Найти тему
OperaHD. Новости

Как танцует Виолончель? - Потрясающе протяжно! Интервью Кэти Марстон хореографа балета "Виолончелистка"

Как оказалось Виолончелистка - единственная балетная премьера, которая успела состояться в Royal Opera House в этом сезоне. К счастью, она, как и полагается премьере, успела получить и все причитающиеся премьере атрибуты: восторженные рецензии критиков, бурные аплодисменты зрителей, и в адрес хореографа, Кэти Марстон, и в адрес исполнителей: главные партии в балете исполнили Лорен Катберсон (Жаклин дю Пре), Мэтью Болл (Даниэль Баренбойм) и Марселино Самбе (виолончель).
С 29 мая Royal Opera House открывает доступ к записи балета на своем канале в youtube и новый спектакль Королевского балета можно будет увидеть онлайн в течение 4х следующих недель.
Кэти Марстон впервые сотрудничает в таком масштабе с Королевским балетом, но и начинающим хореографом ее уже не назовешь. Она автор уже более десятка балетов, многие из которых поставлены по литературным произведениям: "Джейн Эйр", "Опасные связи", "Виктория", "Миссис Робинсон" и др.

Кэти Марстон © Clare Park.
Кэти Марстон © Clare Park.

Д.П.: Балет Виолончелистка - о Жаклин дю Пре, это биографический балет?

К.М.: Он называется Виолончелистка, и это намеренный шаг в сторону. Этот балет не о частной жизни Жаклин дю Пре: я вовсе не желаю заходить на эту территорию. На чем мне особенно хотелось сконцентрироваться - это на отношении Джеки к ее виолончели, таким образом это скорее история любви, любви и утраты между ней и ее объектом любви - ее инструментом, ее голосом, ее индивидуальностью. Она - молодая женщина, обнаружившая в себе огромный талант, влюбляющаяся в него и потом его теряющая. И мне интересно влияние, которое оказывает на нее и людей, бывших с ней рядом, ее муж, Даниэль Баренбойм.

Каким же образом вы показываете это влияние?

Я воображаю как неодушевленный предмет может содержать эмоцию - нечто что заставляет чувствовать и рождает любовь. Виолончель к тому же очень похоже на человека, с точки зрения формы и звука во всяком случае. Она - ее друг и товарищ и она с ней рядом большую часть ее времени. Она путешествует вместе с ней и даже в самолет покупает для нее специальное место. На сцене, кстати, нет настоящей виолончели - у нас она - человек: Марселино Самбе или Калвин Ричардсон.

Мэтью Болл, Марселино Самбе и Лорен Катберсон на репетиции балета "Виолончелистка", © Gavin Smart.
Мэтью Болл, Марселино Самбе и Лорен Катберсон на репетиции балета "Виолончелистка", © Gavin Smart.

Идея эта родилась у меня, когда я ставила Опасные связи для Датского Королевского балета. Там есть момент, когда Сесиль берет уроки музыки, и мне не хотелось использовать имитацию музыкального инструмента, и я попросила одного из танцовщиков стать виолончелью и он это выполнил. И получилось очень выразительно, для короткого высказывания. И я подумала, что неплохо было бы сделать целый Виолончель-балет, о том, что изначально не было бы любовью между мужчиной и женщиной. Сестра мне напомнила о Жаклин дю Пре. (У нашей мамы также был РС - рассеянный склероз, - как у Джеки, но балет я стала ставить вовсе не по этой причине).

И как же тело человека становится виолончелью?

Танцовщик - это инструмент, он олицетворяет музыку, и в каком то смысле даже судьбу. Он - вне времени, антиквариат, но он ведет молодую девушку. Он та сила музыки, которая соединяет вместе Джеки и Даниэля Баренбойма. Он знает, что такое любовь, потому что он познал ее до этого момента, с другими музыкантами, и он точно знает, что это неповторимо.

А в музыке - вы используете ее записи?

Нет, хотя нам было очень важно иметь в балете некоторые записи из ее репертуара в узнаваемом виде, а не в закодированных цитатах. Именно поэтому я попросила Филипа Фини (с ним мы еще работали вместе над Джейн Эйр) включить несколько отрывков в созданную им музыку. Но что же делать, например, с целым концертом для виолончели Элгара, который так тесно связан с ее именем в наших воспоминаниях? Мы закончили писать музыку всего лишь прошлым летом, так и не включив в нее Элгара, но потом, я изменила свое решение. Мой внутренний голос подсказывал, что мы обязательно должны включить и его, и обязательно с Баренбоймом, дирижирующим ею и оркестром - хотя на самом деле сделать он этого не успел, но дал мне на такую интерпретацию свое согласие. Филип великодушно согласился переписать музыку, но из-за этого мы нарушили все дедлайны.

Марселино Самбе, Мэтью Болл  и Лорен Катберсон в балете "Виолончелистка", © Bill Cooper
Марселино Самбе, Мэтью Болл и Лорен Катберсон в балете "Виолончелистка", © Bill Cooper

Как вы представляете в спектакле РС, с которым она боролась 14 лет до своей смерти в 1987 году?

Я много разговаривала с людьми, у которых был рассеянный склероз, в том числе и с моей мамой, и самой страшной вещью, о которой они рассказывали это было полное непонимание того, что происходит с их телом, до того им поставили диагноз. Давление на Джеки было огромным и в какой то момент она все бросила и вернулась к своей семье, как в убежище. Я не передаю подробности частной жизни, за исключением того момента, когда она вынуждена была предстать перед консилиумом докторов (я представила их как круг), в тот момент, когда симптомы то появлялись, то снова пропадали. Танец кордебалета выражает то, что она физически чувствует в тот момент. И я решила не выкатывать инвалидную коляску на сцену, а нести ее, и она вспоминает свою молодость в тот момент - и виолончель, конечно же.

А как устроены декорации?

Сценограф спектакля - Хильдегард Бехтлер, и он нашел фотографии виолончели изнутри, и они поразили нас обоих. Я хотела декорации, которые не были бы реалистичными, но все же вызвали бы представление о зрительном зале, открытых пространствах, и даже спальне, навевали бы воспоминания. Это очень женственные формы. Костюмы создал Брегье ван Бален, бывший танцовщик NDT, и он точно знает, какие костюмы нужны для хореографии, не уделяя пристального внимания детальному прорисовыванию самих костюмов.

Марселино Самбе и Лорен Катберсон на репетиции балета "Виолончелистка",. © Gavin Smart.
Марселино Самбе и Лорен Катберсон на репетиции балета "Виолончелистка",. © Gavin Smart.

Создавая балет, работали ли вы с драматургом?

Да это, и это был Эдвард Кэмп, с которым я работала уже по меньшей мере раз двенадцать [Он руководитель Королевской Академии Драматического искусства (RADA), писатель, режиссер, переводчик и драматург, конечно].

У каждого свой взгляд на историю Жаклин дю Пре, и я уверена, у многих ее портрет, созданный нами вызовет смешанные чувства. Балет обязан быть праздником, даже если в нем повествуется о трагической истории. Она продолжает вдохновлять людей, оживать в их памяти, когда они слушают ее записи или смотрят документальные фильмы о ней.

Как публика воспринимает ваши балеты?

Дело в том, что американские критики не знают, куда меня поместить в своей классификации. Они все время хотят пририсовать мне какую-нибудь родословную, где у меня корни: Аштон, МакМиллан, Пина Бауш, Матс Эк? Но на самом деле во мне нет их влияния. Я не танцевала в их балетах. На меня в той же степени повлиял и театр, и литература, а, возможно, даже больше, чем кто-либо из хореографов.

Марселино Самбе и Лорен Катберсон в балете "Виолончелистка",. © Bill Cooper.
Марселино Самбе и Лорен Катберсон в балете "Виолончелистка",. © Bill Cooper.

Отрывок интервью Дженн Пэрри журналу DanceTabs.
Источник: https://dancetabs.com/2020/02/cathy-marston-on-the-cellist-mrs-robinson-new-works-for-the-royal-ballet-san-francisco-ballet/