Приветствую пытливый ум прокрастинатора! Сегодня у нас по плану разбор цепочек по теме "Алкины", потому что без алкинов, как, собственно, и без остальных классов органических соединений, на ЕГЭ делать нечего, но это не беда, так как быстро и в предельно сжатой, но достаточной форме, эту тему можно освоить за минут 40.
Перед нами будут представлены 2 цепочки, которые, в принципе, основные свойства реакций алкинов на ЕГЭ очень хорошо демонстрируют. В конце статьи будет фотография со всеми (или практически всеми) свойствами алкинов, которые Вы можете встретить на экзамене.
Пиролиз метана протекает при высокой температуре и ведёт к образованию ацетилена. При данной температуре ацетилен термодинамически неустойчив, поэтому реакцию проводят очень быстро.
Далее у нас протекает реакция димеризации ацетилена с образованием винилацетилена. Процесс идёт через образование промежуточного соединения с медью.
Здесь мы каталитически гидрируем наш винилацетилен избытком водорода с образованием бутана, который, каталитически окисляясь кислородом, превращается в уксусную кислоту.
Ну и из всех реакций эта, пожалуй, самая простая. Здесь обычное взаимодействие уксусной кислоты (выступает в качестве акцептора) и аммиака (выступает в качестве донора электронной пары) по донорно-акцепторному механизму с образованием ацетата аммония.
Первая реакция протекает с образованием осадка хлорида серебра и пропина. Далее идёт взаимодействие C3H4 с бромоводородом по правилу Марковникова с образованием 2,2-дибромпропана. Процесс протекает через стадию образования алкена.
Реакция элиминирования протекает по правилу Зайцева. В данном случае мы опять возвращаемся к пропину).
Взаимодействие алкинов (кроме ацетилена) с водой протекает также по правилу Марковникова с образованием кетона.
Ну и каталитическое восстановление кетона водородом даст нам вторичный спирт.
До ЕГЭ осталось совсем немного, поэтому уже точно пора начать готовиться, если Вы, конечно, являетесь той частью аудитории, для которой я стараюсь).