В студии стереокино
Юр. Волгин // «Вечерняя Москва » № 123 (6488) от 28.05.1945 г. [3]
По Красной площади под музыку маршей шли пехотные подразделения, мчались, сотрясая мостовую, таки и самоходные орудия, летели во весь опор кавалеристы... Шел парад победы — первомайский парад 1945 года.
Среди многочисленных кинооператоров, снимавших парад, была группа, явно отличавшаяся от остальных. На небольшой площадке около съемочной аппаратуры находились изобретатель стереоскопического кино, лауреат Сталинской премии С. Иванов, режиссер В. Немоляев и оператор С. Рубашкин. Они снимали кадры для хроникального стереоскопического фильма «Победный май».
До войны многие из нас видели в кинотеатре «Москва» первые стереоскопические фильмы. Помнится, радостные, изумленные возгласы раздавались при виде птиц, летавших не на белой плоскости экрана, а прямо в зрительном зале, при виде проволоки над головами зрителей, нa которой кувыркался смешной попугай, и многих других «чудес».
В трудные военные годы изобретатель С. Иванов не прерывал своей деятельности. Были проведены десятки опытов, экспериментальных разработок и исследований. А в октябре прошлого года, по решению Комитета по делам кинематографии, в Москве была создана первая в Союзе студия стереоскопического кино. В ней теперь сосредоточена вся научно-исследовательская и творческая работа в этой области.
У стереоскопического кино больше будущее. Огромную впечатляющую силу приобретает действие, происходящее в трехмерном пространстве, — в глубине за экраном, на его плоскости и перед экраном, как бы в самом зрительном зале.
Особенно интересны будут в передаче стереокино массовые сцены. В фильме «Победный май» мы увидим; например, красноармейскую часть, появляющуюся далеко за экраном; она будет двигаться к нам, пройдет то место, где стоит экран и вот, наконец, передние шеренги окажутся настолько близко, что, кажется, стоит любому из зрителей сделать шаг вперед, чтобы почувствовать на своей щеке дыхание бойца. Не успеешь отпрянуть в сторону, как прямо над головой вдруг появится гусеница тяжелого танка или промчится кавалерия.
Одновременно с работой над фильмом «Победный май» студия ведет съемки полнометражного стереоскопического фильма «Робинзон Крузо» по одноименной повести Дефо (режиссеры А. Андриевский и А. Ульянцев, оператор Д. Суренский). Роль Робинзона исполняет артист П. Кадочников, Пятницы — артист Ю. Любимов. Сценарий фильма рассказывает о приключениях известного литературного героя, попавшего на необитаемый остров.
В тбилисской студии были сделаны павильонные съемки кинокартины.
В настоящее время съемочная группа фильма «Робинзон Крузо» выехала в Батуми для натурных съемок.
Море, то бушующее, то спокойно-ласковое, — у самых ног зрителя; Робинзон, пробирающийся через заросли, в нескольких шагах от вас; ветви деревьев, свисающие над головой, — все это сделает возможным стереоэкран С. Иванова.
В Москве скоро начнутся съемки короткометражного комедийного фильма «Машина «22—12». Сценарий написан В. Ардовым и В. Немоляевым. Режиссер фильма — В. Немоляев. Главную роль — шофера машины — будет исполнять хорошо известный москвичам Карандаш.
При студии намечено развернуть производственную базу для серийного изготовления стереоэкрана и проекционной аппаратуры. Таким образом, в недалеком будущем не только москвичи, но и жители других городов страны будут смотреть стереоскопические фильмы. Демонстрацию фильмов в Москве начнет в ближайшее время кинотеатр «Художественный».