День Святой Троицы в монастыре Спаса Нерукотворного; ровным светом горят свечи, торжественно поет братский хор, многочисленные богомольцы сосредоточены на молитве: многие причащаются. Сегодня – день рождения святой Церкви - неслыханного общества в истории человечества, объединенного духом любви и благочестия, общества будущих граждан Царства Небесного. Каждый монастырь, каждый церковный приход – это врата в райские обители, малая семья со своими традициями, со своими бедами и радостями. Обитель в селе Клыково существует двадцать лет, и, по молитвам матушки Сепфоры, под руководством игумена Михаила, ответственно и благочестиво совершает свое служение. Монастырь очень молод, а между тем известно, что литургия на этом месте совершалась свыше 250 лет, и в свое время здесь стоял деревянный храм в честь святителя Николая Мирликийского. В праздник Святой Троицы уместно вспомнить имена тех пастырей, которые несли свое служение на приходе села Клыково. Сведения о них погребены в недрах государственных архивов, впереди предстоит кропотливая исследовательская работа по выявлению имен, но кое-что мы уже знаем.
Первые пастыри.
Во времена правления дочери Петра Великого – императрицы Елизаветы Петровны, в 1757 году, упоминается клыковский священник Алексий Козьмин. Большую любовь и уважение паствы стяжал священник Иоанн Лавров, который создал при храме Спаса Нерукотворного церковно-приходскую школу – одну из лучших в Козельском уезде. Добрый пастырь нес свое служение в течение 1884-1888 года и был погребен близ церкви при большом стечении народа. Дело отца Иоанна достойно продолжил его зять – священник Алексий Сахаров, который, к сожалению, прожил очень недолгую жизнь. Рост благосостояния прихода, улучшение воспитательной работы пришлись на период настоятельства протоиерея Феодора Глаголевского. Поначалу он служил в селе Калужка, где пребывал чудотворный образ Калужской Божией Матери, а в 1893 году был назначен на приход села Клыково. Отец Феодор благочестиво и трудолюбиво исполнял свой пастырский долг свыше двадцати лет, и неоднократно удостаивался наград от епархиального руководства. Деревянный дом священника пережил лихолетье безбожной власти и стоял близ церкви Спаса Нерукотворного вплоть до 2001 года. Сейчас на месте дома отца Феодора располагается братская трапезная монастыря. Могила отца Феодора – единственное сохранившееся захоронение дореволюционного времени.
Годы гонений.
В 20-е годы XX века Клыковский приход промыслительно становится ядром монашеской общины: после закрытия Оптиной пустыни здесь живет небольшая группа иноков и служит иеромонах Пантелеймон (Шибанов). В 1937 году отец Пантелеймон был казнен безбожниками, а Спасский храм был закрыт, разграблен и изуродован.
Возрождение.
Восстановителем дома Божия после страшного периода разорения явился также монах – игумен Петр (Барабан) (1915 – 2001 гг.). Память о нем свежа и поныне – батюшку глубоко почитают верующие жители Козельска. На долю отца Петра выпало много скорбных испытаний. Годы заключения и ссылки сделали его осторожным в обращении с людьми, но не истребили главного – любви и внимания ко всем нуждающимся и обремененным. Он отличался высоким молитвенным настроем, к службе в храме был строг и требователен, но в общении с людьми ощущалась неподдельная доброта.
В января 1993 года приход был преобразован в подворье где отец Петр был назначен старостой, где он организовал в Клыково монашескую общину из молодежи: они и взяли на себя большую часть ремонтных и восстановительных работ в Спасском храме. Именно отец Петр особым трудолюбием выделял послушника Сергия Семёнова (игумена Михаила), которого назначали казначеем подворья, а 1995 году рукоположили в иеромонахи и назначили настоятелем. В 2001 году иеромонах Михаил (Семёнов) был возведен в сан игумена, а подворье было преобразовано в монастырь Спаса Нерукотворного пустынь, где игумен Михаил (Семёнов) стал наместником монастыря. Этим же годом игумен Петр, почив от трудов праведных, упокоился на монастырском кладбище в Оптиной пустыни.
Жизнь продолжается. Некогда приходской храм, где служили священники нескольких поколений, стал монастырским собором. По-прежнему здесь ярко горят свечи, по-прежнему священники совершают Бескровную Жертву, по-прежнему стройно и возвышенно поет церковный хор; по-прежнему люди спешат в церковь, неся свои беды и радости. Исполнились слова Господа: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).