Найти тему

Христианство: Смыслы и Грёзы. Раздел 1. Глава 3.

Раздел 1.

История: смыслы, ожидания и манипуляции

«Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет,

не останется памяти у тех, которые будут после.»

Книга Екклесиаста Глава 1

Глава 3

История должна быть тем инструментом, посредством которого мы понимаем то, что было, что есть и что будет. Факты – это не история, это знание событий, а точнее – знание о том, что некие события были. Факты не история – это хронология событий. А понимание того что было – это осознание того что было в соотнесении с тем, что было ранее и было позднее, в смысловой связке. У исторических событий есть смысл только в контексте других событий, иногда далеко отстоящих друг от друга во времени и в пространстве.

Факт сам по себе часто ничего не значит - важен контекст: причины, последствия и интерпретация события, отраженного в факте. От интерпретации событий или фактов (реальных или нет для истории не всегда важно, и это сама по себе интересная и примечательная позиция исторической науки), часто зависят их последствия, а последствия могут, и очень часто влияют на интерпретацию вызвавших их или предшествовавших им событий или фактов, то есть: следствия влияют на восприятие и объяснение самой причины, и даже на ее подмену – частичную или полную. Да, в истории такое возможно и иногда вполне оправдано: некоторые события яснее видны издалека, по прошествии времени, но в истории возможно и другое: реальные события далекого, или не очень, прошлого, подменятся полностью или частично другими событиями - которых не было. Настоящее остается неизменным – вот оно, смотрите! А причины, его вызвавшие - уже другие. И настоящее уже трактуется и интерпретируется по-другому - в контексте подмененных событий прошлого.

При рассмотрении исторических событий очень часто в тени изначально остается источник, реальная причина самого исходного, начального события, отраженного и зафиксированного в историческом факте, причина, которая и могла бы определить если не единственно возможную интерпретацию исходного события, то, по крайней мере, какие-то рамки его интерпретации, тем самым сделав более определенными и прогнозируемыми последствия события, если не исключив, то минимизировав их последующее влияние на причину и соответственно на подмену исходного факта или его части. Тем самым разрывается реальная причинно-следственная цепочка событий, разрывается в каком-то месте исторический контекст: событие или факт берутся сами по себе, обособленно, без реальной предыстории (или с выдуманной предысторией, что еще хуже), и далее самому этому событию (факту), да и всем дальнейшим событиям, уже можно придать какой-то иной смысл, иную направленность, и все будет идти вполне последовательно и логично, но смыслы уже будут другие. Возьмем, для примера, совсем недавнее и очень известное: Великую Отечественную (Вторую мировую) войну, а точнее - за исходную точку возьмем ее окончание и начало Нюрнбергского процесса в ноябре 1945 года. С этого момента можно развивать историю по многим направлениям:

Англия, США, СССР, Франция в равной мере принимали участие в войне и победе над фашизмом.

СССР спровоцировал войну, а США её выиграли, остальные лишь помогали;

Германия развязала войну, а США выиграли войну и спасли всех остальных, в том числе и СССР, от фашизма;

СССР затеял войну и чуть не погиб в этой войне, и остался жить только благодаря США и немного Англии;

СССР выиграл войну, а все остальные - США, Англия, и совсем немного Франция, - лишь помогали с большим опозданием (а больше вредили – и это тоже правда), и помогали только ради последующего участия в послевоенном переделе мира.

Франция спасла Европу и СССР с помощью США и Англии.

… и т.д.

Как говорится – выбирай на вкус! А если брать за исходную точку лето 1939 года, то получится уже совсем другое. И это при вполне объективном, фактологическом рассмотрении, просто факты и события надо подбирать, компоновать и интерпретировать соответственно поставленным целям и задачам, что, в общем, сейчас и пытаются сделать западные страны, только значительно грубее: насильственно внедряя через телевидение, интернет, СМИ заведомо ложные факты и такие же события и комментарии, издавая соответствующие учебники, книги и пособия. Что уж говорить о событиях многовековой, практически непроницаемой давности: взял за исходную точку начало нашей эры (а точнее окрестив это так, а ещё и Рождеством Христовым) и, ссылаясь на Откровение Божие, приуроченное к этой дате, можно плести что угодно и в любых вариантах и количествах. История, в конечном итоге, зависит от задач, фантазии и возможностей ее творящих, в данном случае – измышляющих.

Здесь прослеживается некоторая аналогия с обратной силой (или ретроспективностью) закона в юриспруденции - действием закона или другой нормы права в отношении событий, которые имели место до вступления закона в силу. В юриспруденции применение обратной силы закона как правило запрещены, за исключением случаев, когда закон устраняет или смягчает ответственность за ранее совершённое преступление, правонарушение и т.д. Обратная сила закона, как правило, применяется в отношениях между государством и гражданами в интересах граждан – например, повысили пенсию задним числом. Обобщая, можно сказать так: последующие события (факты) не должны влиять на предыдущие, их вызвавшие, или же с ними связанные, тем более изменять (или подменять) их. История, к сожалению, грешит обратным: исходя из сегодняшних событий (например, политической ситуации) могут меняться события (факты) прошлого - иногда очень далекого, иногда совсем недавнего, а равно и их интерпретации. Или рассматриваются тщательно просеянные и отобранные факты, соотнесенные с определенной исходной точкой отсчета, и из этого базового набора строится определенная историческая версия, то есть вполне себе искусственно создается исторический контекст.

Так и менялась, трансформировалась мировая история, в том числе и история христианства на всем своем протяжении, и по мере глобализации мира менялась и трансформировалась в глобальном масштабе, и мы сегодня имеем этот глобальный «исторический трансформат», и беда еще в том, что этот «исторический трансформат» вызывает недоверие ко всему, что он содержит и к чему прикасается, и даже Истина и Откровение, содержащиеся в нем, уже не являются таковыми.