В русской литературе, пожалуй, больше мы не встретим такой преданной и непреходящей любви, какая была всю жизнь у Игоря-Северянина к Мирре Лохвицкой. Хотя они ни разу не встречались и не общались.
Итак, в августе 1905 Мирры Лохвицкой не стало. Кончине предшествовала болезнь, которую доктора опредедили, как туберкулез легких. Однако, тяжелые приступы удушья были, скорее вызваны душевным и психологическим состоянием поэтессы и матери большого семейства. В свои последние дни жизни она держалась исключительно на морфии, но долго так продолжаться не могло. Похоронили Мирру на Никольском кладбище Александро-Невской лавры С.-Петербурга. Литературовед Федор Фидлер в своих архивах укажет, что причиной смерти стала сердечная болезнь, и будет недалек от истины.
А что же Бальмонт, который, как мы знаем, явился причиной этого смертельного заболевания? После смерти Лохвицкой, он уже не будет говорить о ней, как о партнерше в его смелых любовных перфомансах, а только как о друге по перу, настоящем большом поэте, каким и была Мирра.
Новый роман. Измаил Лохвицкий-Жибер и Мирра Бальмонт
История Бальмонта и Лохвицкой, будучи сама по себе грандиозной мистификацией, не могла закончиться одномоментно.
Мы помним, что у Мирры Лохвицкой было пять сыновей.
Измаил Лохвицкий-Жибер (четвертый сын Мирры) выбрал карьеру военного, как и его знаменитый дядя Николай Александрович. Служил Измаил под командованием генерала барона Врангеля.
В начале двадцатых годов Измаил после исхода Русской армии генерала Врангеля из Крыма оказывается в Париже, где знакомится с дочерью Бальмонта Миррой!
Да-да, Константин Дмитриевич именем незабвенной Мирры назвал свою дочь уже от третьей жены. Своенравие и некоторая чудаковатость родителей - Бальмонта и Елены Цветковской (на фото оба - справа) передалась дочери по наследству. У Тэффи есть воспоминания про один интересный случай, связанный с Миррой Бальмонт.
"Как-то в детстве разделась она голая и залезла под стол, и никакими уговорами нельзя было её оттуда вытащить. Родители решили, что это, вероятно, какая-то болезнь, и позвали доктора. Доктор, внимательно посмотрев на Елену, спросил: «Вы, очевидно, её мать?» — «Да». — Ещё внимательнее на Бальмонта. «А вы отец?» — «М-м-м-да». — Доктор развёл руками. — «Ну так чего же вы от неё хотите?"
Так вот, Измаил Лохвицкий-Жибер становится страстным поклонником пятнадцатилетней Мирры Бальмонт. Между прочим, она тоже пишет стихи, которые даже иногда печатают в периодике. Ее псевдоним - Аглая Гамаюн - может быть связан с увлечением Блоком, но это только предположения. Измаил делает Мирре предложение руки и сердца, но....
Свадьбе не суждено состояться. Сегодня мы опять же можем только догадываться, что именно не позволило молодым людям стать мужем и женой. То ли сама Мирра отказала, то ли ее родители заартачились... Майской ночью 1924 года раздался роковой выстрел. Измаил застрелился. оставив предсмертное письме, адресованное Александру Ивановичу Куприну.
Почему Куприну? Куприн и Бальмонт если и не дружили, то часто общались в парижских кафе и ресторанчиках за бутылочкой-другой быстро пьянящего #бордо . В этом письме Измаил просил передать Мирре пакет, в котором были его #стихи , записки и портрет его матери.
Судьба Мирры Бальмонт тоже не была счастливой. Дважды побывав замужем, она умрет в 1970-м году, оставшись без ухода после серьезной автомобильной аварии, приковавшей ее к постели…
Восторженная любовь Короля поэтов
…Наш рассказ о Мирре Лохвицкой был бы неполным, если бы мы не сказали о тех чувствах к ней, которые всю жизнь переполняли Короля поэтов Игоря-Северянина.
Да, они никогда не виделись, не пересекались, не встречались. Но в 1905 году восемнадцатилетний Игорь Лотарев (тогда еще не имеющий своего «прогремевшего на всю Россию» псевдонима) уже хорошо знал творчество Мирры Лохвицкой, искренне сожалел о ее трагическом уходе и до конца своих дней оставался ей верен и благодарен за чистые пронзительные строки, называя ее своей учительницей!
Десятки великолепных северянинских поэз посвящены Мирре, в еще большем количестве стихотворений говорится о ней, как о королеве его мыслей и чувств. Больше того, Северянин придумал даже целую поэтическую страну во славу своего незабвенного кумира – страну Миррэлию! В этой стране всегда светит солнце, а жители ее сказочно счастливы.
Миррэлия – светлое царство,
Край ландышей и лебедей.
Где нет ни больных, ни лекарства,
Где люди не вроде людей.
Игорь Северянин абсолютно не обращал внимания на то, что подумают люди, и как оценят его невероятное обожание и преклонение перед Миррой.
Я Лохвицкую ставлю выше всех:
И Байрона, и Пушкина, и Данта.
Я сам блещу в лучах ее таланта,
Победно обезгрешившего Грех.
Тяжело переживал Северянин тот момент, что имя Мирры Лохвицкой было быстро забыто, как и место, где она захоронена.
Я посетил, глотая капли слез,
Убогую и грубую могилу,
Где спит она – она, царица грез...
И видел я – и мысль теряла силу...
Так вот где ты покоишься! и – как!
Что говорить о прахе величавом?
Где памятник на зависть всем державам?
Где лилии? Где розы? Где же мак?
Нет, где же мак? Что же мак не цветет?
Отчего нагибается крест?
Кто к тебе приходил? Кто придет?
О, дитя! О, невеста невест!
Отчего, отчего
от меня ты сокрыта?
Ведь никто... Никого...
Ни души... Позабыта...
Сегодня, благодаря стараниям внучатого племянника Мирры Лохвицкой – Николая Тимофеева-Пландовского, внука младшей из сестер Лохвицких Елены, #могила приведена в порядок, восстановлен #памятник – мощный гранитный #крест , на котором высечены строки и самой Мирры, и преданного ей Игоря Северянина.
Проводятся поэзо-вечера, большие #концерты , где звучат красивые #романсы на #стихи Мирры, выходят #сборники стихов и собрания сочинений «царицы русского стиха». Мирра Лохвицкая триумфально возвращается к российской читающей публике. И теперь уже можно уверенно говорить о том, что северянинское #предсказание сбывается:
Она мертва? Она воскреснет!
Она не может не ожить!
Она споет такие песни,
Что перестанет мир тужить!