Эти книги не проходят в школе. Их авторам (как правило) не вручали литературные премии. Сама жизнь этих писателей поразительно похожа на их же тексты, полные алкоголя, насилия, секса и запрещенных веществ.
Но, каким-то невероятным образом, эти произведения вошли в культурный код нескольких поколений, а серьезные режиссеры и писатели нет-нет да и черпают в них вдохновение.
Контркультура – специфический вид субкультуры, отрицающий ценности и противопоставляющий себя парадигме доминирующей культуры.
Мы отобрали 11 книг, начиная с 30-х годов XX века, которые во время своего выхода считались скандальными и противоречивыми, однако сейчас их проходят на занятиях студенты-филологи.
«Тропик рака» (1934), Генри Миллер
Первая изданная книга автора, сразу же получившая огромную популярность и заодно вытащившая его из полной нищеты.
Скандальную известность, а так же запрет на продажу в Англии и США вплоть до 1960 года, роман заслужил благодаря откровенному и выразительному изображению секса.
Нельзя сказать, что эта тема была основной для Миллера. Лейтмотивом всей трилогии (помимо «Тропика Рака» туда вошли «Черная весна» и «Тропик Козерога») является судьба простого человека, стремящегося стать писателем, в мире после Первой Мировой Войны.
Действие в романе начинается в конце 20-х годов, и описывает жизнь Генри Миллера в Нью-Йорке, а затем в Париже. Ловко тасуя автобиографические и вымышленные эпизоды, Миллер то живописует впечатливший его Париж, то ссылается на реальных людей и события, то ударяется в «поток сознания», сдобренный алкогольными парами. А то в красочных деталях рассказывает о сексуальном опыте главного героя.
Изданию книги весьма поспособствовала Анаис Нин (она же написала предисловие) — любовница Миллера, известная эротическими романами и откровенными дневниковыми записями, которые вела с одиннадцати лет и до самой смерти.
Ей так же принадлежит экранизированный в 1990 году роман «Генри и Джун» о любовной связи с Миллером и его женой.
«Богоматерь цветов» (1944), Жан Жене
Говоря о контркультурной прозе, произведения Жана Жене чаще всего обходят стороной.
Но, судите сами: работа над романом была начата в тюрьме, куда автор угодил... за кражу томика Пруста. Все герои книги — маргиналы. Сам Жене отцензурировал роман, после первых двух публикаций, убрав оттуда наиболее шокирующие описания.
Главный герой — юноша-проститутка Дивайн. Он умирает от туберкулеза и перебирает в памяти своих любовников. Самым ярким из них оказывается циничный паренек с прозвищем Богоматерь Цветов, по роду деятельности — вор и убийца.
Публикация романа открыла перед Жене двери в литературный мир, где его соратниками стали ни много ни мало Андрэ Жид, Жан Кокто и Жан-Поль Сартр.
«Голый завтрак» (1959), Уильям Берроуз
Мы добрались до книги, благодаря которой стали возможны многие другие романы из этого списка.
Берроуз наряду с Джеком Керуаком и Алленом Гинзбергом стал одним из столпов движения битников. Он десятилетиями сидел на разнообразных инъекционных наркотиках и написал о своей зависимости роман «Джанки». Он застрелил жену, когда пьяный пытался попасть из пистолета в стакан на ее голове. Однако его творчество оказало неслабое влияние на поп-культуру, литературу, музыку и кинематограф.
«Голый завтрак» написан по «методу нарезок» (литературная техника, когда готовый текст случайно разрезается и перемешивается для создания нового произведения), а поэтому выделить какую-либо сюжетную линию в нем весьма проблематично.
Агент Ли (так он сам себя называет) странствует по США, Мексике и Африке в поисках вдохновения для книги и дозы наркотика. На его пути встречаются множество персонажей разной степени гротескности.
Вот как описывает роман один из современников Берроуза: «Это наркотический кошмар, наполненный секретными агентами, безумными докторами, гангстерами, зомби, фаллическими монстрами, вампирами и инопланетянами, замешанными в садомазохистские оргии, трансформации, дьявольские планы и межпланетные войны».
Не смотря на экстравагантное содержание, книга постоянно попадает в списки «100 лучших книг всех времен » и получила в 1991 году великолепную экранизацию от Дэвида Кроненберга.
«На игле» (1993), Ирвин Уэлш
Дебют знаменитого ныне писателя-хулигана посвящен жизни его самого и его друзей в годы героиновой эпидемии начала 90-х.
Помимо черного юмора, натуралистических сцен и обилия шотландских диалектизмов, эта книга дает хорошее преставление о жизни портовых окраин Эдинбурга 90-х. Если вы думали, что беспросветная жизнь тогда была лишь в России, то обязательно прочтите этот роман.
Практически все персонажи книги срисованы писателем из жизни и где-то половина из них к настоящему времени уже мертва. Одних доканали наркотики, других — СПИД. Так что чтиво вас ждет весьма поучительное и довольно странно, что книга в нашей стране угодила в список той самой «запрещенки» несмотря на её очевидным образом антинаркотическую суть.
Ну да ладно. Нас здесь интересует то, что роман стал культовым далеко за пределами Великобритании и получил новаторскую экранизацию (реж. Денни Бойл, 1996), давшую старт карьере актера Юэна Макгрегора и в 2012 году признанную лучшим британским фильмом за 60 лет.
У книги есть продолжение, роман «Порно» (2002), и приквел — «Мальчики на дозе» (Skagboys). По первому тот же Денни Бойл снял картину «T2: Трейнспоттинг» (2017). Действие в ней как и в книге-сиквеле происходит спустя 10 лет после событий первого фильма.
Кстати, выражение Trainspotting в английском имеет два значения. Первым словом называют субкультуру фанатов ЖД-транспорта, которые обмениваются информацией где находится и куда направляется тот или иной поезд (примерно как бёрдвотчеры наблюдают за миграциями птиц). А вот второе (оно-то и имелось в виду) — это сленговое обозначение процесса поиска героинщиком пригодной для инъекции вены на руках.