Продолжение интервью Анны Ворониной с Машей Янковской – художницей, блогером и владелицей онлайн-школы рисования. В этом выпуске Маша расскажет про конкуренцию в искусстве, критику СМИ и православный активизм.
Художники и галеристы, с которыми я общалась, говорили мне, что сейчас в современном искусстве важна не столько техника, сколько идея. Как вы считаете, должно ли искусство быть провокационным?
Я придерживаюсь следующего мнения: есть концепция, есть реализация концепции и есть то, как это слеплено. Я считаю, что #искусство должно не буквами из текста разговаривать, которые куратор написал, оно должно напрямую вызывать какие-то чувства и эмоции. Искусство - это, в первую очередь, объект. И нельзя забывать о качестве этого объекта.
Если говорить о концептуальности - то я согласна, что все #современное искусство должно быть концептуальным. Просто изобразительное искусство - это уже не работает.
Говорят, что на творчестве многих художников отражаются различные этапы их жизни. Как ваш жизненный опыт отражается в картинах?
Отражается, но очень метафорически. Мой жизненный путь практически невозможно прочесть в картине. Вообще картина может работать со зрителем, как с отражением - то есть зритель видит свою историю. Что у человека сейчас на сердце, то и перед глазами.
Какого зрителя вы ждете на своих выставках?
Я рада любому зрителю. Я считаю, что талантливый #художник может сделать что-то красивое, но труднодоступное, то, что нужно объяснять. Искусство гениальное должно поражать всех. Не только высокоинтеллектуальных, но и неподготовленных зрителей. Я к этому стремлюсь.
Я сама не буду назвать себя гением, хотя Сальвадор Дали с самой молодости писал у себя дневниках: «я гений», и в итоге он стал признанным мэтром во всем мире. Поэтому почему бы и нет? Если я буду сама себе постоянно твердить: «я гений», то, наверное, я им стану
Вопрос по поводу вашей онлайн-школы. Есть ли смысл растить себе конкурентов?
В моей школе учат новичков – им преподают основы анатомии, рассказывают, как работать карандашом. Мы уже запустили порядка 7 потоков, а сама школа работает 3 года. У нас есть штаб преподавателей, которые делают проверку заданий, то есть я с учениками не контактирую напрямую.
Если говорить о моих копиях, то я абсолютно уверена, что за мной никто не сможет повторить. Потому что тот, кто будет хорошо слушать мои советы, пойдет своим путем.
Боитесь конкуренции?
Если честно, то нет. В мире много художников и мне кажется, что художник художнику вообще не конкурент, потому что у всех искусство-то разное.
Маша, вы читаете критику про свое творчество?
Критика бывает больше не про мои картины, а про мою личность. С конструктивной критикой картин я практически не сталкиваюсь, потому что технически они выполнены идеально. Да и вообще я редко сталкиваюсь с каким-то негативным опытом. Мне могли писать православные активисты, которые пугались икон с сигаретами и писали мне что-то из серии «гори в аду». Но это настолько смешно, что даже не обидно.
А вообще вы боялись задеть чувства верующих? Сейчас это актуальная тема…
Волков бояться - в лес не ходить. Если это из меня лезет, то я не могу себя заставить этого не делать. Я художник, и я так вижу.
Вообще, любой интеллигентный человек, который что-то понимает в искусстве, понимает, что искусство объективным быть не может, и художник всегда свободен в рамках художественного высказывания.
Искусство - это не показать действительность, а пропустить действительность через себя, показать свое эстетическое осмысление. Свобода самовыражения для художника — это первостепенно, и его в этом ни в коем случае нельзя ограничивать. Если художник будет постоянно думать о том, как бы никого не оскорбить, то он уже не сможет творить. Это будет не искусство, а #фейк.
В 18 и 19 веке были очень влиятельные критики, которые могли своими рецензиями художника либо убить, либо возвысить на Олимп. Сейчас есть такие люди, которые могут сделать имя любому художнику?
Сейчас все стало многограннее, и благодаря социальным сетям, информация из СМИ уже не такая авторитетная. И сами СМИ в период последних десятилетий немного себя дискредитировали тем, что публиковали много промо-материала. Если в 20 веке люди считали истиной то, что написано в газете, то сейчас мнений стало слишком много и описать истину стало невозможным.
Мария, какие у вас планы на будущее?
Мое #творчество плавно меняется, некоторые знаковые элементы исчезают. И если бросить невооруженный взгляд на все, то будет ощущение, что все похоже. Но на самом деле процесс изменений идет. С другой стороны, то, что все похоже, я считаю плюсом. Художники же идут разными путями. Пикассо, например, просто перескакивал с одного периода в другой.
Мой план – расти и развиваться, а дальше – посмотрим!