация напоминала 1848 год. Войска со всей империи отправлялись на усиление действующей армии. Однако Франц-Иосиф не был Радецким. Горя нетерпением как можно скорее переломить ход неудачно складывающейся кампании, 23 июня император приказал своим войскам переправиться через Минчо к Кьезе.
24 июня командиры французских дивизий получили свежие карты местности. Наблюдалась значительная активность австрийцев, но после стольких отступлений это было истолковано как патрулирование.
Никто не мог себе представить, что, отказавшись от боя на очень сильной позиции на реке Кьезе, австрийцы примут его на гораздо более слабой у Минчио.
А именно это они и собирались сделать.
1. Первая телеграфная война
3. Мастер-класс князя ди Кавура
4. Крушение карьеры фельдмаршала фон Урбана
5. Монтебелло: война в тумане
6. Итальянский король - капрал зуавов
7. Авантюра Луи-Наполеона
9. Почему пурпурный цвет называется "маджентой"
Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала.