На самом деле это не так. Самым молодым президентом США в 1901 году стал Теодор Рузвельт. А вот Джон Фитцджеральд Кеннеди был самым молодым избранным президентом. А еще первым и долгое время единственным католиком в Белом доме.
Он был вторым ребенком в семье американских ирландцев-католиков Джозефа и Роуз Кеннеди и родился в пригороде Бостона Бруклине 29 мая 1917 года — в год, когда мир резко изменился. Бушевала Первая мировая война, а в России случилась одна революция, а через несколько месяцев и вторая.
Мир решал важную проблему, можно ли смириться с появлением государства, которое основывалось не на преклонении перед знатностью или богатством, а на главенстве труда, но перед семьей Кеннеди стояла другая проблема — гораздо более простая, но от которой невозможно было отмахнуться. В высшем свете Бостона Кеннеди были изгоями. Да, отец Роуз Кеннеди — Джон Фитцджеральд — несколько раз избирался мэром города, Джозеф Кеннеди был богат и становился все богаче, но это не помогало. Бостон считался Афинами Америки, но одновременно был и городом нетерпимости. Совсем недавно он славился такими надписями у входов в парки: "Собакам и ирландцам вход воспрещен".
Местная аристократия — WASP: белые, англо-саксы, протестанты — считали Кеннеди выскочками. И их детям в Бостоне не светило ничего.
Так что Кеннеди были вынуждены покинуть самый просвещенный город США и отправиться в Нью-Йорк. Одновременно они сначала арендовали, а потом и купили большой дом в небольшом поселке Хайаннис-Порт на полуострове Кейп-Код. Без малого 100 лет этот дом был центром жизни большого и шумного семейства.
Джон Кеннеди никогда не отличался здоровьем. Он постоянно болел, то и дело пропускал учебу, но это не значит, что у него не было энергии — в основном на розыгрыши и проказы. В юности он был очень худым, так что про него вполне можно было сказать: "Идет и гремит костьми".
Писатели и поэты позднее довольно романтично описывали его детство и юность. Вот, к примеру, Евгений Евтушенко "Под кожей статуи Свободы":
"Я - Кеннеди Джон Фицджеральд,
а когда-то был маленьким Джонни.
Я с детства не в куклы играл,
а в солдатики, пушки, линкоры.
И - помню - спросил я,
измазанный по уши в джеме:
"Мама,
за что убили Линкольна?"
А мама вопрос
не сочла почему-то ребяческим вздором
и, думая, как бы ответить
и точно и просто,
печально сказала,
вихры мне пригладив со вздохом:
"За то,
что он был высокого роста".
Но это же поэты, а, судя по свидетельствам родных и друзей, долгое время Джона совершенно не интересовали проблемы прошлого. Его больше интересовало настоящее и будущее. В 1930-х годах вместе со своим товарищем по университету Лемом Биллингсом он объездил чуть ли не всю Европу и был очарован происходящими там переменами.
Вы можете сказать: "Нашел чем очаровываться! Вообще-то там проходили не слишком радостные процессы".
И это будет правдой. Но... американские студенты видели другое — мир меняется. Право-лево — до поры до времени им это было безразлично. Главное, что мир не стоял на месте.
Правда, когда оказалось, что западный мир совершенно не готов к этим изменениям, у Джона Кеннеди был шок. Дипломную работу он посвятил Мюнхенскому сговору, когда западные державы фактически сдали Чехословакию Гитлеру, позволив оккупировать Судеты.
Эта работа не слишком отличалась от других студенческих работ — очень много статистики, много стараний, не самый лучший слог, но преподаватели признавали, что здравые мысли в работе тоже есть. Стараниями отца Джона дипломная работа под эффектным названием "Почему Англия спала?" была опубликована отдельной книгой, получила одобрение газеты "Нью-Йорк таймс" и принесла молодому Кеннеди неплохой гонорар.
Тем временем мир стремительно скатывался к мировой войне, и когда она началась, мужчины семьи пожелали служить своей стране на военном театре действий.
Джозефу Кеннеди было отказано по возрасту. У Джона были проблемы со здоровьем. И вот — занятная ситуация! — благодаря отцу, поднявшему все свои связи, Джон все же смог пробиться на военную службу. Сначала это была работа в управлении военно-морской разведки в Вашингтоне.
Но Джону этого было мало — он хотел воевать. И добился своего.
Он прошел обучение на офицера и получил навыки управления торпедным катером. Правда, управление катером еще не гарантировало ему участие в боевых действиях. Пришлось вновь использовать связи. Кто-то использует связи, чтобы не служить. Кеннеди использовал связи, чтобы попасть на войну.
Младший лейтенант Джон Кеннеди командовал торпедным катером РТ-109. Ночью 2 августа 1943 года японский эсминец "Амагири" протаранил катер Кеннеди. Два члена экипажа погибли сразу же, а остальные были спасены благодаря мужеству и находчивости Кеннеди.
И хотя много позднее политические оппоненты Кеннеди язвили, что он был единственным командиром торпедного катера, который потерял свое судно, все же командование признало, что действия Кеннеди были четкими и быстрыми, он проявил лидерские качества, мужество и выносливость, которые помогли спасти людей.
Но вот здоровье Кеннеди от этого лучше не стало. У него и прежде были проблемы со спиной, а таран "Амагири" добавил еще одну травму. Потом была малярия, госпиталь, а в марте 1945 года Джона отправили в запас.
И встал вопрос, чем заняться.
Журналистика ему не понравилась. Но была политика. Первоначально Джо-старший возлагал надежды на Джо-младшего, но тот погиб при взрыве бомбардировщика в 1944 г. Таким образом, Джон наследовал политические надежды отца.
К тому же у Джона была репутация героя войны. С такой репутацией вполне можно было бороться за место члена Палаты Представителей Конгресса США.
В 1946 году Джон Кеннеди выставил свою кандидатуру в Конгресс и победил на выборах. Вся семья агитировала за него — братья, сестры, отец и мать, кузены, школьные и университетские друзья. Сопротивляться подобному напору было невозможно.
В 1952 году Кеннеди избирался уже в Сенат. И вновь члены семьи Кеннеди разъезжали по штату, агитируя за него.
И вновь победа. И какая!
Джон — католик-ирландец — победил представителя одной из известнейших семей Бостона сенатора Генри Лоджа, знаменитого WASP. Жителям Массачусетса такая победа показалась настоящей революцией.
Явление молодого Джона Кеннеди в Сенат шокировало многих опытных политиков. Новый сенатор был возмутительно молод (всего 35 лет, и при этом выглядел моложе!), был хорош собой и пользовался потрясающим успехом у женщин. Одно время он даже встречался с актрисой Одри Хэпберн!
Сенаторы усилено пытались дать ему понять, что он излишне молод для их клуба. Так однажды, когда несколько сенаторов вошли в лифт ( и Джон в том числе), один из сенаторов принял его за мальчика-лифтера (или сделал вид, что принял).
Джон не сразу вошел во вкус политики, первоначально, его раздражали многие ее традиции (например, обязательные рукопожатия), но постепенно он обнаружил, что политика может увлекать и реально менять мир. Хотя со временем он признал, что далеко не каждые изменения к лучшему. "Если менять не надо, менять не следует", — любил он повторять фразу Черчилля.
Но, политик, который хочет многого добиться, должен быть женат, и в 1953 году Джон женился на Жаклин Бувье.
Он хотел добиться высших постов в США, а ведь его здоровье лучше не становилось. Проблемы со спиной заставляли периодически пользоваться костылями, Джону Кеннеди дважды делали операцию на позвоночнике — сначала, чтобы укрепить на нем металлическую пластину, потому чтобы ее убрать, когда после операции состояние Кеннеди ухудшилось.
Но при этом он продолжал работать: в 1956 году добивался выдвижения на пост вице-президента США от демократической партии... Неудачно, но потом оказалось, что это к лучшему. В 1957 г. написал книгу "Профили мужественных людей" (Profiles in courage). За эту книгу тогда еще сенатор получил премию Пулитцера — высшую премию в области журналистики.
Книга состояла из биографий политиков, которые принимали решение, расходящиеся с общественным трендом. Возможно, подбор биографий и мог вызвать вопросы, но тема мужества в политике Джона Кеннеди интересовала всерьез.
В 1959 году Джон объявил, что выставляет свою кандидатуру на пост президента США, и в 1960 году победил. Пусть с минимальным преимуществом, но победа была одержана.
И что удивительно, Кеннеди не пытался никому доказывать, что "католик и ирландец тоже может быть президентом". Для него это было очевидно с точки зрения здравого смысла, оценки собственных способностей и Конституции США. Ничего не доказывать — это очень важное качество для политика, оно избавляет мир из излишней истеричности в принятии решений.
Хотя... одно слабое место у Кеннеди все же было — молодость. Упоминание о молодости раздражало его. Как и информация, что Н.С. Хрущев из-за этого обстоятельства считал его "совсем зеленым". Во многом именно желание показать, что он способен действовать не менее жестко, чем политики старшего возраста привело к Берлинскому и двум Кубинским кризисам, в том числе Карибскому кризису 1962 года, когда мир вплотную приблизился к ядерному конфликту.
Кризис оказал отрезвляющее воздействие на Кеннеди и во многом заставил пересмотреть отношения к ядерным вооружениям и начать политику мирного сосуществования двух систем. Хотя многие политические силы и сопротивлялись этому, но Кеннеди впервые заключил с СССР соглашение о продаже пшеницы и в том же 1963 году был ратифицирован Московский договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах — в атмосфере, в космосе и под водой.
В июне 1963 года президент произнес знаменитую речь в Американском университете, которую считал для себя программной.
Я избрал этот момент и это место для того, чтобы обсудить тему, по поводу которой очень уж часто проявляется невежество и очень уж редко преследуется цель добиться правды, хотя эта тема является наиболее важной в мире — мир во всем мире.
Какой мир я имею в виду? Какого мира мы стараемся добиться? Не Пакс Американа, навязанного миру американским оружием. Не мира могилы и не безопасности раба. Я говорю о подлинном мире, который делает жизнь на Земле достойной того, чтобы ее прожить, о том мире, который позволяет людям и государствам развиваться, надеяться и строить лучшую жизнь для своих детей, не о мире исключительно для американцев, а о мире для всех мужчин и женщин, не просто о мире в наше время, а о мире на все времена.
Я говорю о мире потому, что у войны появилось новое лицо. Тотальная война не имеет никакого смысла в век, когда великие державы могут содержать крупные и относительно неуязвимые ядерные силы и отказываться от капитуляции без применения этих сил. Она не имеет никакого смысла в век, когда одна единица ядерного оружия содержит в себе взрывную мощь, чуть ли не в десять раз превосходящую ту мощь, которая была применена всеми военно-воздушными силами союзников во Второй мировой войне. Она не имеет никакого смысла в век, когда смертоносные яды, которые образуются во время обмена ядерными ударами, могут быть доставлены ветром, водой, через почву и семена в самые дальние уголки планеты и поразить еще не родившиеся поколения.
И каждый выпускник этого университета, каждый мыслящий гражданин, обеспокоенный опасностью войны и желающий добиться мира, должен заглянуть себе в душу и проверить свое собственное отношение к возможностям достижения мира, к Советскому Союзу, к ходу "холодной войны" И К свободе и миру в нашей собственной стране.
Первое. Давайте разберемся с нашим отношением к самому миру.
Слишком многие из нас считают, что он невозможен. Слишком многие считают, что он нереален. Но это опасное, пораженческое убеждение, из него следует, что война неизбежна, человечество обречено, что мы находимся во власти неподконтрольных нам сил.
Нам не следует соглашаться с этой точкой зрения. Наши проблемы созданы человеком, следовательно, они могут быть решены человеком. А человек может добиться всего, чего захочет. Ничто в судьбе человека не является для него недоступным. Человеческий разум и дух часто решали проблемы, казавшиеся неразрешимыми, и мы убеждены, что они в состоянии вновь это сделать.
Я не имею в виду концепцию абсолютного, беспредельного, глобального мира и доброй воли, о которой мечтают некоторые фантазеры и фанатики. Я не отрицаю значения надежды и мечты, но мы лишь вызываем разочарование и недоверие, делая это нашей единственной и немедленной целью.
Давайте сосредоточимся на более практическом, более достижимом мире, основанном не на внезапной революции в человеческой природе, а на постепенной эволюции человеческих институтов, на серии конкретных действий и эффективных соглашений, которые отвечают всеобщим интересам. Не существует одного-единственного ключа к этому миру, какой-то сложной или волшебной формулы, которая могла бы быть использована одной или двумя державами. Подлинный мир должен быть результатом труда большого числа государств, итогом множества разных действий.
А еще именно Кеннеди предпринял шаги, которые позволили США именоваться демократической страной хотя бы формально. Мы так привыкли говорить об американской демократии, что забываем, что ей чуть больше 50 лет.
Да-да, о какой демократии могла идти речь, если значительная часть граждан в США не имела права голоса, а в некоторые университеты доступ женщинам был открыт только в 1969 году?
С трудом и не сразу, но Кеннеди постарался многое изменить. Именно благодаря ему было принято законодательство о гражданских правах (утверждены уже после смерти Кеннеди в 1964 г.).
Он не был идеальным президентом, он не был образцовым человеком, но в целом, как мыслящий человек, двигался в верном направлении.
Многие считали его романтиком и уверяли, будто он заражал людей искрящимся идеализмом.
Это не слишком соответствует реальности. Кеннеди умел изображать идеализм, умел вдохновлять людей, но был совершенно чужд романтики. Его романтика благополучно потонула в водах Тихого океана в ходе Второй Мировой войны.
Джон Кеннеди был ироничен, в меру циничен, он мог называть своего оппонента "полковником Кукурузная кочерыжка" (это про Линдона Джонсона, а не того, о ком вы подумали), а потом пригласить его в партнеры на должность вице-президента. Потому что политика — это искусство возможного. Вслед за Авраамом Линкольном он часто повторял эту фразу.
Уверяют, будто его убил убийца-одиночка. Что ж, если пули могут разворачиваться в голове и в воздухе (вокруг президентского галстука), могут проходить два тела и при этом не деформироваться и не терять в весе, то остается признать, что возможно все.
Убийство президента США на глазах чуть ли не всего мира оказало огромной воздействие на американцев, да и не только на них. Поэты посвящали ему стихи, телевизионщики и кинематографисты снимали художественные и документальные фильмы.
Как писал Евгений Евтушенко:
...И ваш любознательный мальчик,
своими беспечными кедами
сшибая линкоры
и бодрых солдатиков роты,
пусть знает,
за что был пристрелен Джон Кеннеди,-
за то,
что он был высокого роста.
В честь президента называли улицы, дороги, школы, авианосец, аэропорт в Нью-Йорке... Ему устанавливали памятники — в том числе рядом с домом, где он родился (что не помещало жителям Бостона в 1976 году поджечь этот дом в ходе расовых волнений). В память о брате, отце и дяде члены семьи Кеннеди организовали премию за мужество в политике. Но если в 1950-х Кеннеди размышлял о тех политиках, что шли наперекор общему настроению, то в наше время премию получают политики, которые следуют тренду.
Джон Кеннеди давно стал легендой и за этой легендой не так уж и легко разглядеть реального человека. Но где-то там, вдали, он есть. Джон Фитцджеральд Кеннеди, 35 президент США, человек, который занимал высший пост в Соединенных Штатах 1036 дней.
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки