Балет, как известно, является искусством, требующим от танцовщиков значительных затрат сил и времени. Однако это не значит, что жизнь артистов балета зациклена только на нем. Нет, они - такие же люди, как и все, и точно также подвержены обычным человеческим страстям. Единственный нюанс: количество времени, которое танцовщики посвящают занятиям, сильно сокращает возможность заводить романы по обычному пути, и очень часто они вспыхивают внутри балетной труппы. А ограниченность пространства влечет сокращение круга претендентов, поэтому нередки ситуации, когда на одного танцовщика сразу несколько "соискателей". О наиболее известных таких ситуациях мы и поговорим сегодня.
1. Жюль Перро - Карлотта Гризи - Люсьен Петипа
Те, кто читал нашу статью о "Жизели" (а таких пока немного) уже в курсе этого треугольника. Однако раскроем его суть более подробно.
Жюль Перро был последним ярким танцовщиком 19 века с мужским характером перед тем, как балет стал женской вотчиной, когда мужчине отводилась роль лишь "носителя" балерины. Однако во время его карьеры в Гранд Опера ветер стал меняться окончательно, репертуар театра заполонили балеты, в которых роль мужчины была ничтожна, что Перро не устраивало. Его отношения с руководством Оперы испортились, и его попросили на выход. А на место его пришел никто иной, как танцовщик Люсьен Петипа - старший брат Мариуса Петипа.
Перро поставил себе цель во чтобы то ни стало вернуться, неважно в каком качестве. В Неаполе он знакомится с 14-тилетней начинающей балериной Карлоттой Гризи, потом у них завязывается роман, и через некоторое время они женятся. Он задумывает сделать ее орудием своего возвращения в Гранд Опера, усиленно занимается с ней, передает ей свои знания, ставит для нее хореографию, номера, и Гризи в определенный момент становится звездой. Пара гастролирует по Европе, вертится на слуху, и однажды Гризи получает приглашение от бывшего театра Перро. Затем туда возвращается и он сам (как хореограф), ставит триумфальную "Жизель", а затем... Гризи уходит к Петипа, который ей партнерствовал в "Жизели". Можно представить, что испытывал Перро, вложивший все свои силы в балерину, и получивший такой удар. Гризи и Петипа впоследствии расстаются, Перро же находит свою любовь, Капитолину Самовскую, в Санкт-Петербурге. Перро до конца жизни хранил сильные чувства к Гризи, иногда искал встречи с ней. Та, к слову, после серии неудачных романов, провела больше половины жизни в забвении.
2. Сергей Дягилев - Вацлав Нижинский - Ромола Пульски
Этот случай можно охарактеризовать как "за что боролась, на то и напоролась". У Дягилева с Нижинским, главной звездой его труппы, был роман, это известно. Однако на Нижинского были виды и у неизвестной венгерской танцовщицы Ромолы Пульски. Эта женщина всегда хотела принадлежать к бомонду мира искусства, и для осуществления своего плана сначала напросилась в труппу Дягилева. Там она предпринимала попытки охмурить Нижинского, но тщетно. Нижинский практически все время проводил с Дягилевым. А однажды они на пароходе поплыли в Южную Америку на гастроли. Дягилев боялся воды и не поплыл. А зря. Именно там, на пароходе, Нижинский ни с того ни с сего сам делает предложение Ромоле Пульски.
Та в шоке, но, естественно, соглашается, и они женятся. Когда Дягилев узнал о помолвке своего протеже, он впал в ярость, и в сердцах приказал отправить Нижинскому телеграмму, где говорилось, что Русский балет больше не нуждается в его услугах.
Позднее, как известно, Нижинский впал в безумие, и вместо красивой богемной жизни Пульски пришлось до конца жизни (33 года) следить и ухаживать за больным танцовщиком.
3. Сергей Дягилев - Леонид Мясин - Вера Савина (Кларк)
В общем, вы уже поняли - в центре опять роман Дягилева с одним из его протеже, на сей раз Мясиным, с которым он забывался после болезненного разрыва с Нижинским. Дягилев, памятуя о случае с Нижинским, настрого запрещал женщинам-танцовщицам своей труппы крутить шашни с Мясиным. Однако вот незадача - и на сей раз тот вдруг возьми да и измени Дягилеву с Верой Савиной (урожденной Кларк), молодой английской танцовщицей той же труппы. У них завязались отношения, вследствие чего Мясин вдрызг разругался с Дягилевым и покинул его труппу, а Савина была задвинута в кордебалет.
Впоследствии они возобновили сотрудничество, однако Дягилев уже серьезно охладел к Мясину. А с Савиной они через 8 лет расстались. Впоследствии Мясин был женат еще трижды, что наводит на мысль о том, что он все-таки был гетеросексуалом, и отношения с Дягилевым были вынужденной необходимостью.
4. Фредрик Аштон - Брайан Шоу - Надя Нерина - Александр Грант - Паулина Уодсворт - Дэвид Джилл - Майкл Боултон.
Здесь, как вы видите, не треугольник, а целый семиугольник, разгоревшийся в труппе Королевского балета Лондона в 50-х годах 20 века. Попробуйте, вслед за автором, не запутаться относительно того, кто кого любил. Итак, поехали.
У Нади Нериной, звезды Королевского балета Лондона - любовь с Александром Грантом. У Паулины Уодсворт - с Дэвидом Джиллом. У Фредерика Аштона - с Брайаном Шоу.
Первые 2 пары много времени проводили вместе и жениться собирались тоже вместе.
Далее. Грант, оказывается, тайно влюблен в Джилла. Аштон охладел к Шоу и влюбился в Гранта. В Надю Нерину влюбляется Майкл Боултон. Нерина подозревает, что в Гранта влюблен Аштон и начинает ревновать. Грант страдает по Джиллу и соверешнно не уделяет внимания Нериной. Такое поведение возмущает Боултона, влюбленного в Нерину, и он устраивает с Грантом разборки.
В это время Джилл и Уодсворт все-таки женятся. Грант в шоке от такой потери и находит утешение в Аштоне, с которым они теперь пара. Надя Нерина в итоге выходит замуж за предпринимателя из ЮАР (откуда и сама она родом) Чарльза Гордона, с которым будет до конца своих дней.
Вот как-то так.
5. Рудольф Нуреев - Мария Толчиф - Эрик Брун
А этот случай насколько знаменитый, настолько и анекдотичный. Американская дива Мария Толчиф, бывшая жена Баланчина, много танцевала с Эриком Бруном, этим датским виртуозом. При этом, в жизни они тоже были какое-то время парой. В это время (1961 год) Рудольф Нуреев сбегает от КГБ во время гастролей в Париже, и становится первым советским танцовщиком-невозвращенцем. Еще будучи в СССР он восхищался Бруном и хотел с ним познакомиться. И вот, такая возможность представилась.
Мария Толчиф только что рассталась с Бруном (которого, по ее словам, она "любила больше жизни"), а тут под руку попадается только-только сбежавший Нуреев. Мария в него влюбляется (а может быть, начинает эти отношения для того, чтобы уколоть Бруна), и вместе с ним едет в Копенгаген, где должно состояться ее совместное выступление с датчанином. Мария звонит ему и говорит: "тут есть кто-то, кто хочет с тобой познакомиться. Его зовут Рудольф Нуреев". Лучше б она этого не делала.
Танцовщики встречаются, и между ними вспыхивают чувства. Мария это замечает и начинает ревновать. Известен случай, когда однажды Нуреев не пришел к ней ночевать, а наутро явился на репетицию в театр вместе с Бруном. Толчиф тогда все поняла, закатила настоящий скандал на весь театр, и вся балетная труппа с любопытством наблюдала, как они бегают друг за другом. В итоге Мария, - дива, которая привыкла быть в центре внимания, и не привыкла, чтобы ей пренебрегали, - ничего не смогла поделать с этой однополой любовью и осталась не у дел.
6. Рудольф Нуреев - Эрик Брун - Марго Фонтейн - Тито Ариас - все остальные
Это был достаточно необычный многоугольник. Нуреев и Фонтейн были партнерами по сцене, но никогда не были любовниками. Точнее, любовь была, но платоническая. И они безмерно друг друга уважали. Впоследствии, когда Марго умирала, Нуреев сказал, что был обязан на ней жениться (впрочем, как-то в отношении Сильви Гиллем он также сказал, что это единственная женщина на земле, на которой он мог бы жениться). Эта был один из двух человек в его жизни (наряду с Бруном), к которым он не испытывал обычную животную страсть. Фонтейн же, в свою очередь, была замужем за панамским дипломатом Роберто (Тито) Ариасом, который изменял ей постоянно. Впрочем, и Нуреев, будучи в паре с Эриком Бруном, постоянно гулял на стороне. Ариас в итоге догулялся: было покушение, устроенное, по одной из версий, одним из обманутых мужей, и он оказался прикован к инвалидному креслу. Марго работала на износ, ухаживая за незадачливым мужем и оплачивая все счета. Когда денег не было, эти счета оплачивал Нуреев, известный, в принципе, своим скряжничеством. Итог жизни всех четверых печален: Ариас постепенно зачах в своем кресле, Брун и Фонтейн умерли от рака, Нуреев от СПИДа. Все это в промежутке 7 лет.
7. Танакиль Леклер - Джордж Баланчин - Сьюзан Фаррелл - Пол Мехайя
Баланчин, как известно, был человеком влюбчивым, и правил своим Нью-Йоркским балетом, как султан гаремом. У него постоянно были какие-то любовницы, музы, некоторые из них становились его женами. Самой последней и самой молодой музой стала Сьюзан Фаррелл. Разница в возрасте между ними составляла 41 год.
Влюбленность придавала ему невероятные творческие силы. В период с 1961 (год появления Сьюзан в труппе) по 1969 год он поставил для Фаррелл 59 балетов. Так, третий акт знаменитого балета "Драгоценности", - "Бриллианты", - ставился как раз для нее. Как и последний его выдающийся балет "Моцартиана".
Тем не менее, католичка Фаррелл не позволяла перерасти платоническим отношениям во что-то большее, и все ждала, когда Баланчин расстанется со своей женой, разбитой полиомиелитом бывшей балериной Танакиль Леклер. Этого не происходило. А потом Фаррелл возьми да и выйди замуж за артиста той же труппы Пола Мехайю. Узнав об этом, Баланчин стал притеснять обоих, и в итоге паре пришлось уйти из театра. В Америке их не принимал ни один театр - никто не хотел портить отношения с Баланчиным. 6 лет они танцевали в труппе Бежара, но в итоге вернулись в Америку.
Замужество Фаррелл иссушило сердце Баланчина. С 1969 по 1972 год он не создал ни одного выдающегося балета.
В 1975 году Фаррелл вернулась в Нью-Йорк, помирилась с Баланчиным и снова начала работать в театре. B то утро, когда в 1975 году Фаррелл впервые вновь пришла в класс к Баланчину, на урок явились даже те танцовщики, которые вышли на пенсию или по другой причине покинули театр: всем было любопытно посмотреть, как встретятся Баланчин и Фаррелл. На глазах у всей труппы Фаррелл и Баланчин впервые после разрыва встретились и нежно поцеловались. В итоге они примирились, и Баланчин передал права на многие свои балеты именно Фаррелл, которая по сей день ездит по миру и ставит их в разных театрах. Так, в 1998 году первые балеты Баланчина в России (Большой театр, "Моцартиана", "Сны о Японии") ставились именно ей.
Ах да, брак с Мехайей в итоге распался.
8. Сергей Филин - Анжелина Воронцова - Павел Дмитриченко
Об этой истории, наверное, многие из вас слышали. Сергей Филин, худрук балетной труппы БТ, как выяснил впоследствии суд, вовсю пользовался своим положением, давая продвижение некоторым балеринам лишь после определенных услуг. Была попытка "подката" и к Воронцовой, но та худруку отказала. В то время она сожительствовала с солистом БТ Павлом Дмитриченко, а Филин требовал от Воронцовой разрыва с последним, намекая на то, что только после этого в ее карьере начнется развитие. Вообще, поговаривают, что Филин обиделся на нее еще с того момента, когда он, будучи худруком МАМТа, звал туда Воронцову, а она выбрала Большой театр. И когда в 2011 году туда проследовал и Филин, ее положение резко ухудшилось. Ее сняли с парижских гастролей и стали реже давать сольные партии.
В итоге Дмитриченко, как установил суд, организовал нападение на Филина, во время которого исполнителем (Юрием Заруцким) его лицо было облито серной кислотой. Дмитриченко был приговорен к 6 годам колонии. Сейчас он на свободе, но карьере его конец. Воронцова - прима Михайловского театра, Филин - руководитель Молодежной программы балета БТ.
На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.
Читайте также:
Жизель - парижская куртизанка? Разбираемся.
Франция vs Россия: топ-5 красавиц французского балета