Часть первая.
Часть вторая.
Итак, в 1331 г. Робер III в очередной раз обращается в королевский суд, требуя передачи ему столь желанного графства Артуа, которое теперь отошло внучке Маго Жанне II (салический закон снова забыт). Но в этот раз Робер приносит с собой некие документы, которые полностью подтверждают его исключительное право на эту землю. И все бы ничего, но в процессе разбирательства внезапно выяснилось, что документы поддельные. Скоро нашли и автора сего творения. Им оказалась широко известная в узких кругах фальсификаторша Жанна Дивион, имевшая свои счеты к покойной тетке Робера. Другой сообщницей была Беатриса д'Ирсон, ранее бывшая придворной дамой графини Маго. Началось расследование. Нашлись и другие соучастники. Понимая, что дело плохо и не дожидаясь новой посадки в тюрьму (или еще чего похуже), Робер бежал из Парижа.
В итоге суд над несостоявшимся графом д'Артуа произошел заочно. Подсудимый был лишен всех титулов и владений и изгнан из королевства. Следующие пару лет Робер скитался по родичам в поисках приюта: никто не хотел принимать у себя подобного отщепенца. Попутно, судя по всему, он предпринимал попытки организовать убийства своих недоброжелателей, в первую очередь герцога Бургундского Эда, за которым замужем была нынешняя владелица Артуа. В свою очередь король Филипп VI начал сажать родственников Робера (жену, кстати, заключили в знаменитый замок Шато-Гайар). Жанну Дивион в конце концов вообще сожгли на костре. Наконец в 1334 г. "герой" вспоминает, что у него же есть четвероюродный племянник Эдуард. Который совершенно случайно является английским королем. В голове Робера Артуа рождается не в меру хитрый план.
Король Эдуард своего дядю хорошо принял и сразу пожаловал ему графство Ричмонд. В принципе, этого уже было достаточно, чтоб спокойно дожить остаток жизни в Англии, но Робер приехал совершенно не за этим. Пользуясь случаем, он начал активно капать королю на мозги на тему его прав на французскую корону: ну, несправедливо же, что Эдуард, будучи прямым потомком Филиппа IV, был обойден в пользу Филиппа Валуа. Ему отказали, ссылаясь на салический закон? Но, ведь, мы уже сами видели ранее, что про этот закон забывают всякий раз, когда хотят - вон его самого, Робера обделили именно по такому принципу. Причем несколько раз подряд! Это прецедент. А средневековое право - исключительно прецедентное.
Если бы Эдуард III внял этим доводам, началась бы очередная маленькая (и опционально) победоносная война между Англией и Францией, в ходе которой имелись неплохие шансы оттяпать наконец себе это треклятое Артуа. В худшем случае Робер бы просто насолил французской короне. Каким-то образом слухи об этой подрывной деятельности дошли до французского двора, т.ч. смутьян был объявлен врагом Франции, что однако уже никак не могло ему повредить.
Наконец в 1337 г. английский король решает рискнуть, объявляет войну "Филиппу Валуа, управляющему сейчас вместо короля" и включает в свой герб французские лилии. И продолжает сидеть в Англии сложа руки! Тогда
его высочество Робер, граф Ричмонд идет на охоту, ловит цаплю, жарит ее и заявляется с ней на королевский обед, где громко объявляет, что как цапля - самая трусливая птица, ее следует поднести самому трусливому королю. Расчет был, на самом деле, очень тонкий, у Эдуарда было всего два выхода: либо Робера наказать за дерзость, но таким образом признать, что оскорбление относилось к нему и, следовательно, он - трус, либо как-то проявить свою решимость, но никого не наказывать. Ведь если он не трус, значит, эта цапля предназначена не ему, и его честь не задета. Эдуард выбирает второй вариант и клянется, что немедленно перестанет прохлаждаться и перейдет к активным действиям. Цаплю потом предлагали еще нескольким рыцарям, но все предпочли дать какую-нибудь клятву. Между прочим, выражение "Клянусь цаплей", которое встречается в третьем ведьмаке, пошло именно отсюда.
Английская армия начинает сборы и в 1340 г. начинаются уже настоящие боевые действия. Робер отправляется на войну вместе с Эдуардом и становится свидетелем довольно успешного начала развязанной им войны. Вот теперь-то он отыграется за все свои обиды! Будучи человеком известным и повидавшим не одну кампанию еще на службе у французской короны, он был назначен одним из командующих английскими войсками в Бретани. Там он довольно успешно воюет... примерно четыре месяца. После чего в октябре 1342 г. в возрасте пятидесяти пяти лет неожиданно умирает от ранений, полученных в какой-то мелкой стычке. Его пытались спасти и еще живого перевезли в Лондон, но в Лондоне он и умер. Робер III д'Артуа был похоронен в соборе святого Павла, который сгорел во время Лондонского пожара 1666 г.
Так и окончилась ничем жизнь, целиком проведенная в борьбе за графство Артуа. А вот устроенная Робером "маленькая война" в сумме продлилась 116 лет и вошла в историю как Столетняя.
Алсо, подробно всю эту эпопею описывает серия романов Мориса Дрюона "Проклятые короли". Там, конечно, много домыслов и имеется n-ое количество прямых неточностей (например, Робер гибнет несколько раньше, чем было в реальности), но, тем не менее, книги весьма интересные. Такие дела.
Либо можно на карту ВТБ: 5368 2902 5087 3082