Всем привет. Сегодня рассмотрим значительно более популярный в музыке минор, его гармоническую и мелодическую вариации.
Гармонический минор
Лад гемиольный, по сравнению с натуральным минором, в гармоническом повышена VII ступень.
Формула лада: Тоника – ТОН – ПОЛУТОН – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН – ПОЛТОРА ТОНА – ПОЛУТОН
От тоники C: C-D-Eb-F-G-Ab-B-C
Строим аккорды на каждой ступени
I - минор
II - уменьшенный
III - мажор
IV - минор
V - мажор
VI – минор или мажор
VII – уменьшенный или увеличенный
Для тональности С: Cm – Ddim – Eb – Fm – G – Abm|Ab –Bdim|Baug
Отличия от натурального минора:
- мажор на пятой
- вариации мажор и минор на шестой
- вариации уменьшенный и увеличенный на седьмой
Как видно, гармонизация гармонического минора весьма проста. Собственно, с этим и связано его название. Поэтому он так популярен в музыке во всех стилях. Вторая и седьмая ступени и так не часто используются в гармонии тональных ладов, а ключевое отличие тут – это появление мажорного трезвучия на пятой ступени, и входит оно туда как к себе домой. Не стоит удивляться появлению мажорного Е вместо Emв самой популярной тональности ля-минор, все эти песни написаны именно в гармоническом миноре. Ход I-IV-V-I в гармоническом миноре от «ля» заезжен до самых дыр: Am-Dm-E-Am.
Полная таблица с септами и девятками:
Мелодический минор
От натурального повышены VI и VII ступени.
Формула лада: Тоника – ТОН – ПОЛУТОН – ТОН – ТОН – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН
От C: C-D-Eb-F-G-A-B-C
Аккорды на ступенях:
I - минор
II - минор
III - увеличенный
IV - мажор
V - мажор
VI - уменьшенный
VII – увеличенный
Аккорды для мелодического Сm: Cm – Dm – Ebaug – F – G – Adim – Baug
Отличия от натурального:
- минор на второй ступени
- увеличенный на третьей и седьмой
- мажоры и на четвертой, и на пятой
- уменьшенный на шестой
Благодаря мажорным трезвучиям на IV и V ступенях, субдоминанте и доминанте, лад становится более балладным, чувственным. Он часто используется в романсах и колыбельных.
Полная таблица:
Если вам понравился материал, не забудьте поделиться «лайком». Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи. Со следующей статьи начнем гармонизировать модальные лады. С любыми вопросами добро пожаловать в комменты.