Когда речь заходит о режиссёре Сергее Соловьёве, обязательно вспоминают «Ассу» и другие фильмы его сумасшедшей, психоделической перестроечной трилогии. Кто-то вспомнит нежную подростковую мелодраму «Сто дней после детства». Гораздо реже вспоминают экранизации русской классики. И почти никогда не вспоминают об одном фильме, который стоило бы и помнить, и пересматривать.
Из Берлина в Колумбию
Сюжет фильма «Избранные» завязывается в Германии 1944-го года. В ненависти к нацистам и лично к Гитлеру живёт барон, которого все называют исключительно инициалами – Б.К. Свои антипатии к правительству он не скрывает, а потому неблагонадёжным аристократом начинают интересоваться секретные службы. И он с неохотой, но бежит из любимой Германии в Колумбию, где уже живёт его родной брат.
Барона Б.К. шокирует контраст между роскошной жизнью латиноамериканской элиты, и залитой кровью Европой. Но он и сам с лёгкостью принимает такой образ жизни вдали от страдающей родины. Барон заводит сразу несколько любовных романов, впутывается в сомнительные сделки, интригует против брата. И регулярно ходит в кинотеатр посмотреть хронику военных событий, которые остались где-то там, в прошлой жизни.
Немецкий Клим Самгин
Герой Леонида Филатова (а именно он сыграл рефлексирующего барона) несколько напоминает героя романа Максима Горького Клима Самгина. Ну, по крайней мере, напоминает его экранную вариацию из телесериала. Как и Самгин, немецкий барон достаточно умён и образован, чтобы понимать несправедливость окружающего мира, чтобы ужасаться человеческой гнуси, которая массово проявляется в критические моменты истории. Но он слишком труслив и слишком ленив, чтобы хоть как-то попытаться изменить реальность, чтобы хоть как-то восстать против ужасов, творимых людьми, - тоже, как Самгин. Он предпочитает течь по течению и избегать совершения поступков. И страх за себя в итоге приводит барона к череде подлостей, а там – и к гибели, как моральной, так и физической.
Думается, немецкий барон Б.К. – одна из лучших ролей Леонида Филатова, наряду с образами, которые он создавал в фильмах «Грачи», «Успех», «Сукины дети». Он не пытается пойти по лёгкому пути и изобразить своего персонажа ничтожной личностью. Нет, он показывает фигуру трагическую – неплохого, в принципе, человека, который из-за своих слабостей становится таким же, как и те, кого он искренне ненавидит.
Первоначально Соловьёв хотел снимать в главной роли «Избранных» Александра Кайдановского, а когда кандидатура актёра не прошла (Кайдановский был невыездным из СССР, а съёмки проходили в Колумбии), пришлось искать замену. Насчёт Филатова у него были некоторые сомнения, но в последствии жалеть не пришлось, что сложилось именно так.
Любовь эмигранта
Фильм отлично снят оператором Павлом Лебешевым, замечательно написан самим Сергеем Соловьёвым. В основу сценария легла новелла Альфонсо Лопесом Никельсоном, бывшего президента Колумбии, который и в драматургии советскому режиссёру помог, и для съёмок собственный дом предоставил (вернее, дом, который он строил для своего сына, пока тот не погиб).
В литературном первоисточнике любовным отношениям барона с колумбийками отводилось немного места. Но Соловьёв не был бы самим собой, не выведя в сюжете романтическую линию на передний план. Герой Филатова влюбляется в маникюршу Ольгу, которую встречает случайно. У этой молодой, нежной и гордой женщины есть сын, с которым барон подружился даже раньше, чем роман с Ольгой получил какое-то развитие. Совместные сцены барона и Ольги заставляют вспомнить лирические фильмы Соловьёва, и в первую очередь – тот же самый «Сто лет после детства». Тем более, что Ольгу сыграла Татьяна Друбич, дебютировавшая в «Ста днях», а во время съёмок «Избранных» - жена режиссёра.
Кстати, помимо Филатова и Друбич в фильме занят Александр Похоровщиков. А остальных персонажей сыграли в основном колумбийские актёры.
Пропаганда без пропаганды
Фильм «Избранные» я хотел включить в список советских пропагандистских фильмов, которые стоит посмотреть (я как раз над ним работаю и скоро опубликую – подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить). Именно таким он мне и запомнился с детства – клеймящим Запад, показывающим, как страшно на этом Западе жить. Но сейчас, пересмотрев заново, решил фильму Соловьёва выделить отдельный текст, а в списке заменить чем-нибудь другим. Почему?
Действительно, в «Избранных» есть чёткий душок пропаганды. Самым мерзким в нём изображён не барон Б.К., не какой-нибудь колумбийский богач и даже не эсэсовец с лицом Пороховщикова. Большее омерзение подлыми поступками и пошлыми речами вызывает у зрителя американец, который под звёздно-полосатым флагом пользуется служебным положением ради своих низменных целей (в советском кинематографе хоть одного американца мало-мальски положительным изображали?).
Вместе с тем, сцены с этим мерзавцем уравновешены кадрами кинохроники, в которых американцы воюют с фашистами наравне с советскими войсками и радуются под теми же звёздно-полосатыми флагами победе над Гитлером. А ведь об этом в советском кино вообще старались лишний раз не напоминать или как минимум нивелировать участие американцев в войне.
Соловьёв снял не пропагандистский плакат, а трогательную и пугающую историю на общечеловеческую тему, а потому фильм отлично смотрится спустя 40 лет после съёмок. «Избранные» если что и пропагандируют, так это необходимость отстаивать свои убеждения и не идти на компромиссы с совестью.