Накануне Российская газета опубликовала статью Николая Долгополова, члена российского Исполкома Федерации фигурного катания на коньках.
«Еще никогда в ХХI веке к фигуристам не относились с таким обожанием»
- такой подзаголовок вдохновил продолжить чтение и даже пробудил надежду - неужели в ФФКР, наконец-то, озаботились имиджем наших спортсменов и решили сделать то, что давно уже ожидают от этой организации все любители фигурного катания? А именно - рассказать о наших спортсменах без негатива, без противопоставления одних и других, в общем - как делают все национальные федерации, продвигая свой вид спорта.
«Пишу о фигурном катании с 1975 года, поэтому и могу твердо констатировать: никогда народная любовь к фигурному катанию не поднималась на сегодняшние заоблачные высоты»
Звучит многообещающе, не правда ли? Почти полвека в мире ФК! Посмотрим, о чем пойдет речь дальше.
А дальше стало казаться, что у меня двоится в глазах, ведь небольшая по объему статья, щедро сдобрена 39 фотографиями лишь одной фигуристки. Интересный момент! А правда ли здесь речь идет о «небывалом интересе к фигурному катанию?».
«Еще в декабре Загитова объявила о приостановке карьеры. Термин не очень популярный. Это как? Оказывается, продолжать тренировки, участвовать в шоу, но не в соревнованиях. Решение было верным. Уставшей и тогда 17-летней Алине было не обыграть на чемпионате России мчащуюся тройку других, более юных учениц их общего тренера Этери Тутберидзе: Алену Косторную, Анну Щербакову и Сашу Трусову. А что сейчас? Обыграет? Дипломатично отвечу так: для фигурного катания Алина Ильназовна Загитова, родившаяся 18 мая 2002 года в Ижевске, сделала столько, что заслуживает чести оставаться в сборной... ...А в сборной ей, олимпийской победительнице, должно оставаться живым примером при любых условиях до 2022 года, когда (и если) грянет Олимпиада в Пекине».
Читателям прямым текстом поясняют, что как бы ни старались российские фигуристки, тренируясь сутками и борясь за самые высокие места на международных соревнованиях, на государственном обеспечении как минимум до Олимпиады в Пекине будет Алина Загитова. Вместо 6 лучших спортсменок по итогам каждого сезона, поддержку от Федерации получат всего лишь 5. И это в то время, когда конкуренция в женском одиночном фигурном катании вышла на какой-то космический уровень.
Это не единственная странность в рассуждениях Николая Долгополова.
«С Евгенией Медведевой все несколько иначе. Она сама поставила себе сверхзадачу, уехав от взрастившей ее Тутберидзе к канадцу Орсеру. Почему-то лезут в голову слова Евгения Трофимова, первого тренера великой прыгуньи с шестом, ушедшей на время к другому наставнику: «Исинбаеву может тренировать и водопроводчик». Пока зримых, практических дивидендов в виде высоких занятых мест Евгении Медведевой это не принесло».
Хотелось бы напомнить факты (хотя они известны всем любителям фигурного катания и находятся в открытом доступе - но вот парадокс, ускользнули от внимания члена Федерации): Евгения Медведева является действующим бронзовым призером Чемпионата мира. В сезоне 2019/2020 спортсменка заняла второе место на этапе Гран-При в Москве, а также выиграла турнир Шанхай-Трофи, стала второй на турнире Autumn Classic International в Канаде. В рейтинге ISU по итогам сезона у Медведевой 6 место по лучшему личному результату (так называемый «бест»). Впереди: Трусова, Щербакова, Косторная, Кихира и Валиева. То есть, Медведева - четвертая среди российских спортсменок, выступающих на взрослом уровне.
Идем дальше:
«Непонятной для многих стала история на декабрьском, отборочном к чемпионату Европы, чемпионате России, когда неудачно прокатавшая короткую программу Женя снялась с соревнований из-за неполадок с ботинками».
«Непонятна» эта история, похоже, исключительно для г-на Долгополова. Люди, профессионально занимавшиеся и занимающиеся этим прекрасным видом спорта, прекрасно понимают, чем может грозить выступление в сломанном ботинке. Вот всего лишь несколько цитат:
«По моему опыту, очень немногие возят с собой несколько пар, - написала в своём микроблоге в Twitter американская фигуристка Эшли Вагнер. - Кроме того, в новых, ещё не "раскатанных" ботинках очень трудно выступать, а для того, чтобы выполнять сложные элементы и прыжки, они должны быть уже достаточно "разбитыми". А ещё можно травмироваться, поскольку кожа очень жёсткая, и физически тяжело органично двигаться привычным образом перед исполнением прыжков».
Двукратный олимпийский чемпион Евгений Плющенко признался, что:
«новые ботинки обкатывал два месяца и не мог обкатать, ноги в мясо стирал».
И для него подобное было настоящей катастрофой.
«То, что Женя показала в короткой программе на действительно сломанном ботинке, — это уже маленький подвиг. Для фигуриста ботинки — это 90% успеха. К сожалению, это сложно для замены, практически невозможно, тем более когда такой спорт высших достижений», - прокомментировал чемпион мира, призер Олимпийских игр Илья Авербух.
«Сама Медведева объяснила, что понять это могут только фигуристы. Хотя казалось, что даже тренер Орсер не совсем в курсе случившегося».
Очень хочется понять, зачем автор дезинформирует читателя? Все, кто следил за турниром, видели (читали), что тренер Медведевой - Брайан Орсер - принимал активное участие в поиске подходящих ботинок, лично заматывал сломанный ботинок Медведевой перед прокатами, но при этом «был не в курсе»?
Далее автор вскользь упоминает наше молодое поколение, где мы обнаруживаем прекрасное:
«Не выполняя четверных, Женя заранее уступает немало баллов Александре Трусовой и Ане Щербаковой. Но ведь и обыгрывавшая их весь год Косторная тоже не мастер четверных».
Только мне в этой цитате видится противоречие? И даже как-то веет уже ставшей притчей во языцех фразой пресс-секретаря ФФКР про «не хватавшую звезд с неба» чемпионку Европы Софью Самодурову.
Досталось от члена Исполкома Федерации и нашей юной звездочке, на которую многие болельщики возлагали большие надежды в прошлом сезоне - Александре Трусовой.
«Наверняка поиск причин неудач и недовольство собой переросли в упреки тренеру и подтолкнули Александру Трусову, еще одну волшебную девочку-фигуристку, к переходу от Этери Тутберидзе к Евгению Плющенко. Тут она действовала словно под ту же копирку, что и Евгения Медведева. О решении спортсменки ее прежняя команда узнала от родителей Трусовой».
Совершенно непонятно, что г-н Долгополов называет «копиркой». Разве что сам факт ухода ученицы от тренера, но, как всем известно, смены тренера - явления в спорте весьма распространенное. Более того, этими словами г-н Долгополов фактически обвиняет во лжи г-на Лайшева, директора школы Самбо-70, который по факту обнародования ухода Саши Трусовой заявил следующее:
«Единственный раз, когда переход был согласован надлежащим образом, это переход Евгении Медведевой»
Получается, что г-н Долгополов либо пытается ввести в заблуждение читателей, либо полностью не в курсе обстоятельств перехода как Евгении, так и Александры.
Вторая половина статьи и вовсе полностью в минорном ключе.
«А вот международный календарь, утвержденный Международным союзом конькобежцев (ИСУ), превратился из маслом написанной и манящей картины в скромный карандашный набросок... ...Однако, если честно признаться, не совсем понятно, как спортсмены смогут подготовиться к выходу на лед? Ведь катки всего мира находятся на «замке», ну какие тут могут быть тренировки. Да и эпидемиологическая обстановка не дает особых поводов для оптимизма... ...И еще проблема. Почти избежавший атаки коронавируса Будапешт готов провести этап юниорской серии точно по расписанию - 9-12 сентября. Но разве не опасно принимать спортсменов из тех стран, где эпидемия пока бушует?»
Ну что ж! Еще одна надежда на изменения в методах работы Федерации фигурного катания в публичном поле развеялась, как дым. Более того, после прочтения статьи возникает стойкое ощущение, что руководство ФФКР уже не надеется, что новый сезон состоится в полном объеме. Несмотря на вполне бравурное завершение статьи:
«И все же есть надежда, что к январскому чемпионату Европы в хорватском Загребе Старый Свет выиграет битву с COVID-19. А к мировому мартовскому юбилейному 110-му первенству в Стокгольме все уляжется и на пяти континентах. И тогда мы снова увидим любимых фигуристов»
- от нее веет полной безнадегой. И дело вовсе не в туманных перспективах сезона, а в старорежимных взглядах, закостенелости. непрофессионализме и нелюбви руководства ФФКР к своим спортсменам.